Найти в Дзене
Extreme Sound

10 прог-метал-групп из 90-х, которые должны были стать гигантами

Эти прог-метал-артисты появились в 80-х и 90-х, но так и не получили того признания, которого заслуживали. Давайте исправим эту несправедливость и вспомним тех, кто остался в тени, но создавал великую музыку. Немецкая формация Vanden Plas в 2025 году будет отмечать свое 40-летие. Несмотря на то, что они выпускали один превосходный альбом за другим (особенно выделяется «Christ 0» 2006 года), о них говорят незаслуженно мало. Во-первых, фронтмен Энди Кунц всегда был одним из самых выдающихся голосов в жанре, а гитарист Штефан Лилль и бывший клавишник Гюнтер Верно составляли невероятную команду на протяжении всей дискографии. Группа часто обращалась к увлекательным и изобретательным концепциям, затрагивая темы от несправедливости и теологии до паранормальных явлений. Иногда их амбициозные истории растягивались на целых два альбома. Но самое главное, им почти всегда удавалось найти идеальный баланс между эмоционально насыщенными и цепляющими боевиками («Christ 0», «The Empyrean Equation
Оглавление

Эти прог-метал-артисты появились в 80-х и 90-х, но так и не получили того признания, которого заслуживали. Давайте исправим эту несправедливость и вспомним тех, кто остался в тени, но создавал великую музыку.

Vanden Plas

Немецкая формация Vanden Plas в 2025 году будет отмечать свое 40-летие. Несмотря на то, что они выпускали один превосходный альбом за другим (особенно выделяется «Christ 0» 2006 года), о них говорят незаслуженно мало.

Во-первых, фронтмен Энди Кунц всегда был одним из самых выдающихся голосов в жанре, а гитарист Штефан Лилль и бывший клавишник Гюнтер Верно составляли невероятную команду на протяжении всей дискографии. Группа часто обращалась к увлекательным и изобретательным концепциям, затрагивая темы от несправедливости и теологии до паранормальных явлений. Иногда их амбициозные истории растягивались на целых два альбома.

Но самое главное, им почти всегда удавалось найти идеальный баланс между эмоционально насыщенными и цепляющими боевиками («Christ 0», «The Empyrean Equation Of The Long Lost Things»), масштабными и сложными композициями («Inside of Your Head», «Frequency») и разнообразными звуковыми палитрами («Days of Thunder», «Vision 4our - Misery Affection Prelude»).

Серьезно, нет никаких причин, почему они не должны быть в авангарде всех обсуждений о прог-метале.

Lemur Voice

-2

Родом из Нидерландов, Lemur Voice выпустили всего две пластинки — «Insights» (1996) и метко названную «Divided» (1999) — после чего решили распуститься во время работы над третьим альбомом. В их официальном заявлении говорилось: «Мы все чувствуем, что взаимно мешаем друг другу на наших личных творческих путях. Поэтому мы должны расстаться, чтобы продолжать создавать музыку, к которой мы стремимся». Таким образом, у них почти не было шанса прорваться, но оглядываясь назад, становится ясно, что у них уже был талант и видение, чтобы оставить свой след.

С первых же моментов «Intuition» (с альбома «Insights») Lemur Voice превосходно смешивают традиционные черты метала с клавишной сочностью нео-прога в духе ранних Marillion и IQ. Другие яркие моменты с этого диска — инструментальная фортепианная ода «Celestial Haze» и многогранный эпик «Alone». Затем на «Divided» они углубились в эксперименты в духе Mr. Bungle с помощью нерегулярных ритмов и причудливых текстур в песнях «Divided», «Childhood Façade» и их фирменной версии «Beat It» Майкла Джексона.

Хоть они и создали всего два альбома, эта голландская группа заслуживает признания за свой вклад в прог-метал 90-х.

Psychotic Waltz

-3

Psychotic Waltz — одна из старейших американских прог-метал-групп, начавшая свой путь в 1988 году, распавшаяся в 1996-м и официально воссоединившаяся в 2010-м. За это время они делили сцену с такими гигантами, как Emperor, The Dillinger Escape Plan, Nevermore и Symphony X, сохраняя при этом свое качество и уникальность.

Их первоначальный период (с 1990-го «A Social Grace» до 1996-го «Bleeding») был весьма впечатляющим. В их раннем творчестве чувствовался легкий трэшевый вайб в духе Voivod, King Diamond и Iron Maiden («Successor», «Freakshow»), но с замысловатыми поворотами. Последующие работы склонялись к более доступному звучанию («Only Time», «Bleeding»).

Что касается их камбэка 2020 года, альбома «The God-Shaped Void», он стал идеальным и осовремененным компромиссом между двумя этими фазами («All the Bad Men», «Sisters of the Dawn»), доказывая, что они по-прежнему заслуживают внимания.

Threshold

-4

Конечно, английская группа Threshold (выпустившая 12 студийных альбомов за последние 32 года) более узнаваема, чем многие другие в этом списке. Тем не менее, они должны быть так же популярны, как и их самые известные коллеги по жанру, особенно потому, что им удалось оправиться от многочисленных смен состава — включая смену нескольких вокалистов — причем каждая эра группы предлагала что-то особенное.

Говоря о вокалистах, неповторимый голос бывшего фронтмена Дэмиана Уилсона был основной причиной, по которой их ранние работы («Sanity’s End», «Virtual Isolation») так выделялись. Упрощенно говоря, это то, что получилось бы, если бы Роберт Плант пел под гибрид Dream Theater и Megadeth.

С тех пор они в основном придерживаются своего оригинального звучания, а новые вокалисты Эндрю «Мак» МакДермотт и, в последнее время, Глинн Морган, добавляли новые оттенки в их музыкальную палитру: первый — с более мягким, стадионно-роковым тембром («Critical Mass»), а второй — с оперным и суховатым тоном («Silenced»).

Вас ждет целая сокровищница великолепного материала Threshold, так что ныряйте в их дискографию как можно скорее.

Lanfear

-5

Хотя дебютный альбом Lanfear 1996 года «Towers of February» весьма приятен на слух, он лишь намекал на прогрессивные и мифические тенденции, которые они разовьют начиная с «Zero Poems» (1999). С тех пор и до своего последнего альбома «The Code Inherited» (2016) эта немецкая пятерка абсолютно точно попадала в свою суровую, но величественную эстетику.

Будь то притягательная тревожность и величественная, основанная на клавишных, изысканность «Turn the Tide»; театральная гиперактивность «Shades of Black»; или альтернативные текстуры и сочные мелодии «Brave New Men» и «Idiopathic Discreation» — Lanfear умело вплетали в свою музыку влияния таких групп, как King Crimson, Testament, Rush и Disturbed.

Как и Threshold, они также сменили нескольких вокалистов (включая Штефана Цорнера, Тобиаса Альтхаммера и Нуно Мигеля де Барроса Фернандеса), что только добавляет разнообразия и привлекательности их каталогу.

Royal Hunt

-6

Royal Hunt, одна из старейших метал-групп Дании, выделяется тем, что включает в свою творческую химию средневековые, фолковые и симфонические элементы. Благодаря этому их звучание особенно разнообразно, и, что удивительно, они умудряются поддерживать его с 1992 года («Land of Broken Hearts») до 2022 года («Dystopia – Part II»). Несмотря на это, их редко упоминают в одном ряду с такими прог/неоклассик/пауэр-метал-группами, как Symphony X, Kamelot, Stratovarius и Savatage.

Их первое десятилетие было чрезвычайно увлекательным, а альбом-сюита 1997 года «Paradox» входит в число лучших прог-метал-альбомов 90-х благодаря таким жемчужинам, как драматичная «River of Pain» и притягательная баллада «Message to God». С тех пор, даже столкнувшись (как вы уже догадались) с постоянной сменой вокалистов, они оставались в основном последовательными, адаптируясь к современным реалиям («Half Past Loneliness», «Principles of Paradox»).

Честно говоря, дилогия «Dystopia» может быть одной из их величайших работ, как из-за того, насколько мастерски они сочетаются друг с другом, так и из-за их индивидуальных достоинств (от симфонической агрессии «Scream of Anger» до классической элегантности «The Missing Page (Intermission I)»).

Сколько еще ветеранов сцены продолжают выпускать материал высшего класса?

Atheist

-7

Если вы попросите 100 «экспертов» по прог-металу назвать группу из 90-х, которая открыла новые горизонты, смешав дэт-метал и джаз-фьюжн, большинство из них немедленно назовут Cynic. Без сомнения, их альбом «Focus» 1993 года был революционным. Однако важно отметить, что другой американский проект — Atheist, образовавшийся еще в 1987 году — шел с ними плечом к плечу.

Они мощно стартовали в 90-х с великолепной трилогией — «Piece of Time» (1990), «Unquestionable Presence» (1991) и «Elements» (1993) — которая в совокупности продемонстрировала невероятно брутальный вокал Келли Шейфера на фоне изобретательных и сложных аранжировок («Room With a View», «An Incarnation’s Dream», «Samba Briza»).

Затем, как и Psychotic Waltz, они ушли на длительный перерыв, после чего вернулись с потрясающим камбэк-альбомом («Jupiter», 2010) и в основном новым составом. Шейфер, однако, остался у руля, и его присутствие, в сочетании с мастерством новых и вернувшихся участников, позволило «Jupiter» звучать как достойный преемник «Elements» («Fictitious Glide», «Tortoise the Titan»).

Если вы ищете еще более злую версию того, что делают Cynic, Atheist — ваш выбор.

The Gathering

-8

Еще одна преступно недооцененная голландская группа (и, вероятно, самая стилистически гибкая в этом списке) — The Gathering.

Хотя готик/дум с мужским вокалом на их первых двух альбомах был неплох, по-настоящему группа начала осваивать прогрессивные территории с приходом уникальной вокалистки Аннеке ван Гирсберген на альбоме «Mandylion» (1995). С тех пор и до «Home» (2006) она привносила ангельскую чистоту и ошеломляющую мелодичность во многие их самые тяжелые и стилистически изысканные номера («In Motion #1», «Nighttime Birds»), по мере того как группа начала смещаться в сторону альтернативного/арт-рока («Amity», «In Between»).

С альбома «The West Pole» (2009) ван Гирсберген сменила не менее талантливая (но заметно другая) Силье Вергеланд. Несмотря на сохранение атмосферы эры ван Гирсберген, эра Вергеланд время от времени становилась заметно более яростной («A Constant Run», «I Can See Four Miles», «Grounded»).

В какой бы точке дискографии The Gathering вы ни оказались, вас ждет красноречивый вокал и мощные аранжировки. И хотя только их ранние альбомы можно уверенно отнести к металу, одних их было бы достаточно, чтобы The Gathering оказались в центре внимания.

Conception

-9

Этот норвежский квартет существует с 1989 года, и, как и пара упомянутых ранее групп, они оставались продуктивными в 90-х, выпустив четыре альбома, после чего длительный перерыв заставил фанатов ждать почти 25 лет их пятого альбома («State of Deception», 2020).

Многие поклонники Conception утверждают, что «In Your Multitude» (1995) — их magnum opus. Этот альбом ощущается как удивительный гибрид Dio, Queensrÿche, Living Colour и Fates Warning. Чтобы понять, почему это так, достаточно послушать «Retrospect» и «Carnal Comprehension».

Хотя их другие работы и не достигают уровня «In Your Multitude», они определенно заслуживают внимания благодаря своей способности сочетать трогательные композиции («Silent Crying», «Hold On») с прямолинейной и сложной анархией («Water Confines», «No Rewind»). Да, они в основном придерживаются одного рецепта, но это тот самый рецепт, который гораздо больше людей должны слушать на своих стереосистемах как можно чаще.

Mekong Delta

-10

Если и есть один урок, который можно извлечь из этого списка, так это то, что Германия породила множество относительно незамеченных жанровых коллективов, и Mekong Delta заслуживает признания не меньше, чем любая другая рассмотренная нами группа. За исключением 10-летнего перерыва между 1996-м («Pictures at an Exhibition») и 2007-м («Lurking Fear»), они регулярно выпускали особенно привлекательную смесь прог/техно/экстрим/трэш-метала с момента своего одноименного дебютника в 1987 году.

Они тоже пережили немало смен вокалистов и инструменталистов. В результате, безусловно, есть отличительные элементы, которые разделяют, скажем, сложную, но яростную восьмичастную сюиту «Dances of Death» (1990) от классических глубин «Allegro (Mhorams Victory)» (1994) и виртуозного мастерства и авантюризма «Ouverture» (2014).

Даже их 12-й ( и последний на данный момент) альбом «Tales of a Future Past» (2020) показывает, как они расширяют свои творческие горизонты, используя четыре трека «Landscape» в качестве связующего звена между риффовыми жемчужинами («Mental Entropy») и величественными акустическими одами («A Farewell to Eternity»). Это чрезвычайно изобретательный прием, который поднимает альбом на новый уровень и доказывает, что Mekong Delta с годами, возможно, становились только лучше.

Вот такой список незаслуженно забытых героев прог-метала. Конечно, он не исчерпывающий, и у каждого найдется своя любимая группа, которая не получила должного внимания. А кого бы вы добавили в этот список? Делитесь в комментариях!