Найти в Дзене
Альтернативная история

Танкостроение на грани фантастики. Советские сверхтанки довоенного периода

После завершения Первой мировой войны, пути развития танкостроения оставались неопределенными. Опыт боев на реке Сомме и под Аррасом подтвердил высокую эффективность танков, но конкретные методы их применения и наиболее перспективные типы бронетехники были неясны. В начале 1920-х годов, Жан-Батист Эстьен, которого называли "отцом французских танков", предложил концепцию механизированных корпусов и теорию глубокого прорыва, но его идеи не получили поддержки. Развитие танкового блицкрига было возобновлено только через пятнадцать лет в Германии.

Танки реальные и альтернативные | Блог альтернативная история | Дзен

В период между мировыми войнами конструкторы искали различные решения для танков разных классов: штурмовых/пехотных, кавалерийских и крейсерских. Каждый класс имел свое предназначение: поддержка пехоты или кавалерии, прорыв укрепленных позиций и другие задачи. Преобладало мнение, что будущая война будет носить позиционный характер. Советские военные и инженеры также разделяли эту точку зрения. В 1929 году Совет Народных комиссаров СССР принял программу перевооружения армии, с особым акцентом на оснащение РККА бронетехникой. В то время танковый парк страны был крайне мал, а основной моделью являлся танк МС-1, хорошо известный всем. Однако существовала серьезная проблема: нехватка квалифицированных инженерных кадров, поэтому приходилось привлекать специалистов из-за границы, в основном из Веймарской Германии.

Танк ТГ-1
Танк ТГ-1

Одним из таких инженеров был известный Эдвард Гротте. Разработанный группой Гротте средний танк ТГ-1 был построен в 1931 году и прошел испытания, но в целом представлял собой довольно типичный проект для того времени и общего интереса к танкам. Эдвард Гротте, наряду с несколькими другими конструкторскими бюро, получил от Управления по механизации и моторизации РККА задание на разработку тяжелого штурмового танка и приступил к работе. Стоит отметить, что параллельно с его группой, работавшей на Ленинградском заводе "Большевик", аналогичные разработки велись в Научно-исследовательском отделе ВАММ под руководством инженера Данченко, где планировалось создать танк массой в пятьсот тонн…

ТГ-1 на полигоне НИИБТ
ТГ-1 на полигоне НИИБТ

ТГ-1 на полигоне НИИБТ
ТГ-1 на полигоне НИИБТ

Да, именно пятьсот тонн, и это в начале 1930-х годов, еще до начала индустриализации. Проектировался сухопутный дредноут с экипажем из шестидесяти человек, вооруженный двумя 107-миллиметровыми, двумя 76-миллиметровыми и двумя 45-миллиметровыми орудиями, дюжиной пулеметов, тремя огнеметами и минометом. Возможность постройки такого гиганта рассматривалась всерьез, но из-за отсутствия подходящих двигателей мощностью 6000 лошадиных сил и чрезмерно больших размеров танка, разработка была прекращена, а инженерам рекомендовали заняться более реалистичными проектами.

После таких проектов насмешки над "мрачным тевтонским гением" кажутся не совсем уместными. В те годы создание машин-гигантов не казалось чем-то невозможным, а СССР был единственной страной, способной финансировать и пытаться строить таких колоссов. Эдвард Гротте оказался более умеренным в своих запросах. Пока средний ТГ-1 проходил испытания, немецкий конструктор разработал проект ТГ-4 весом всего семьдесят пять тонн, но в Управлении механизации и моторизации отнеслись к чертежам без энтузиазма. Гротте не сдавался и к лету 1932 года представил машину с индексом Т-42 или ТГ-5 массой в сто тонн. Ничего необычного: танк "Маус", весивший почти вдвое больше, был построен и испытан через двенадцать лет! А во Франции с 1921 года стоял на вооружении семидесятипятитонный FCM 2C, и вполне успешно эксплуатировался!

Эскиз Т-42
Эскиз Т-42

Предположительный внешний вид Т-42, он же — ТГ-5

Предположительный внешний вид Т-42, он же — ТГ-5
Предположительный внешний вид Т-42, он же — ТГ-5

Несмотря на сомнительные боевые характеристики FCM 2C, нельзя отрицать, что сверхтяжелые танки уже разрабатывались в те годы. Советский Союз не хотел отставать от Франции. В 1931-1932 годах был создан пятибашенный "танк Барыкова" Т-35, который в 1933 году начали выпускать на Харьковском заводе. Пятьдесят тонн – почему бы не увеличить массу другого танка до ста?

Эдвард Гротте допустил ту же ошибку, что и Фердинанд Порше, увлекшись электротрансмиссией. ТГ-5 напоминал Т-35: четыре малые башни внизу, передние с 45-мм пушками и пулеметами, как у БТ-2, задние – только пулеметные. Главная башня несла 107-мм орудие, что делало ТГ-5 самым мощным танком по вооружению. С броней до 70 мм у "Танка Гротте-5" не было бы конкурентов до появления "Тигра".

В начале 1930-х СССР только начал индустриализацию, и материальная база была слабой. Гротте строил амбициозные планы. Электротрансмиссия упрощала управление, но удорожала и усложняла танк, снижая ремонтопригодность. Требовались сервоприводы для башен и дополнительные электромоторы. Возникли проблемы с двигателем: бензинового на 2000 л.с. не было, и Гротте поставил два дизеля "Виккерс" по 1000 л.с., что усложнило конструкцию.

Советские многобашенные танки, воплощенные в металле
Советские многобашенные танки, воплощенные в металле

-8

Проект ТГ-5 закрыли, так как военные задали вопросы: как доставлять такую машину к месту сражения? Тогда не было платформ для грузов более 50 тонн. Как ТГ-5 преодолеет водные преграды? Ни один мост не выдержит! Шноркель? Его еще нужно разработать, что сделает танк дороже! Стоимость была огромной, и советские руководители отказались от серийного производства, выбрав Т-35, который был неплох для эпохи многобашенных танков, завершившейся к началу Второй мировой.

***

Эпоха "танкомании" 1920-30-х была удивительной. Тогда создавалось много фантастических проектов, некоторые из которых воплотились в жизнь. После Второй мировой бронетехника стала обыденной, а концепция "основного танка" ограничила конструкторскую мысль. Любая идея казалась выполнимой при наличии финансирования и производства.

Несмотря на неудачу с "Танком Гротте-5", советские инженеры продолжали эксперименты. О танке ВЛ "Владимир Ленин" мало кто слышал, но по сравнению с ним немецкий "Маус" казался легким танком: масса ВЛ достигала 260-460 тонн, в зависимости от вооружения.

Возвращение к идее супертяжелого танка стимулировала советско-финская война 1939-1940 годов, где требовалось преодолеть "линию Маннергейма". Инженеры Попов и Нухман начали разработку.

Компоновочная схема танка ВЛ-С1: 1,14,19,29 — ведущие колеса; 2,15,18,30 — тяговый электродвигатель; 3 — входной люк радиста; 4 — радист; 5,23 — заряжающий; 6,9,24,26 — наводчик; 7 — помощник командира по технической части; 8 — нижний входной люк; 10 — командир; 11 — силовые электрокабели; 12 — двигатель; 16 — моторист; 17,28 — механик-водитель; 20 — вытяжной вентилятор; 21 — радиатор; 22 — втяжной вентилятор; 25 — электрик; 27 — входной люк механика водителя.
Компоновочная схема танка ВЛ-С1: 1,14,19,29 — ведущие колеса; 2,15,18,30 — тяговый электродвигатель; 3 — входной люк радиста; 4 — радист; 5,23 — заряжающий; 6,9,24,26 — наводчик; 7 — помощник командира по технической части; 8 — нижний входной люк; 10 — командир; 11 — силовые электрокабели; 12 — двигатель; 16 — моторист; 17,28 — механик-водитель; 20 — вытяжной вентилятор; 21 — радиатор; 22 — втяжной вентилятор; 25 — электрик; 27 — входной люк механика водителя.

Проект ВЛ разрабатывался в нескольких версиях, включая облегчённую с морской пушкой Б-13 калибром всего 130 мм. Тяжёлая версия выделялась внушительным 305-мм орудием с запасом в сто снарядов, размещённым в основной башне. Две дополнительные башни в передней части корпуса планировалось оснастить стандартными 76-мм вспомогательными орудиями, а также пулемётами. Хотя ВЛ и уступал немецкому проекту «Ратте», его разработка велась всерьёз, в трёх модификациях, от ВЛ С-1 до ВЛ С-3.

Итак, рассмотрим 305-мм орудие в главной башне. Какова его масса? Известно, что новая пушка, разработанная Ивановым в 1939 году, весила 46 тонн, а старая модель 1915 года – 63 тонны. Рассматривались оба варианта, но предпочтение отдавалось новому орудию. Каждый снаряд весил около 300 кг, а боекомплект в сто снарядов добавлял ещё примерно 30 тонн. Таким образом, вооружение главного калибра танка ВЛ весило почти 80 тонн. Если добавить мощную броню (125 мм в лобовой части башни и 75 мм в лобовой части корпуса), то общая масса превышала массу «Мауса» в два раза.

* * *

Нельзя не задаться вопросом: зачем? Для чего создавать такую громадину? Помимо версии о последствиях Финской войны, есть и другая гипотеза. Разработку «Владимир Ленин» могли подстегнуть странные разведданные. Прямо скажем, очень странные. Поговаривают, что Сталин не доверял разведчикам, что привело к репрессиям и расстрелам. Однако, когда поступают сведения о наличии у немцев сверхтяжёлых танков с орудиями от линкоров, которые впоследствии не подтверждаются, возникают сомнения.

Подобные доклады действительно поступали в Москву, и возможно, мы никогда не узнаем, была ли это дезинформация германских спецслужб или плод фантазии разведчиков, желавших повысить свою значимость. Подобные случаи, к сожалению, имели место и наносили ущерб государству. Отсутствие конкретики: у Гитлера есть супертанк и всё. Без указания параметров, массы, брони, вооружения. На такие донесения приходилось реагировать, давая промышленности задание на создание аналогичной машины, "нашего ответа Чемберлену". Это создавало ненужную нагрузку на КБ, персонал и заводы. Фактически, это было вредительство, учитывая, что в 1938-39 годах у немцев даже «Тигра» не было, не говоря уже о «Маусе».

305-мм гаубица Бр-18. Качающуюся часть этого орудия планировалось разместить в основной башне ВЛ
305-мм гаубица Бр-18. Качающуюся часть этого орудия планировалось разместить в основной башне ВЛ

​Известно, что разработка ВЛ была санкционирована на самом высоком уровне. Без ведома Сталина и Ворошилова такой проект не мог появиться.

* * *

Вернёмся к танку ВЛ. Как и ТГ-5, он не мог самостоятельно добраться до поля боя. Максимальная скорость планировалась всего 20 км/ч по ровной местности. В теории, ВЛ доехал бы от Москвы до Смоленска за сутки без остановок! Но это огромный расход топлива, износ ходовой части. Кроме того, ни один мост не выдержал бы такую массу!

Конструкторская мысль предложила решение: разбирать ВЛ перед транспортировкой по железной дороге. Снимались все три башни, отдельно перевозилась ходовая часть, а корпус разделялся на две половины по продольному сечению. Двигатели (их планировалось установить три, по 800 л.с. каждый) также вынимались. Всё это загружалось на платформы и отправлялось в путь. Возникает вопрос: как собрать танк обратно вблизи фронта?

Предусматривался отдельный инженерный поезд с кранами, ремонтной и технической базой для обслуживания танков по прибытии. Но это невероятно дорого, неудобно и долго, что неприемлемо в боевых условиях! Нельзя забывать о вражеской авиации и артиллерии, которые с удовольствием атаковали бы такую большую и беззащитную цель!

ВЛ превращался в сложный "детский конструктор", требующий высококвалифицированного персонала. Ходовая часть планировалась четырёхгусеничной для уменьшения давления на грунт. Плюс схема "тяни-толкай": два механика-водителя, в передней и кормовой части, так как разворачивать такой танк было сложно, и управление можно было передать второму механику, развернуть башни и ехать в обратном направлении.

Тактико-технические характеристики ВЛ:

  • Боевая масса - 260-460 т.
  • Компоновочная схема - классическая трехбашенная
  • Экипаж - 15 человек

Бронирование

  • Тип брони - катаная стальная,
  • Лоб корпуса - 75 мм,
  • Борт корпуса - 60 мм,
  • Корма корпуса - 60 мм,
  • Крыша корпуса - 40 мм,
  • Лоб башни - 125 мм,
  • Борт башни - 60 мм,
  • Корма башни - 60 мм,
  • Крыша башни - 30 мм,
  • Крыша рубки - 40 мм,

Вооружение;

Пушки

  • 130-мм морская пушка Б-13 или 305-мм орудие Б-23 (длина ствола 50 калибров)
  • 2×76-мм пушка Л-11 (длина ствола 26 калибров)
  • Пулеметы - 7,62-мм ДТ,

Подвижность

  • три 12-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАМ-34 (мощность каждого 800 л.с.);
  • генератор постоянного тока (мощность 650 кВт);
  • тяговые электродвигатели 4ДК — 3А (мощность 450 кВт).
  • Подвеска - пружинная, балансирная

Рассуждая с позиций сегодняшнего дня, существует единственный сегмент, одна ниша, которую смогла бы занять эта уникальная машина. Если пресловутый «Маус» являлся «универсальным передвижным ДОТом», способным как вести противотанковую борьбу, так и держать оборону или прорывать укрепленные позиции, то предназначение ВЛ очевидно: разрушение крепостей и бетонных инженерных сооружений. Никаких других вариантов. Абсолютно невозможно и немыслимо представить себе 305-миллиметровую гаубицу в качестве противотанковой пушки!

Но и тут есть подтверждение рациональности проекта ВЛ. Значение крепостей наподобие Брестской в предвоенные годы оценивалось как стратегически важное, они могли служить опорными пунктами, центрами обороны. Теория блицкрига и господство авиации полностью нивелировали эти выкладки: вспомним, как немцы обошли мощнейшую «Линию Мажино», оставив ее в глубоком тылу… А следовательно, становились не нужны и супертяжелые танки наподобие ВЛ. Особенно настолько сложные в изготовлении, транспортировке и обслуживании.

Самое-то смешное в заключается том, что все три модификации танка ВЛ построить было вполне возможно. Не надо думать, что конструкторы Попов и Нухман, занимавшиеся чертежами ВЛ, были безответственными фантазерами. Случись Вторая мировая война попозже лет эдак на пять-семь, не зайди в тупик развитие многобашенных танков, и будь в СССР повыше культура производства и получше материально-техническая база, однажды ВЛ выкатился бы из ворот одного из заводов…

От него отказались не потому, что подобный танк не могли построить в среднесрочной перспективе. Могли. На первое место вышли соображения ненужности проекта для армии. Основной камень преткновения — сборка-разборка. Запредельно сложно! Комиссия Главного Автобронетанкового управления приняла совершенно верное решение: надо сосредоточиться на создании обычных тяжелых танков — в частности КВ. И оказалась совершенно права. Проект ВЛ закрыли в конце 1940 года.

…Но стоит представить наступление хотя бы одной роты ВЛ, ведущих огонь с ходу, как становится не по себе. Невероятная, умопомрачительная мощь и сильнейшее психологическое воздействие на противника. Если, конечно, этот противник не сидит в кабине пикировщика Ju-87 с пятисоткиллограмовой бомбой на штанге бомбосбрасывателя, Бах, и нету плода трудов тысяч рабочих…

Кенигсберг в 1945 году. Одной из задач ВЛ мог бы быть именно штурм таких крепостей — интересно, как бы выглядел Кенигсберг после визита ВЛ?
Кенигсберг в 1945 году. Одной из задач ВЛ мог бы быть именно штурм таких крепостей — интересно, как бы выглядел Кенигсберг после визита ВЛ?

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Юрий Пашолок. Как вырастить мышь - Альтернативная История
Юрий Пашолок. Запасной сверхтяжелый КВ - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉