Этот шестиэтажный светло-серый доходный дом в Малом Козихинском переулке – еще одно «булгаковское» место Москвы и, что характерно, всего в двух шагах от Патриарших прудов. Впрочем, здесь куда ни взгляни, сплошные булгаковские места. В какой-то момент становится даже обидно от того, что множество домов вокруг, не связанных с Михаилом Афанасьевичем, как будто превращаются в невидимок и бесконечные экскурсии обходят большинство из них стороной.
Так много зданий здесь вызывает восхищение, рассказами о них так хочется поделиться, и я так часто огорчаюсь, что про многие шедевры местной архитектуры почти ничего не известно.
Однако о доме №12 такого не скажешь.
Когда-то здесь стоял особняк Егора Кирилловича Кириллова, капельдинера Императорского Московского театра, но в 1914 году на его месте…
…Вырос доходный дом Ольги Назаровны Волобуевой
Строительство она поручила архитектору Владимиру Дмитриевичу Глазову, мастеру модерна и неоклассицизма, выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества. О двух его произведениях, стоящих по соседству друг с другом в Колпачном переулке, я уже рассказывал:
В своем излюбленном неоклассицизме он выстроил и этот доходник, причем буквально в самом центре фасада указал, что дом – постройки MCMXIV года.
Дом с виду строгий, но не лишен лепных изысков. Украшен пилястрами, гербами, гирляндами, маскаронами и неким подобием козлиных масок – интересно, что они означают? Напоминание о бывшем на этом месте Козьем болоте?
(9 фото)
Первые два этажа рустованы, четыре верхних гладко оштукатурены, а в нишах на уровне третьего этажа стоят два вазона – как считается, таковые нередко использовались в качестве своеобразной «визитной карточки» преуспевания домовладельца.
(7 фото)
Правда, сложно сказать, относилось ли это к Ольге Назаровне, на тот момент вдове ничем себя не прославившего московского инженера. Впрочем, средства на строительство шестиэтажного еще не тучереза, но все же дома немаленького, тоже требовались немалые.
Всего три года владение было в её собственности, пока не настала революция тысяча девятьсот семнадцатого.
Дом перешел в руки новых властей, но остался жилым. И жили в нем не простые работяги с заводов, а писатели, доктора, юристы. Одними из таких жильцов стали присяжный поверенный, адвокат Владимир Евгеньевич Коморский и его супруга Зинаида Васильевна…
…Большие друзья Михаила Булгакова
К слову сказать, сам Булгаков в то время ютился в маленькой комнатке коммунальной квартиры на Большой Садовой и то ли в шутку, то ли всерьез завидовал Коморским, память о чем даже увековечил на страницах своих книг:
«Не угодно ли, например. Ведь Зина чудно устроилась. Каким-то образом в гуще Москвы не квартирка, а бонбоньерка в три комнаты. Ванна, телефончик, муж. Манюшка готовит котлеты на газовой плите, и у Манюшки еще отдельная комнатка. С ножом к горлу приставал я к Зине, требуя объяснений, каким образом могли уцелеть эти комнаты.
Ведь это же сверхъестественно!!
Четыре комнаты – три человека. И никого посторонних.
И Зина рассказала, что однажды на грузовике приехал какой-то и привез бумажку «вытряхайтесь!!» А она взяла и… не вытряхнулась. Ах, Зина, Зина! Не будь ты уже замужем, я бы женился на тебе. Женился бы, как бог свят, и женился бы за телефончик и за винты газовой плиты, и никакими силами меня не выдрали бы из квартиры.
Зина, ты орел, а не женщина!
(Михаил Булгаков, «Москва 20-х годов»)
И это далеко не единственный его рассказ о квартире «с ванной, телефончиком и мужем».
В своей квартире под номером 12 они устроили самый настоящий литературный салон, постоянными гостями которого кроме самого Булгакова были Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Петрович Катаев, Юрий Карлович Олеша и еще многие литераторы, публицисты и издатели.
А в 1923 году один из вечеров был целиком посвящен вернувшемуся из эмиграции Алексею Николаевичу Толстому.
И это кроме того, что с 1921 по 1922 год здесь же размещалось издательство «Жизнь искусств», которое тоже отметили своим присутствием известные люди, в том числе религиозный философ Николай Александрович Бердяев и религиозный мыслитель, историк религии и философии Борис Петрович Вышеславцев.
По всей видимости, жилым дом остается и по сей день. И по сей день он – одно из украшений древней Козихи, строгое, но замечательное.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!