Найти в Дзене
Альтернативная история

Чудесные приключения бронепоезда. Между Бессарабией и Маньчжурией

В истории войн не так много образцов техники, о которых можно с уверенностью сказать, что их судьба была «легендарной», «исключительной», а главное – долгой и успешной. Реже всего подобные эпитеты применимы к танкам или самолётам, чей век в бою обычно недолог. Гораздо чаще в перечень «долгожителей» попадают корабли, хотя бы в силу более продолжительного срока службы и относительной сложности уничтожения, но… Но сегодня речь пойдет об удивительной истории не линкора или крейсера, а обычного бронированного поезда (БЕПО), сыгравшего заметную роль в истории многих стран и, в целом, на Евразийском континенте. Сама идея бронированного вагона с вооружением на железнодорожном ходу возникла еще в 1848 году, во время Венгерского восстания – сохранились отрывочные сведения об их применении австрийскими войсками при осаде Вены мадьярами. Артиллерийские платформы на железной дороге активно использовались во время Гражданской войны в США и немцами во время Франко-Прусской войны. Окончательно же мысл

В истории войн не так много образцов техники, о которых можно с уверенностью сказать, что их судьба была «легендарной», «исключительной», а главное – долгой и успешной. Реже всего подобные эпитеты применимы к танкам или самолётам, чей век в бою обычно недолог. Гораздо чаще в перечень «долгожителей» попадают корабли, хотя бы в силу более продолжительного срока службы и относительной сложности уничтожения, но…

Революция и Гражданская война в России | Блог альтернативная история | Дзен

Но сегодня речь пойдет об удивительной истории не линкора или крейсера, а обычного бронированного поезда (БЕПО), сыгравшего заметную роль в истории многих стран и, в целом, на Евразийском континенте.

Сама идея бронированного вагона с вооружением на железнодорожном ходу возникла еще в 1848 году, во время Венгерского восстания – сохранились отрывочные сведения об их применении австрийскими войсками при осаде Вены мадьярами. Артиллерийские платформы на железной дороге активно использовались во время Гражданской войны в США и немцами во время Франко-Прусской войны. Окончательно же мысль оформили англичане, создавшие первые классические бронепоезда, активно применявшиеся в Англо-бурской войне. К началу Первой мировой войны БЕПО имелись на вооружении большинства европейских держав.

Российская империя не осталась в стороне от этого прогрессивного изобретения, хотя на Германском фронте к 1917 году действовало всего семь составов, среди которых был и наш герой. Настоящий расцвет строительства бронепоездов пришелся на Гражданскую войну – к 1921 году в распоряжении «Центроброни» РККА находилось 122 БЕПО, а на стороне Белого движения в различных регионах от Крыма до Дальнего Востока с 1918 по 1921 годы воевало не менее сотни составов.

***

Первоначально «Орлик» носил название «Хунхуз» – это слово китайского происхождения (hónghúzi – краснобородый), которым называли маньчжурских разбойников. Объяснением тому, что бронепоезду, созданному в Киевских железнодорожных мастерских Юго-Западных железных дорог под руководством капитана Даниэля и инженера Нечая, было дано китайское имя, может служить тот факт, что за строительство БЕПО отвечала 2-я Заамурская железнодорожная бригада под командованием генерал-майора Михаила Викторовича Колобова, переброшенная из Сибири на Германский фронт.

Создатель «Хунхуза» генерал-майор Колобов
Создатель «Хунхуза» генерал-майор Колобов

Существует мнение, что этот бронепоезд, якобы немецкого производства, был захвачен русскими солдатами на Западном фронте. Однако это утверждение не соответствует действительности. "Хунхуз", давший название целой серии бронепоездов, был разработан генералом Колобовым, инженером, окончившим Николаевскую академию. Изначально его планировалось включить во 2-й Сибирский железнодорожный батальон, но затем он был передан в распоряжение "Собственного Его Императорского Величества железнодорожного полка".

Бронепоезд, спроектированный генералом Колобовым, включал в себя две идентичные двухосные бронеплощадки и бронепаровоз серии "О", защищенные броней толщиной от 12 до 16 мм. Внутри бронеплощадки располагались пулемётный каземат и башенная орудийная установка. В каземате на специальных столах было установлено 12 пулемётов Шварцлозе (по 6 с каждой стороны). Боекомплект составлял 1500 патронов на пулемёт. Помимо этого, бронепоезд перевозил 80 шрапнелей и 25 гранат. Экипаж состоял из трёх взводов (пулемётного, артиллерийского и технического) и паровозной бригады – в общей сложности 4 офицера и 90 солдат.

Император Николай II в группе Собственного Его Величества железнодорожного полка в Ставке. Среди присутствующих есть и офицеры «Хунхуза»
Император Николай II в группе Собственного Его Величества железнодорожного полка в Ставке. Среди присутствующих есть и офицеры «Хунхуза»

Активная служба "Хунхуза" началась в 1915 году после выхода из Киевского депо. Экипаж состоял из сибиряков, а постройка осуществлялась силами 2-й Заамурской бригады. 9 сентября бронепоезд отправился на Западный фронт, где участвовал в Нарочской операции – отвлекающем манёвре русской армии, призванном ослабить давление на Верден, где немцы вели наступление. Весной 1916 года "Хунхуз" был замечен в Молодечно, в районе Ставки, где прошел частичную модернизацию – орудия были заменены на 3-дюймовые горные пушки образца 1909 года. После этого бронепоезд вновь был отправлен на фронт для поддержки русских войск во время Брусиловского (Луцкого) прорыва.

Революционный 1917 год бронепоезд встретил в Киеве, куда он был отправлен на ремонт после тяжелых боев в июне. Центральная рада "Украинской народной республики" немедленно конфисковала бронепоезд, водрузила на него жёлто-голубой флаг и, как и следовало ожидать, переименовала "Хунхуз" в "Слава Украiни". Затем "Хунхуз" переходил от Центральной рады к гетману Скоропадскому, а от него – к петлюровцам. Нет данных о каких-либо значительных действиях бронепоезда во время владения этими тремя временными режимами. Вероятнее всего, он находился в депо в ожидании своего часа.

Этот час настал 25 января 1918 года, когда красные выбили Петлюру из Киева, а железнодорожные мастерские были захвачены революционными черноморскими матросами под руководством Андрея Васильевича Полупанова, выдающейся личности. Член РСДРП с 1912 года, после Революции он командовал отрядом моряков, входил в состав "Южного революционного фронта" под командованием Антонова-Овсеенко, а с 26 января 1918 года стал комендантом Киева. Дальнейшая военная карьера Полупанова была неоднозначной, но успешной, достаточно сказать, что в 1921 году он был награждён орденом Красного Знамени, который в то время не раздавали всем подряд. Полупанов прожил долгую жизнь и умер в 1956 году в санатории в Феодосии.

Андрей Васильевич Полупанов
Андрей Васильевич Полупанов

В 1918 году Андрей Полупанов, молодой и энергичный матрос Черноморского флота, которому едва исполнилось 29 лет, горел революционным пылом. Завладев в мастерских "железнодорожным линкором", он без колебаний реквизировал его для борьбы с контрреволюционными силами. Так "Хунхуз" получил свое третье название – "Полупановцы". Бронепоезд, укомплектованный морской командой, отправляется на Румынский фронт, где успешно сражается с врагом, обеспечивая красным победу под Рыбницей. В составе Южного фронта он участвует в боях против петлюровцев и немецких войск в районе Мелитополя, Пятихатки и Акимовки. "Это самый отважный и боеспособный из бронепоездов. Полупанов – храбрый и волевой командир", – сообщал Антонов-Овсеенко в своем донесении от 10 мая 1918 года в Высший военный совет республики.

Впоследствии бронепоезд прибывает в Одессу, где к нему присоединяется мотоброневагон "Заамурец", ранее действовавший самостоятельно. Разработка "Заамурца" велась параллельно с созданием "Хунхуза" в 1916 году под руководством подполковника Бутузова, начальника отдела железнодорожных войск и полевых железных дорог управления военных сообщений Юго-Западного фронта.

"Заамурец" представлял собой выдающееся достижение инженерной мысли. Он был оснащен двумя двигателями итальянского производства ("Фиаты"), динамо-машиной, телефонной связью и вооружен двумя скорострельными пушками и десятью пулеметами. Несмотря на внушительную массу, мотоброневагон легко преодолевал крутые подъемы, развивал скорость до 45 км/ч и мог функционировать на одном двигателе.

Пулемётный каземат мотоброневагона «Заамурец»
Пулемётный каземат мотоброневагона «Заамурец»

"Заамурец" был захвачен красными у местных анархистов, которые, в свою очередь, отобрали его у Центральной рады. Весной 1918 года анархисты использовали мотоброневагон в разбойничьих целях, разъезжая под черным флагом по Юго-Западной железной дороге и собирая с крестьян "контрибуцию" в виде спиртного и сала. Появление Полупанова и его бронепоезда положило конец этим бесчинствам. Отобранный у бандитов мотоброневагон был прицеплен к "Хунхузу", и обновленный бронепоезд продолжил свой путь, на этот раз в направлении Москвы.

Приключения бронепоезда продолжаются с новой силой. Команда Полупанова по приказу Троцкого расформировывается, формально по обвинению в "партизанщине". Однако командир добивается встречи с Лениным, который оставляет бронепоезд за моряками. К июлю "Хунхуз" (по некоторым данным, снова переименованный и получивший название "Свобода или смерть") оказывается на Восточном фронте под Симбирском, где красные терпят сокрушительное поражение от войск генерала Каппеля и мятежных чехословаков. Команда Полупанова оставляет бронепоезд в исправном состоянии возле Симбирска, и "Хунхуз" вновь меняет имя и владельцев.

Бронепоезд «Свобода или смерть» и его экипаж. Источник 500ru.ru
Бронепоезд «Свобода или смерть» и его экипаж. Источник 500ru.ru

Согласно поздним мемуарам Полупанова, он пытался оправдать оставление бронепоезда противнику, утверждая, что было принято решение столкнуть состав в Волгу. Бойцы, сняв головные уборы, прощались со своим боевым товарищем, устремляющимся под откос, и едва сдерживали слезы. Один из солдат не выдержал и застрелился с криком: "Братцы! Умрем вместе с бронепоездом!". Однако под откос сошла только передняя платформа, а паровоз зацепился за рельсы. Времени завершить начатое не было, необходимо было срочно эвакуироваться. Поезд бросили, сделав тем самым ценный подарок белочехам.

Чехословаки переименовали бронепоезд в "Орлик", и именно под этим названием бывший "Хунхуз" вошел в историю Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. Он был включен в состав 4-го чехословацкого полка и курсировал по магистрали Симбирск–Чита. При этом "Заамурец" (с тактическим обозначением "Орлик-I") несколько месяцев действовал самостоятельно на направлении Приютово–Абдулино. Интересный факт: изображение "Заамурца" можно увидеть на одной из трех марок, выпущенных "Воинской почтой Чехословацкого войска на Руси", – редчайшая марка, за которую любой филателист готов отдать многое.

Ещё не «Орлик», но вот-вот им станет…
Ещё не «Орлик», но вот-вот им станет…

Та самая уникальная марка с «Заамурцем»
Та самая уникальная марка с «Заамурцем»

В августе-октябре 1918 года бронепоезд «Орлик» и «Заамурец» были перевооружены. Штатные 76,2-мм горные орудия двух бронеплощадок бронепоезда были заменены: первое – на 76,2-мм полевую пушку образца 1902 года, а второе – на 76,2-мм противоаэростатную пушку Путиловского завода образца 1914 года (системы Лендера, изготовленную на Путиловском заводе в 1916 году). Бронеплощадки соответственно получили новые бронебашни – коническую и немного позже – цилиндрическую. 57-мм скорострельные морские орудия конструкции Норденфельта «Заамурца» также были заменены на 76,2-мм полевые пушки образца 1902 года. По дороге «между красными и белыми» (вероятно, уже при чехословаках) с тендера паровоза исчезла и установленная в мае 1916 года 76,2-мм горная пушка образца 1909 года.

-9

Весь 1919 год «Орлик» обеспечивает безопасность Транссибирской магистрали, сопровождает американскую дипломатическую миссию к адмиралу Колчаку в Омск, его основной базой становится Иркутск. В составе боевой группы генерал-майора Л. Скипетрова «Орлик» участвует в неудачной операции по подавлению мятежа «Политцентра» в Иркутске и попытке освобождения адмирала Колчака — БЕПО снова вышел победителем в артиллерийской перестрелке, в основном потому, что качество постройки и конструкции «Орлика» резко превосходили позднейшие бронепоезда времён Гражданской.

«Орлик» с прицеплённым «Заамурцем» патрулирует железную дорогу
«Орлик» с прицеплённым «Заамурцем» патрулирует железную дорогу

Уникальный двухминутный ролик, предположительно снятый американским кинооператором в 1919 году, – это единственное дошедшее до нас кинематографическое изображение «Орлика». Судя по возвышению рельефа, это могут быть станции Нижнеудинск, Кутулик или Тулун на Транссибирской магистрали:

В 1920 году Чехословацкий корпус эвакуируется из России, и «Орлик» на короткое время оказывается в распоряжении японских интервентов, которые, впрочем, почти сразу передают его белым — к этому времени БЕПО прошел десятки тысяч километров от Киева и Одессы до Москвы, Симбирска, Иркутска, Читы и Владивостока, участвуя в сотнях сражений и стычек. Как ни странно, «Орлик» подвергался лишь мелкому ремонту и неизменно выполнял боевые задачи со значительным успехом.

Теперь «Орлик» находился в составе «Белоповстанческой» армии под руководством генерала В. Молчанова и принимал участие в «Хабаровском походе» и взятии Хабаровска 22 декабря 1921 года. Однако уже через два месяца молчановцы утратили инициативу и начали отступать. Командовал «Орликом» полковник Чехов, который после окончательного поражения белых увёл бронепоезд в Харбин вместе со всем экипажем.

Перед уходом в Китай
Перед уходом в Китай

Дальнейшие сведения о судьбе «Орлика» разнятся, но общепринятой считается история, изложенная М. Коломийцем и И. Дроговозом в книге «Броня русской армии»:

…В 1924 году генерал Нечаев — один из сподвижников атамана Семёнова — сформировал в Китае дивизию из русских белогвардейцев. В её состав был включён дивизион из семи бронепоездов (под командой полковника Чехова) — тех самых, которые ушли из Владивостока. Среди них был и «ORLIK» с прицеплённым к нему мотоброневагоном. В составе войск Чжан-Чзу Чана дивизия принимала участие в боях против Народно-революционной армии Китая. По воспоминаниям советских военных советников, бывших в составе НРА, бронепоезда Чехова наводили ужас на китайских солдат. В 1925 году мотоброневагон с русской командой был сфотографирован американским военным атташе. На сегодняшний день это самые поздние известные автору снимки бывшего «Заамурца». К сожалению, документальных сведений о дальнейшей судьбе этого прекрасного образца отечественной бронетехники нет, хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что в 1931 году мотоброневагон мог быть захвачен японцами в Маньчжурии.

Впрочем, существуют и возражения — первый бронепоезд в Русском отряде генерала К. П. Нечаева был создан в конце октября 1924 года ротмистром Букасом (впоследствии полковником на китайской службе) в лучших традициях создания импровизированных бронепоездов Русской Гражданской войны — за одни сутки несколько платформ обложили мешками с песком и вооружили 1 орудием, 1 бомбомётом и 4 пулемётами. Аналогично в январе 1925 года был создан и второй импровизированный русский бронепоезд, вошедший в броневой дивизион полковника-артиллериста Кострова.

Уже позже, после гибели дивизиона Кострова 2 ноября 1925 года у станции Кучен, в начале 1926 года в его новом составе появились построенные русскими в Цзяннани китайские бронепоезда «Юньчуй», «Шаньдун», «Хонан» и «Тайшань». Проблема в том, что нигде в общедоступной литературе по участию белоэмигрантов в военных действиях на территории Китая не встречается прямых упоминаний об «Орлике» или «Заамурце», а это ведь всё-таки были не импровизированные БЕПО, а практически самый известный в Сибири и на Дальнем Востоке бронепоезд!

«Орлик» в Китае, 1925 год
«Орлик» в Китае, 1925 год

Владивосток, 1920 год. У броневагона стоит уже японская команда
Владивосток, 1920 год. У броневагона стоит уже японская команда

Тем не менее, их фотографии, сделанные в Китае, существуют, и это, безусловно, «Орлик» и «Заамурец» — этот вопрос ещё подлежит тщательному исследованию историками. В любом случае, странности с упоминаниями об «Орлике» не отменяют того факта, что боевой путь этого бронепоезда абсолютно уникален и, с огромной долей вероятности, закончился он в Маньчжурии, на японской службе в Квантунской армии…

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 34. ФИАТ-Омский. Мундир Английский, погон американский… Броневики Сибирской армии - Альтернативная История
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 35. ФИАТ-Омский. Мундир Английский. Погон американский… С одним пулеметом - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/andrej-martyanov-chudesnye-priklyucheniya-bronepoezda-mezhdu-bessarabiej-i-manchzhuriej/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉