Найти в Дзене
Extreme Sound

Пять самых «тяжёлых» песен от классиков прог-рока. Вы не ожидали от них такой мощи!

Привет, ценители хорошей музыки! Когда мы говорим «прогрессивный рок», в голове сразу возникают образы сложной, утончённой и порой даже умиротворяющей музыки. Группы вроде Pink Floyd, Genesis или Jethro Tull — это же настоящие интеллектуалы и мастера мелодий, не так ли? Их творчество ассоциируется с виртуозностью и пасторальными пейзажами, а не с зубодробительной агрессией. Но что, если я скажу вам, что эти пионеры прог-рока умели «дать жару» не хуже иных метал-групп? Просто они делали это по-своему, с фирменной изобретательностью. Выбрать всего по одному самому «тяжёлому» треку у каждой из этих легенд было непросто, но мы справились. Итак, делайте колонки погромче и приготовьтесь услышать самую яростную и хаотичную сторону пяти великих прог-рок-коллективов! Genesis — это, пожалуй, эталон величественного и пасторального прог-рока. Но не стоит заблуждаться: эти ребята могли нанести сокрушительный удар. Вспомните хотя бы «Fly on a Windshield» или «The Return of the Giant Hogweed» (где С
Оглавление

Привет, ценители хорошей музыки!

Когда мы говорим «прогрессивный рок», в голове сразу возникают образы сложной, утончённой и порой даже умиротворяющей музыки. Группы вроде Pink Floyd, Genesis или Jethro Tull — это же настоящие интеллектуалы и мастера мелодий, не так ли? Их творчество ассоциируется с виртуозностью и пасторальными пейзажами, а не с зубодробительной агрессией.

Но что, если я скажу вам, что эти пионеры прог-рока умели «дать жару» не хуже иных метал-групп? Просто они делали это по-своему, с фирменной изобретательностью. Выбрать всего по одному самому «тяжёлому» треку у каждой из этих легенд было непросто, но мы справились.

Итак, делайте колонки погромче и приготовьтесь услышать самую яростную и хаотичную сторону пяти великих прог-рок-коллективов!

Genesis — «The Knife» (Live)

Genesis — это, пожалуй, эталон величественного и пасторального прог-рока. Но не стоит заблуждаться: эти ребята могли нанести сокрушительный удар. Вспомните хотя бы «Fly on a Windshield» или «The Return of the Giant Hogweed» (где Стив Хэкетт уже вовсю использовал гитарный тэппинг за годы до того, как его популяризировал Эдди Ван Хален).

И всё же, их самый брутальный шедевр появился ещё раньше. Речь о концертной версии песни «The Knife». Оригинал закрывал их второй альбом Trespass (1970), но именно на концерте 1973 года этот «Нож» был заточен до остроты бритвы. Он стал настолько злым, что начал вызывать ассоциации с King Crimson.

Здесь всё доведено до предела: Фил Коллинз выдаёт ураганную и неустанно агрессивную барабанную партию, Стив Хэкетт рубит жёсткие гитарные риффы, Тони Бэнкс терзает орган искажёнными пассажами, а Питер Гэбриел поёт с непривычно едкой злобой. Но настоящий взрыв происходит после обманчиво спокойной середины, которая перерастает в самый неуправляемый инструментальный джем в истории Genesis. Настоящий концентрат ярости!

King Crimson — «Level Five»

Раз уж мы упомянули King Crimson... Эта группа становилась всё тяжелее и тяжелее на протяжении 70-х, затем в 80-х сбавила обороты, уйдя в пост-панк, чтобы в 90-х и 2000-х вернуться с мощью индастриал-метала. И свой самый дикий трек они приберегли для своего последнего студийного альбома The Power to Believe (2003) — «Level Five».

Символично, что самая жуткая вещь King Crimson — инструментал. По сути, это пятая и заключительная часть их легендарной сюиты «Larks’ Tongues in Aspic». Связь с предыдущими частями очевидна: ломаная перкуссия, диссонирующие гитарные партии и резкие, рваные остановки. Но есть одно отличие: если в предыдущих частях «Языков» была своя игривость и даже красочность, то «Level Five» — это чистая, холодная и беспощадная механистичность. Серьёзная и пугающая музыкальная машина.

Rush — «Stick It Out»

Раннее творчество Rush было весьма кусачим — трио не скрывало, что вдохновлялось Led Zeppelin и The Who. Казалось бы, самая «мясная» вещь должна быть именно с тех времён, верно? А вот и нет! Свой самый свирепый трек канадцы выпустили, когда за их плечами было уже два десятилетия карьеры.

«Stick It Out» с альбома Counterparts (1993) стал возвращением группы к хард-роковым корням, но с мощной примесью сиэтлского гранжа, который тогда гремел на весь мир.

Да, вокал Гедди Ли здесь довольно спокоен (не сравнить с его криками в «2112»). Зато его перегруженный бас и хрустящие, тяжёлые риффы Алекса Лайфсона создают невероятно плотную стену звука. Нил Пирт, как всегда, яростно молотит по барабанам. Но вишенка на этом торте ярости — совершенно дикое и неожиданное соло Алекса Лайфсона ближе к концу, которое окончательно срывает все предохранители.

Gentle Giant — «Peel the Paint»

Как и Genesis, Gentle Giant достигли пика своей «громогласности» в самом начале пути. Их концептуальный альбом Three Friends (1972) рассказывал о трёх друзьях детства, разочарованных во взрослой жизни. И это чувство неудовлетворённости буквально пропитывает трек «Peel the Paint».

Композиция начинается обманчиво тихо, с мягкого вокала Фила Шульмана. Но напряжение нарастает, и примерно на второй минуте плотину прорывает. На слушателя обрушивается ураган из зловещих риффов, где стандартные рок-инструменты сталкиваются со скрипками, саксофонами и клавишными. Вокалист Дерек Шульман буквально кричит пророческие строки:

«Сдери краску, загляни под неё / Увидишь того же, того же дикого зверя / Сорви покровы, одежды времён / И найдёшь безумные глаза и заточенные клыки».

Песня не отпускает свою жертву до самого конца, затягивая в смелый и авантюрный звуковой беспорядок.

Yes — «The Gates of Delirium»

Этот 22-минутный монстр с альбома Relayer (1974) — не только одна из лучших эпических композиций Yes, но и, безусловно, их самая тяжёлая вещь. Как в музыкальном, так и в тематическом плане.

Вдохновлённая «Войной и миром» Толстого, песня исследует темы конфликта, разрушения и искупления. Вокалист Джон Андерсон поёт своим фирменным высоким и грациозным голосом, но тексты, которые он произносит, полны мрачной поэзии:

«Слушайте, ваши друзья сломлены / Они рассказали нам о вашем яде / Теперь мы знаем / Убейте их / Отплатите им той же монетой / Уничтожьте их / Сожгите смех их детей».

Музыкально это американские горки. Спокойные, почти неземные пассажи сменяются настоящим кинематографическим хаосом: огненные гитарные запилы, дьявольские вокальные наслоения, пронзительные клавишные и шквал ударных. Центральная инструментальная часть — это звуковое воплощение грандиозной битвы, поездка сквозь адские космические пейзажи.

«The Gates of Delirium» атакует, изматывает, но в конце оставляет слушателя опустошённым, но благодарным за пережитый опыт. Словно вы выжили в страшной битве и теперь размышляете о смысле жизни.

Вот такими неожиданно брутальными могут быть титаны прогрессивного рока. Они доказывают, что «тяжесть» в музыке — это не только скорость и дисторшн, но и сложность, эмоции и невероятная мощь мысли.

А какие песни вы бы добавили в этот список? Согласны с нашим выбором? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!