Название этой марки давно стала нарицательным. Одно упоминание слова «Накамичи» вызывает трепет в душе меломанов. Не зря, при оценке качественных параметров магнитофонов, именно деки Накамичи ставят в пример, как эталон. Однако даже такую знаменитую фирму не обошли банальные проблемы комплектующих, так знакомые советским пользователям радиоаппаратуры.
Мир узнал об этой фирме только в 70х годах, хотя Эцуро Накамити и его брат Ниро Накамити, основали Nakamichi Research еще в 1948. Предприимчивые братья вовремя обратили внимание на быстро развивающийся, новый сегмент радиоаппаратуры и начали разрабатывать свои катушечные магнитофоны. Первые магнитофоны получились лучше, чем у конкурентов, но совершенно не устроили создателей. Долго и скрупулёзно пришлось дорабатывать. В результате даже освоили производство магнитных головок собственной конструкции.
Несмотря на значительные успехи, желание раскручивать имя своей фирмы у ребят не было. Главным регионом сбыта была Америка, туда и гнали продукцию под разными торговыми марками: Fisher, Concord, Wharfedale, Elac, Leak, Goodmans, Sansui, Saba, Harman/Kardon и др.
В 1964 году начался выпуск магнитофонов на компакт кассетах, но никто их тогда всерьез не воспринимал- слишком низкими были характеристики записи-воспроизведения из-за технических ограничений стандарта. Диктофон и не более того. Однако время шло и новые разработки позволили улучшить качество воспроизведения. Благодаря удобному для пользования формату, компакт кассеты быстро начали завоевывать покупательский спрос. Тут руководство Nakamichi снова вовремя среагировало на тенденцию рынка и в компании начались исследования по созданию кассетного магнитофона, не уступающего по качеству катушечным.
Первым кассетником компании стала «Nakamichi KLH41» 1969 года. Далее были и другие модели, но они не удовлетворяли руководство компании.
Самой главной проблемой компакт кассет были «гуляющие» характеристики натяжения и положения магнитной ленты относительно головки. На аппаратах 2-3 класса этой проблемой можно пренебречь, но для Высшего класса это большая головная боль. Пришлось конструкторам создать сложнейшую конструкцию лентопротяжного механизма для максимальной компенсации недостатков компакт кассеты.
Настоящим прорывом на рынке кассетных дек стали модели «Nakamichi 700» и «Nakamichi 1000» 1973 года. Вобрав в себе все лучшие достижения, они надолго стали эталоном для всего рынка.
Только не подумайте, что фирма Nakamichi была производителем только двух шедевров. Ежегодный модельный ряд составлял около десятка различных моделей дек, но они не оставили такой яркий след в истории магнитной записи.
Впрочем, были еще два весьма интересных аппарата: Nakamichi LX-3 и Nakamichi LX-5. Много разных легенд ходят про историю появления этих дек. Чисто логического объяснения этим преданиям нет и поэтому я их не буду повторять. Скажу своё мнение.
Выпускаемая с 1973 года модель «Nakamichi 1000» была конечно весьма крутой декой, только вот и цена у неё была космической: 1100 долларов. За эти деньги можно было купить пару хороших музыкальных комбайнов. Последующие модели были всё дороже и дороже. Настоящих фанатов качества высокая цена не останавливала, но таких покупателей было очень мало. Чтобы охватить больший кусок рынка, надо было снизить цену. Вот и приняли решение выпустить более бюджетные модели, но в новом дизайне. В компанию как раз пришёл новый дизайнер Tatsuo Horikoshi. Перед ним была поставлена весьма непростая задача: новые деки должны дистанцироваться от уже выпускаемых моделей, но при этом нужно сохранить узнаваемость стиля.
Фанаты Nakamichi высказали немало «фи» про дизайн этих аппаратов, но нужно учитывать в каких жестких рамках приходилось работать дизайнеру.
Nakamichi LX-3 был создан на основе узлов 700 модели, это позволило снизить себестоимость. Эта модель так же отличилась многими уникальными решениями.
Лентопротяжный механизм в этой модели полностью своей разработки и своего производства. Для последующих моделей ЛПМ уже заказывали в Sankyo Seiko. Еще интересный момент: ЛПМ 2-х вальный, с закрытым трактом, но при этом только две магнитные головки. Поэтому, пользователи в один голос утверждают, что эта самая лучшая среди 2-х головочных кассетных дек, когда-либо вообще выпускавшихся.
За столь сильное упрощение этой модели, многие в шутку её называют «Накамичи для бедных». Цена деки в год выпуска (1981г) была 595 долларов. Для сравнения «прародитель, 700ZXL» продавался уже за 3000 долларов.
В 90-ые годы кассетные деки с рынка продаж вытеснили CD проигрыватели. Многие дорогие модели можно было купить на вторичном рынке практически за гроши. Фанаты надеялись, что скоро на барахолках появятся стопки б/у дек Nakamichi по дешевке. Увы, как показала практика, цена на деки Nakamichi и не думает падать. Если где то и мелькнет объявление о продаже дешевле 100 тысяч рублей, то знайте, что там еще придется существенно вложится в ремонт.
Что касается ремонта дек Nakamichi. Многие деки дошли до наших дней в полностью в рабочем состоянии. Конечно же резиновые детали ЛПМ однозначно надо поменять. Пластиковые шестеренки достаточно живучи, а может быть сказалось бережная эксплуатация дорогой игрушки.
Вот среди всего этого великолепия есть ложка дегтя: при ремонте этих дек, все мастера рекомендуют, не глядя, сразу менять «оранжевые» конденсаторы. Большая часть из них уже в нерабочем состоянии.
Кто производитель этих конденсаторов не знаю. Видимо, у армянских бракоделов был филиал в Японии.
У читателя канала под ником «Эд Уваров» имеется дека Nakamichi LX-3 в полном рабочем состоянии. Можете оценить работу аппарата.
https://vkvideo.ru/video596016_456239244
Загляните еще в ОГЛАВЛЕНИЕ канала, там много интересных и полезных статей.
Полная или частичная перепечатка статьи, без письменного разрешения автора, запрещена.