Найти в Дзене

Приёмная кампания в вузы в 2025г. Специальность, приоритет, рейтинг - что важно учесть?

Оглавление

20 июня 2025г начинается прием документов в вузы. Не сказать, чтобы процесс подачи заявлений был сложен, но, как всегда, есть нюансы.

Ну зачем ему бумажка в синтетический наш век

В подавляющем большинстве случаев вся "документалка" идет через Госуслуги. Система максимально понятная и прозрачная, все ссылки удобные, все необходимые документы подтягиваются (в том числе результаты ЕГЭ), однако в прошлом году некоторые выпускники жаловались, что сайт частенько подвисает - шутка ли дело, что на нём одновременно висит несколько миллионов человек. За год могло всё починиться, и беспокоиться будет не о чем, но не вредно в голове иметь в виду, что на сайте вуза также можно написать заявление и прикрепить сканы нужных документов. В дальнейшем можно будет представить в приемную комиссию оригиналы документов (аттестат прежде всего), но вообще все оригиналы подгружаются с Госуслуг, так что в этом практически уже нигде нет необходимости.

Цифровое настоящее
Цифровое настоящее

Лето выдалось приоритетное

Выпускник имеет право подать заявление в 5 разных вузов на 5 специальностей. Система имеет разные сроки в зависимости от типа заявления, окончательно закрывается 25 июля 2025г. До 5 августа 2025г абитуриенту основного потока необходимо отправить согласие на выбранную специальность - то есть, по сути, оригиналы документов. Все делается через Госуслуги, но можно и "живьем", можно даже по почте послать (вот интересно, найдутся такие камикадзе?)

На каждую выбранную специальность абитуриент устанавливает приоритет - то есть в каком порядке значимости он оценивает для себя данное направление. Это очень важный этап, и следует отнестись к выбору приоритета неформально. Изменить приоритеты можно в течение всего периода приема документов. После 25 июля 2025г (окончания подачи заявлений для всех потоков) приоритет изменить будет невозможно.

Плюс в этом году вузы обязали устанавливать для всех участников конкурса приема свои приоритеты: основной высший (вне зависимости от наличия согласия и согласия абитуриента и других конкурсантов, по сути, признание зачисления в любом случае) и высший проходной (среди выпускников, отправивших согласие). Отсутствие пометки "основной высший" не значит, что не поступил: абитуриенты с этим приоритетом необязательно отправят согласие (надо смотреть на эти пометки у тех, кто выше в списке). При этом приоритет "высший проходной", разумеется не гарантирует зачисление: к концу срока подачи документов все больше абитуриентов будет определяться с выбором, а 4-5 августа согласия могут пойти лавинообразно (если Госуслуги будут работать нормально, согласие можно будет отправить и в 11:59, лол - разумеется, не советую так шутить с судьбой), и ситуация будет меняться буквально на глазах.

Абитуриент сможет отслеживать движение себя в списке, и, если в конкретном вузе он вылетел из конкурсного списка, скажем, по приоритету 1, но прошел по приоритету 2, он автоматически после закрытия системы попадает в приказ. "Спуститься" не на 2, а, например, на 4 будет нельзя - даже если абитуриент и по этой специальности "прошёл". Поэтому еще раз: приоритеты специальностей должны быть выставлены очень ответственно: именно в период подачи согласий изменить это будет нельзя. В прошлом году я видела, как моя ученица вместо наноинженерии оказалась на мехмате из-за выставленного приоритета. Драмы не случилось, и вообще, всё, что ни делается, к лучшему, однако ж.

Важно помнить, что многие вузы назначают дополнительные баллы (до 10) за всякую школьную активность, прежде всего участие и победы в олимпиадах всех уровней, так что не забывать прикреплять к документам и эту гордость. Некоторые вузы начисляют баллы за итоговое сочинение (в сумме в любом случае может быть не больше 10 дополнительных баллов).

Физики и лирики

Понятно, что, если выпускник - победитель Всеросса или получил 300 баллов за ЕГЭ, ему практически не о чем беспокоиться (хотя это не гарантирует поступление именно на конкретную специальность конкретного вуза, увы). Но таких детей в масштабе страны буквально несколько сотен, так что в массе два миллиона человек - выпускники и их родители с бабушками - замирают на лето перед экранами списков схватившись за волосы. Конечно, говорить легко, но, чтобы сохранить здоровье перед новым учебным годом в вузе, когда всё не закончится, а только начнется, важно помнить: никто не останется за бортом, все так или иначе поступят. Может, некоторые - в другой вуз, не тот, в который рассчитывали, но вузов хороших много, и в этом году уж точно те, кто хочет учиться в высшем учебном заведении, будут там учиться. Во всяком случае, до первой сессии, лол.

Вроде как не скрываясь, но при этом как-то полутайком чиновники от образования делают какие-то странные ужимки и прыжки телодвижения, и неизвестно, чем это кончится, но государство, видимо, наконец проштырило, что с образованием не совсем лады. Плюс стране ну позарез нужны специалисты технического направления. Поэтому если деть технарь, собирается сдавать физику, информатику. математику - ему везде дорога и везде почёт будет еще лет пять как минимум, дальше, конечно, трудно загадывать. При даже средних баллах за физику и информатику можно выбрать и столичный вуз: "Плешку" (поступить легко, но вуз учит безобразно), МЭИ (поступить можно, учиться очень трудно), РУДН (поступить легко, учиться трудно), "Финашку" (поступить можно, учиться легко). Кроме того, надо учитывать во время приемной кампании, что количество бюджетных мест на технические специальности к началу августа может увеличиться: освободятся не занятые льготниками места, квотированные места и т.п.

Что касается гуманитариев, тут всё сложнее. В этом году еще можно будет проскочить, но чем дальше, тем вероятности учиться бесплатно будет всё меньше. Во-первых, бюджетных мест на гуманитарные направления уже дают (такое чувство) по минимуму. В них в статусные вузы едва "влезают" победители олимпиад первого уровня, иногда даже стобалльникам мест не хватает (Фальков недавно сказал, что вузы будут принимать таких выпускников за свой счёт, ну посмотрим). При этом Министерство НиВО планирует сокращать невостребованные специальности, а это большей частью всякий балласт, прежде всего гуманитарный (количество бессмысленных и беспощадных менеджеров и прочих юристов, которые ни те ни другие, уже давно переросло здравый смысл). На пятилетней дистанции мы скорее всего увидим ужесточение бесплатного приёма на гуманитарные специальности, и с этим ничего не поделаешь. Бесплатно будут учиться только таланты, остальные - за свои. Адище также творится на медицинские факультеты и всякую ветеринарию: очень мало бюджета. Нужны или квота, или сумасшедшие баллы ЕГЭ, или олимпиады. Как ни странно, у страны полно врачей (во всяком случае, в частной сфере) - не хватает именно среднего и младшего медперсонала, прежде всего в госсекторе, так что прежде всего будут поддерживаться соответствующие колледжи.

Если планируется поступление на "платку", беспокоиться не о чем - пока так или иначе берут вообще всех. Как будет дальше, посмотрим. Чтобы не создавать напряжение в массах, скорее всего, возможность платной учёбы в вузе никто трогать не будет.

Мама, я студент

Абитуриент в августе
Абитуриент в августе

Лето перед поступлением - одно из самых тяжелых и для выпускников, и для родителей. Очень часто кажется, что поступление - это такая финальная точка, после которой начнется покой, веселье и настоящая молодая жизнь. Начнется, конечно, но вместе со стрессом вхождения в новую среду, коллоквиумами, семинарами, промежуточной сессией, дифференцированными зачетами. Все проблемы сегодняшней школы вуз принимает на себя и, если по-настоящему хочет чему-то научить своих студентов, сдирает с них три шкуры, а потом, когда новые нарастут, еще три (те вузы, которые этого не делают, имхо, надо заколачивать крестообразно, а педсостав отправлять в полном составе на уборку картошки). Поступивший в хороший вуз абитуриент должен готовиться не только к веселой студенческой жизни (которая, конечно, будет), но к очень серьёзной, взрослой учёбе, несравнимой со школьной. Мы же, учителя, сможем гордиться учениками, если они переживут сначала первую сессию, а потом в принципе не соскочат с этого трамвая: значит, мы научили их учиться, то есть сделали именно то, что и были должны сделать.