Найти в Дзене
Исторические мелочи

Об одном портрете из Орловского музея

Платон Семенович Тюрин родился в 1816 г. в семье крепостного крестьянина в Вологодской губернии. С детства увлекся рисованием, в 1843 г. получил вольную от помещика и отправился в Санкт-Петербург. К 1850 г. отучился вольноприходящим учеником в Императорской Академии художеств, после этого в течение десяти лет жил в Санкт-Петербурге и писал портреты по заказу различных учреждений. В 1861 г. вернулся в Вологду, где продолжал работать над портретами, а также занимался росписью церквей. Умер в 1882 г.

П.С. Тюрин «Автопортрет», 1857 г.
П.С. Тюрин «Автопортрет», 1857 г.

Работы П.С. Тюрина представлены в целом ряде российских музеев. В Орловском музее изобразительных искусств хранится картина Тюрина (или приписываемая ему), которая числится как «Портрет Дмитрия (?) Николаевича Вощинина (?) в мундире ротмистра Лейб-гвардии Уланского полка». Датирован портрет – «не позднее 1882 г.» - то есть не позднее года смерти П.С. Тюрина.

-2

В Госкаталоге музейного фонда портрет сопровождает следующее описание:

«Поясное изображение мужчины средних лет в военном мундире, голова и плечи в 3/4-м развороте вправо. Лицо продолговатое, нос крупный с небольшой горбинкой, глаза серые, лоб высокий, усики. Волосы темно-каштановые, со лба зачесаны высоко, с боков - на виски. На нем мундир ротмистра лейб-гвардии Уланского его Высочества наследника цесаревича полка: две серебряные петлицы на воротнике, серебряные эполеты со звездой на поле, оранжевое приборное сукно на воротнике и лацканах мундира, серебряные аксельбанты, серебряная лента через левое плечо. В левой руке кивер с двуглавым орлом и цифрой 13. Эта же цифра указана на пуговицах эполет и приборного сукна. Фон нейтральный».

Мне не удалось найти в доступных источниках каких-либо биографических сведений о Дмитрии Николаевиче Вощинине, поэтому не берусь оценить правильность версии о том, что на портрете изображен именно он. Однако то, каким образом в музейном описании идентифицирован мундир изображенного на портрете человека, заставляет сильно сомневаться в ней.

Начнем с того, что одна звездочка на обер-офицерских эполетах без бахромы означает, разумеется, чин не ротмистра, а корнета – самый низший офицерский чин в кавалерии. Неверно определена и часть, в которой служит персонаж портрета. Упомянутый в музейном описании Лейб-гвардии Уланский Его Императорского Высочества Цесаревича полк (с 1831 г. - Лейб-гвардии Уланский Его Императорского Высочества Михаила Павловича полк, с 1855 г. - Лейб-гвардии Уланский Его Величества полк) имел красные (а не оранжевые, как написано в музейном описании) лацканы и воротник, последний – с серебряными петлицами, однако при этом верх уланской шапки - желтый. А самое главное – разумеется, этот гвардейский полк не имел номера 13 и не носил его ни на киверном гербе, ни на пуговицах. Между тем, как совершенно верно отмечено в музейном описании, этот номер на портрете присутствует в обоих указанных местах.

Перед нами – корнет армейского 13-го уланского полка. Учитывая, что нумерация полков время от времени менялась, точное название части и возможный период создания портрета нужно еще определить.

Киверные гербы с номером полка были введены в армейских уланских полках в декабре 1828 г. При этом номер «13» получил Санкт-Петербургский уланский полк. Этот полк не имел шефом кого-либо из членов Императорской фамилии, а поэтому ему не полагались серебряные петлицы на воротнике и обшлагах. При этом на красном воротнике санкт-петербургские уланы носили синий клапан с пуговицей, а на шапке над гербом – знак «За отличие» в виде ленты. Мундир Санкт-Петербургского полка этого периода можно увидеть, например, на портрете корнета Дмитрия Федоровича Кованько, атрибутированном А.В. Кибовским

Неизвестный художник «Корнет Санкт-Петербургского уланского полка Д.Ф. Кованько», 1830 г.
Неизвестный художник «Корнет Санкт-Петербургского уланского полка Д.Ф. Кованько», 1830 г.

В ноябре 1829 г. номер «13» перешел 1-му Бугскому уланскому полку. Этот полк имел красный приборный цвет, серебряный приборный металл, но воротники синие и также без серебряных петлиц.

В июле 1830 г. 1-й Бугский уланский полк переименовывается в Вознесенский и меняет приборный цвет на желтый (и по-прежнему не получает серебряных петлиц). Бывший 3-й Бугский полк переименован в «просто» Бугский и получает униформу бывшего 1-го Бугского уланского полка. Тоже по-прежнему без петлиц.

В марте 1833 г. происходит переформирование армейской кавалерии и новое перераспределение номеров. Номер «13» получает Уланский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича (бывший Владимирский) полк – не путать эту часть с ранее упомянутым Лейб-гвардии Уланским Его Императорского Высочества Михаила Павловича полком. И вот это – единственный случай, когда в рамках мундира одного уланского полка «пересекаются» серебряные петлицы (в знак шефства члена Императорской фамилии) и номер «13». Есть, правда, одна проблемка – приборный цвет полку был установлен желтый. Вот, как это выглядит на портрете ротмистра полка Александра Васильевича Вельяшева

П.Ф. Соколов «Портрет А.В. Вельяшева», 1847 г.
П.Ф. Соколов «Портрет А.В. Вельяшева», 1847 г.

Цвет воротника, лацканов и верх уланской шапки на рассматриваемом портрете работы П.С. Тюрина не выглядит желтым, по крайней мере, таким желтым. Объяснение этому может быть лишь одно – цвет на картине со временем исказился, возможно, под влиянием потемнения лака, и стал напоминать оранжевый. По крайней мере, других вариантов сочетания русской уланской униформы периода николаевского царствования с номером «13» и серебряными петлицами, я не знаю. Уланский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича (с 1849 г. - Великого Князя Михаила Николаевича) полк носил 13-й номер до 1882 г., до момента переформирования в драгунский в рамках ликвидации всех уланских полков.

Когда мог быть написан рассматриваемый портрет? Номер «13», как было сказано выше, Уланский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича полк получил в марте 1833 г. – это верхняя граница возможного периода создания портрета. В мае того же 1833 г. цифры на гербах уланских шапок повелено иметь не прорезные, как до этого, а накладные. Цифра на гербе на шапке на нашем портрете представляется мне прорезной. Следовательно, с учетом времени, необходимого для изготовления новых накладных щитков с номером для гербов на шапках, портрет можно осторожно датировать 1833-34 гг.

Что это (помимо прочего) означает? По идее это означает сомнительность авторства П.С. Тюрина. В !833-34 гг. ему было семнадцать-восемнадцать лет и он еще находился в крепостном состоянии в Вологодской губернии. Мог ли он в столь молодом возрасте выполнить портрет заехавшего, например, на родину или в гости на вологодчину уланского корнета? Ну, наверно, мог. Но не слишком ли мастеровит портрет для начинающего художника из крестьян?

Итак, на мой взгляд, на «портрете Дмитрия (?) Николаевича Вощинина (?) в мундире ротмистра Лейб-гвардии Уланского полка» работы П.С. Тюрина из Орловского музея изобразительных искусств в действительности изображен неизвестный корнет Уланского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича полка. Портрет создан, возможно, в 1833-34 гг. Личность корнета в силу отсутствия дополнительных зацепок в виде наград определить затруднительно.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.