Найти в Дзене
Альтернативная история

Итальянский сухопутный крейсер для РККА. Проект танка Fiat-Ansaldo P.71

Оглавление

Мало кто знает, но ещё в начале 30-х годов, когда СССР активно работал с итальянскими компаниями в самых разных областях, итальянские инженеры предлагали СССР разработать тяжёлый танк. Об этом проекте практически ничего не известно, но кое-что всё же дошло до нашей команды энтузиастов.

Изначально о проекте этого танка было известно следующее:

Танки реальные и альтернативные | Блог альтернативная история | Дзен

История разработки

В издании «Итальянские танки и бронеавтомобили» за 1937 год упоминается проект, созданный «Fiat-Ansaldo». Официальное обозначение ему не присвоили, однако, если бы его построили и приняли на вооружение, вероятно, он назывался бы Pesante 71 или просто P.71.

«Fiat-Ansaldo» – это танковый проект, разработанный в Италии в 1933 году с целью экспорта. Судя, по доступным сведениям, эта 71-тонная машина относилась к классу тяжёлых танков, даже пожалуй сверхтяжёлых. К сожалению, о данном проекте нет достоверных данных, включая его внешний вид. Танк остался лишь в виде проекта, разработанного для возможной продажи в Советский Союз.

Что известно о конструкции

Корпус и бронирование

В качестве отправной точки для создания корпуса послужила ранняя версия проекта Ansaldo GL-4. Конструкция корпуса претерпела изменения и была адаптирована для использования в новой боевой машине. В процессе доработки были решены проблемные вопросы, включая усиление защиты подвески и отказ от спонсонов. Оригинальная подвеска GL-4 была признана непригодной из-за вероятной неспособности выдерживать вес в 70 тонн. Вооружение разместили в башенных установках. Дизайн башен имеет стилистическое сходство с корабельными башнями итальянского флота 1920-1930-х годов, а также с башнями, разработанными для танков Ansaldo GL-4 и Т-39. К сожалению, из-за конструктивных особенностей, ни одна из башен не обеспечивает кругового вращения на 360°.

Габаритные размеры машины практически соответствуют указанным в проектной документации. Длина составляет 10 620 мм (в проекте 10 542 мм), ширина 3 680 мм, с гусеницами — 4 315 мм, высота 3 980 мм (в проекте 4 000 мм). Диаметр башенного кольца составляет 1 900 мм.

Толщина брони:

  • Тип брони – стальная,
  • Лоб корпуса – 50 мм,
  • Борт корпуса – 40 мм,
  • Корма корпуса – 40 мм,
  • Крыша корпуса – 13 мм,
  • Днище – 13 мм,
  • Лоб башни – 50 мм,
  • Борт башни – 40 мм,
  • Корма башни – 40 мм.

Экипаж состоял из 10 человек: командир, 4 заряжающих, 2 наводчика, 2 стрелка, механик-водитель.

Вооружение танка

В процессе реконструкции проекта возникла дискуссия относительно вооружения бронетехники. Первоначальный документ упоминает необычный для итальянской техники калибр главного орудия – 107 мм. Однако, принимая во внимание экспортную направленность проекта, логично предположить, что под 107-мм пушкой подразумевалось орудие Cannone da 105/28 M.13, представлявшее собой лицензионную версию французской пушки Canon de 105 mle 1913 Schneider. Французское же орудие, в свою очередь, являлось 105-мм модификацией 107-мм 42-линейной пушки образца 1910 года.

Поскольку итальянцам удалось реализовать один из своих проектов тяжелого танка в СССР, вероятно, предполагалось, что 105-мм орудие можно будет заменить на 107-мм без переделок в конструкции башни. Боезапас насчитывал 55 единиц. Темп стрельбы составлял 4-5 выстрелов в минуту.

К сожалению, из-за специфики конструкции, вращение башни на полные 360° невозможно. Горизонтальный угол наведения основного орудия достигает 310°. Вертикальные углы наведения составляют от -5° до +20°.

-2

Французское орудие Canon de 105 mle 1913 Schneider, лицензионная копия которого установлена на танк

Для дополнительного вооружения предусмотрены 76-мм и 37-мм пушки, а также четыре 6,5-мм пулемёта. В качестве 76-мм орудия для восстановления решили использовать Cannone da 76/40 M.97. Эта пушка активно применялась в период Первой и Второй мировых войн как на кораблях итальянского Королевского флота, так и на сухопутном театре военных действий в разных качествах, например, как орудие береговой обороны, зенитка и железнодорожная пушка.

Орудие представляет собой лицензионную версию британской корабельной 76-мм пушки QF 12-pounder 12 cwt, производившейся на заводе «Ansaldo». Боезапас составлял 55 снарядов. Темп стрельбы – 8-9 выстрелов в минуту. К сожалению, из-за конструктивных особенностей, башня не имеет возможности полного кругового вращения. Горизонтальные углы наведения 76-мм пушки ограничены 260°. Вертикальные углы наведения находятся в диапазоне от -7° до +15°.

-3

76-мм Cannone da 76/40 M.97

В качестве 37-мм орудия была выбрана пушка Cannone da 37/40 Vickers-Terni M.18. Такое же орудие устанавливалось на лёгкий танк Fiat 3000B. Боекомплект 80 снарядов. Скорострельность 12-14 выстр./мин. К сожалению, из-за особенности конструкции башня не может вращаться на все 360°. Углы горизонтальной наводки 37-мм орудия составляют 264°. Углы вертикальной наводки -7°…+15°.

-4

Cannone da 37/40 Vickers-Terni M.18 в башне танка Fiat 3000B

Ну и в заключении рассказа о вооружении машины, несколько слов о пулемётах. Для данного танка итальянцы предлагали четыре 6,5-мм пулемёта Fiat-Revelli 1914. Автоматика с полусвободным затвором и отдачей ствола. Энергия газов давила на затвор, который поворачивал личинку (рычаг), которая давила на заднюю стенку ствольной коробки, смещая назад ствол, пока, в свою очередь, не опускала затвор. Смещение ствола замедляло темп стрельбы, довольно высокий у других систем с полусвободным затвором. Стрельба ведётся с закрытого затвора. Пулемёт имел массу 17 кг, при длине 1 180 мм длина ствола составляла 654 мм. Для стрельбы используется унитарный патрон 6,5×52-мм Mannlicher-Carcano, вид боепитания многорядный открытый. Скорострельность ~400-500 выс./мин. Боекомплект 12 000 патронов. Пулемётные башенки имели сектор обстрела в 180° по горизонтали.

-5

6,5-мм пулемёт Fiat-Revelli 1914

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка танка основывалась на авиационном V12 двигателе Fiat A.25 с жидкостным охлаждением, аналогичном тем, что применялись на итальянских бомбардировщиках Fiat BR.2/3/4. Номинальная мощность этого двигателя составляла 950 л.с., а пиковая – 1000 л.с. Предполагается, что для увеличения срока службы в танке использовалась версия с пониженной до 850 л.с. мощностью при 2200 об/мин. Этот двигатель должен был обеспечивать максимальную скорость танка в 25 км/ч.

В качестве вспомогательного двигателя, приводящего в действие генератор для питания освещения, радиооборудования и прочего, был выбран легкий авиационный V-образный четырехцилиндровый мотор Fiat A.60 с жидкостным охлаждением. Его мощность составляла 135-145 л.с. при 2200 об/мин, и, вероятно, он также был модифицирован для работы в танковых условиях.

-6

Двигатель Fiat A.25

-7

Двигатель Fiat A.60

Запас топлива составлял 2000 литров, что обеспечивало 8 часов работы.

Трансмиссия танка была бензиново-электрической, состоящей из двух динамо-машин с параллельным возбуждением и двух конечных электромоторов. Управление осуществлялось с помощью реостатов.

Ходовая часть

От оригинальной подвески GL-4 было решено отказаться, так как она, скорее всего, не выдержала бы 70-тонную нагрузку. Согласно проектной документации, клиренс составлял 0,5 м, а удельное давление на грунт – 0,95 кг/см2 (при заглублении на 10 см). Ширина гусениц была 600 мм.

Проектные характеристики включали преодолеваемый подъем в 45°, ров шириной 4,5 м, вертикальное препятствие высотой 1,2 м и брод глубиной 2,3 м. Минимальный радиус поворота составлял 13,2 м.

Реконструкция общего вида танка. Автор А. Синюкович:

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Тяжелый танк КВ-4. СССР - Альтернативная История
Альтернативный Т-35Б. СССР - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/italyanskij-suhoputnyj-krejser-dlya-rkka-proekt-tanka-fiat-ansaldo-p-71/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉