Детский сад и языковая среда сверстников.
Ирина:- А мы продолжаем рассказывать про ОНР-3 у детей с моторной и сенсорной алалией. Сегодня затронем тему детского сада: когда и стоит ли отдавать туда ребёнка? Наш ребёнок дорос до ОНР-3 — будь то моторик или сенсорик. Его нужно отдать в детский сад, чтобы формировался естественный детский язык. Конечно, мы учим его правильной литературной речи,но полноту языка он осваивает лучше всего среди сверстников. Мама помогает, логопед помогает, а на этапе ОНР-3 важно погрузить его в языковую среду.
Логопедические группы для детей с алалией.
Ирина: - Иногда спрашивают: «А может, отдать его сразу в логогруппу?» Или: «Он ещё не выговаривает все звуки, логогруппа ОНР-2-ОНР3…» Я категорически не рекомендую отдавать моториков и сенсориков в логогруппы. Почему? Потому что дети с алалией легко копируют всё, что слышат. Если вокруг — дети с нарушениями речи, вся наша работа окажется лишьисправлением того, что он «нахватал» у сверстников
Мария:- И это ещё один момент — не только дети с речевыми нарушениями попадают в логогруппы.В последнее время складывается ситуация, что туда могут попадать дети с аутизмом, с тяжёлыми интеллектуальными проблемами и прочими особенностями. Это точно не полезно для нашего ребёнка. Во-первых, работа в логогруппе ведётся по моторной концепции, что противоречит языковой концепции, по которой мы работаем. Во-вторых, среди таких детей ему некомфортно: на уровне ОНР-3 он уже готов к обычному общению, и мы идём в садик не для того, чтобы его «исправлять», а чтобы он усваивал язык естественно.
Как занимаются с детьми в логогруппах и почему это не подходит для детей с моторной и сенсорной алалией?
Ирина:- Напомню слова моего любимого Ковшикова В.А.: ребёнок, будь то моторик или сенсорик, должен находиться в правильной языковой среде. Логогруппы чаще всего — это инклюзивные или интегрированные группы, куда собирают детей с самыми разными нарушениями. ОНР-3 (общее недоразвитие речи 3-го уровня) может быть у детей с дизартрией, заиканием, ФНН и другими диагнозами. Логопед, который ведёт группу из 18–20 таких ребят,просто не в состоянии проводить для каждого разные виды коррекции: у неё есть единая программа для ОНР, часто ориентированная прежде всего на дизартриков. Именно поэтому логогруппы не подходят нашим детям с алалией на этапе ОНР-3.
Мария:- Причём в логогруппе дети занимаются все вместе. Логопед берёт каждого по 15–20 минут индивидуально 1–2 раза в неделю, а всё остальное время дети сидят в общей группе или в подгруппах. Их делят пополам: одна половина занимается с воспитателем, другая — с логопедом, потом меняются. Наш ребёнок в такой обстановке особо ничего не усвоит.
Ирина:- Потому что методика в таких группах сводится к следующему: есть лексическая тема, допустим «профессии» — и дети по возрасту и уровню ОНР-3 обсуждают «почтальона».Для дизартрика достаточно пару раз повторить: «Почтальон разносит почту». Моторный алик же требует создания целого семантического поля: — «Почтальон с сумкой на плече»; — «Кому он стучит в дверь?»; — «Что он делает у моего дома?» и т. д. Иначе слово «почтальон» у него не закрепится. То же самое и с звукопроизношением.
Почему на ОНР-3 лучше выбирать массовый детский сад?
Ирина: - Когда мы говорим: «ОНР-3 — вперёд в детский сад!», мы имеем в виду обычный массовый сад, лучше — с детьми чуть старше, чтобы учиться естественному языку. Даже если у сверстников бывают детские грамматические ошибки, это нормально — воспитатель не будет пристально следить за нашим ребёнком. Мы ведём его в сад не для обучения, а для жизни среди сверстников. Он продолжает учиться у логопеда, а в садике впитывает разговорную речь и социальные навыки.
Мария:- Итак, по сути мы идём в детский сад просто для ускорения коррекционной работы, да?
Ирина:- Рекомендую. Ведь вы, наверное, помните нашего обаятельного моторика с нашего канала? Мы с ним занимались дольше двух лет, чем обычно нужно. Если помните, мы с ним обсуждали: «Почему ты не ходишь в детский сад?» Были объективные причины — мороз, холод, непрерывные болезни на севере. Из-за этого выпуск задержался: без сада процесс шёл медленнее. Как только он пошёл в сад, сразу пошло: и «Я там в шахматы играю», и «Ехали медведина велосипеде» — коррекция вспыхнула, и через 2–3 недели у нас случился выпуск.
Мария:- Да, действительно работает! У меня тоже был случай: не складывались обстоятельства, но как только мы нашли друзей или кружок, куда можно было ходить, общение дало свой эффект —примерно к 4 годам всё пошло гораздо быстрее. Поэтому детский сад — это не просто «разрешение родителям водить ребёнка в сад». Это ключевой этап на пути к ОНР-3. Обязательно рекомендуем отдавать ребёнка в детский сад или любую детскую языковую среду, где оннаучится спокойной, естественной, разговорной детской речи. Кстати, всегда интересно наблюдать, что наши дети потом приносят домой из детского сада.
Ирина:- Ещё интереснее, когда они сами учат всех вокруг. У меня была сенсорная девочка: пришла в садик — и весь словацкий садик заговорил по-русски! Правда, недолго: она быстро вернулась к разговору на родном языке. Иногда родители жалуются: «Мы так долго ждали логогруппу, столько сил потратили — жалко потерять этот прогресс!» Но вы потеряете гораздо больше, если отправите ребёнка в логогруппу. Он вернётся оттуда с новыми ошибками — например, с заиканием. Мы написали статью о том, что происходит с речью после логогруппы.
Ирина:- Не жалейте усилий, затраченных на поиск места в логогруппе. Пожалейте будущие потери и дополнительные затраты, которые придётся понести, чтобы исправить ошибки. Которые произошли, из-за того, что ребенок попал в неправильную языковую среду.
Мария:- Поэтому, наши детки пойдут в правильную языковую среду…
Ирина: - И в массовую школу, и получится та самая «конфетка».