Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Доходный дом Волобуевой. Зависть Булгакова и знаменитые гости адвоката Коморского

Оглавление

Этот шестиэтажный светло-серый доходный дом в Малом Козихинском переулке – еще одно «булгаковское» место Москвы и, что характерно, всего в двух шагах от Патриарших прудов. Впрочем, здесь куда ни взгляни, сплошные булгаковские места. В какой-то момент становится даже обидно от того, что множество домов вокруг, не связанных с Михаилом Афанасьевичем, как будто превращаются в невидимок и бесконечные экскурсии обходят большинство из них стороной.

Так много зданий здесь вызывает восхищение, рассказами о них так хочется поделиться, и я так часто огорчаюсь, что про многие шедевры местной архитектуры почти ничего не известно.

Однако о доме №12 такого не скажешь.

Когда-то здесь стоял особняк Егора Кирилловича Кириллова, капельдинера Императорского Московского театра, но в 1914 году на его месте…

…Вырос доходный дом Ольги Назаровны Волобуевой

Строительство она поручила архитектору Владимиру Дмитриевичу Глазову, мастеру модерна и неоклассицизма, выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества. О двух его произведениях, стоящих по соседству друг с другом в Колпачном переулке, я уже рассказывал:

В своем излюбленном неоклассицизме он выстроил и этот доходник, причем буквально в самом центре фасада указал, что дом – постройки MCMXIV года.

-2

Дом с виду строгий, но не лишен лепных изысков. Украшен пилястрами, гербами, гирляндами, маскаронами и неким подобием козлиных масок – интересно, что они означают? Напоминание о бывшем на этом месте Козьем болоте?

(9 фото)

Первые два этажа рустованы, четыре верхних гладко оштукатурены, а в нишах на уровне третьего этажа стоят два вазона – как считается, таковые нередко использовались в качестве своеобразной «визитной карточки» преуспевания домовладельца.

(7 фото)

Правда, сложно сказать, относилось ли это к Ольге Назаровне, на тот момент вдове ничем себя не прославившего московского инженера. Впрочем, средства на строительство шестиэтажного еще не тучереза, но все же дома немаленького, тоже требовались немалые.

-5

Всего три года владение было в её собственности, пока не настала революция тысяча девятьсот семнадцатого.

Дом перешел в руки новых властей, но остался жилым. И жили в нем не простые работяги с заводов, а писатели, доктора, юристы. Одними из таких жильцов стали присяжный поверенный, адвокат Владимир Евгеньевич Коморский и его супруга Зинаида Васильевна

…Большие друзья Михаила Булгакова

К слову сказать, сам Булгаков в то время ютился в маленькой комнатке коммунальной квартиры на Большой Садовой и то ли в шутку, то ли всерьез завидовал Коморским, память о чем даже увековечил на страницах своих книг:

«Не угодно ли, например. Ведь Зина чудно устроилась. Каким-то образом в гуще Москвы не квартирка, а бонбоньерка в три комнаты. Ванна, телефончик, муж. Манюшка готовит котлеты на газовой плите, и у Манюшки еще отдельная комнатка. С ножом к горлу приставал я к Зине, требуя объяснений, каким образом могли уцелеть эти комнаты.
Ведь это же сверхъестественно!!
Четыре комнаты – три человека. И никого посторонних.
И Зина рассказала, что однажды на грузовике приехал какой-то и привез бумажку «вытряхайтесь!!» А она взяла и… не вытряхнулась. Ах, Зина, Зина! Не будь ты уже замужем, я бы женился на тебе. Женился бы, как бог свят, и женился бы за телефончик и за винты газовой плиты, и никакими силами меня не выдрали бы из квартиры.
Зина, ты орел, а не женщина!
(Михаил Булгаков, «Москва 20-х годов»)

И это далеко не единственный его рассказ о квартире «с ванной, телефончиком и мужем».

В своей квартире под номером 12 они устроили самый настоящий литературный салон, постоянными гостями которого кроме самого Булгакова были Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Петрович Катаев, Юрий Карлович Олеша и еще многие литераторы, публицисты и издатели.

А в 1923 году один из вечеров был целиком посвящен вернувшемуся из эмиграции Алексею Николаевичу Толстому.

-6

И это кроме того, что с 1921 по 1922 год здесь же размещалось издательство «Жизнь искусств», которое тоже отметили своим присутствием известные люди, в том числе религиозный философ Николай Александрович Бердяев и религиозный мыслитель, историк религии и философии Борис Петрович Вышеславцев.

По всей видимости, жилым дом остается и по сей день. И по сей день он – одно из украшений древней Козихи, строгое, но замечательное.

-7
Москва, Малый Козихинский переулок, 12, 123001

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.

Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!