Найти в Дзене

Часть 12. Учим теорию. Лады в музыке

Оглавление
Фото взято с сайта www.freepik.com
Фото взято с сайта www.freepik.com

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Как и всегда, я рад приветствовать вас на страницах моих публикаций, и сегодня я хотел бы начать разговор о музыкальных ладах. Это очень важная тема, поскольку именно выбор лада определяет характер и эмоциональную окраску произведения.

Содержание курса

Что такое лад?

В предыдущих публикациях мы уже касались темы ладов, когда рассматривали натуральные мажорную и минорную гаммы. В частности, мы выяснили, что характер звучания лада, а именно - торжественность и оптимизм мажора и задумчивость и грусть минора обуславливаются взаимодействием ступеней звукоряда, которое определяется соотношением тонов и полутонов, а это соотношение, в свою очередь, обуславливает тяготения и разрешения ступеней. Так, натуральная мажорная гамма звучит так, как звучит (торжественно и оптимистично) потому, что она строится по алгоритму "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон", а грустное и задумчивое звучание натуральной минорной гаммы обуславливается алгоритмом "тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон".

Таким образом, можно констатировать, что лад - это система взаимоотношений между ступенями звукоряда, обусловленная их взаимным расположением относительно друг друга по определённому алгоритму. Этот алгоритм создаёт специфическую, свойственную только ему эмоциональную окраску.

Мажор и минор - два наиболее распространённых лада, которые используются в музыке разных жанров и эпох. Каждый из этих ладов имеет по три разновидности - натуральный, гармонический и мелодический, которые также строятся по отличающимся друг от друга алгоритмам, в которых сохраняется положение и функция III-й ступени, определяющей мажорность или минорность (ладовое наклонение) звукоряда.

Гармонический и мелодический минор

Гармонический и мелодический мажор

Почему важно изучать лады?

Каждый из усваиваемых нами ладов имеет свою окраску, и когда они используются в музыкальных произведениях, они придают ему разнообразные эмоциональные оттенки, которые в итоге формируют сюжет и характер произведения, а значит и музыкально-эстетический эффект, который оно производит на слушателя.

Также, как художник, имея при себе наборы красок, карандашей, кистей и т. д., применяет различные сочетания цветов, используя те или иные закономерности, музыкант/композитор использует различные сочетания тонов и полутонов, исполняя те или иные произведения или сочиняя собственные.

Народные лады

Помимо натуральных, гармонических и мелодических мажора и минора существует множество других ладов, каждый из которых строится по тому или иному алгоритму. Например, существует семь так называемых натуральных диатонических (народных) ладов, которые можно построить на основе натурального мажорного лада, по очереди от каждой его ступени. К ним относятся:

1. Ионийский лад

2. Дорийский лад

3. Фригийский лад

4. Лидийский лад

5. Миксолидийский лад

6. Эолийский лад

7. Локрийский лад

Почему лады так называются?

Названия народных ладов уходят корнями во времена Древней Греции и связаны с названиями провинций и народностями, населявших их: ионийцами, дорийцами, эолийцами, Фригией, Лидией, Локридой. Именно этим народностям и регионам часто приписывается происхождение рассматриваемых ладов, хотя их систематизация была подвергнута серьёзным изменениям в Средние века и позднее, во времена бурного развития церковной музыки и становления современной теории музыки.

Строение народных ладов

Итак, каждый из этих ладов можно записать в виде гаммы. Эти гаммы строятся от ступеней натурального мажора по очереди, которые будут являться их тониками. Иными словами, мы будем играть одну и ту же гамму (натуральную мажорную), только от каждой следующей ступени. В результате мы получим семь диатонических гамм, каждая из которых будет иметь свой алгоритм. Итак, поехали!

1. Ионийская гамма - это не что иное, как уже до боли знакомая нам натуральная мажорная гамма, строящаяся по алгоритму "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон":

-2

Давайте вспомним, как она звучит:

2. Дорийская минорная гамма: чтобы получить её, давайте сыграем ту же натуральную мажорную гамму, но только не от "до" до "до", а от "ре" до "ре", то есть от её II-й ступени. Ноты, которые входят в эту гамму, выделены красной рамочкой, и если вы обратите внимание на соотношение тонов и полутонов внутри рамки, вы увидите, что мы получили новый алгоритм - тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон, который и предопределяет её характерное задумчиво-романтичное звучание:

-3

Посмотрим и послушаем:

3. Фригийская минорная гамма строится от III-й ступени натурального мажора и играется от "ми" до "ми. В результате мы получаем новый алгоритм тонов и полутонов: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон, который даёт и весьма специфическое, несколько сумрачное звучание:

-4

Посмотрим и послушаем:

4. Лидийская мажорная гамма строится на IV-й ступени натуральной ионийской мажорной гаммы, то есть, в данном случае, от ноты "фа". В результате мы получаем алгоритм тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон, который даёт совершенно неповторимое, загадочное, как бы уносящее в космос звучание:

-5

Посмотрим и послушаем:

5. Миксолидийская мажорная гамма строится на V-й ступени натурального мажора, в данном случае - от ноты "соль". Так вот, если мы сыграем гамму до-мажор от ноты "соль" 1-й октавы до этой же ноты 2-й октавы, мы получим звукоряд с алгоритмом тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. Эта гамма имеет характерное мажорное, слегка задумчивое звучание и часто используется в музыке различных жанров:

-6

Посмотрим и послушаем:

6. Эолийская минорная гамма строится на VI-й ступени натурального мажора (от ноты "ля"). Построив её таким образом, мы увидим алгоритм тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, который полностью совпадает с алгоритмом натурального минора и имеет характерное грустное, меланхоличное звучание:

-7

Смотрим и слушаем:

7. Локрийская минорная гамма строится на VII-й ступени натуральной мажорной гаммы и образует алгоритм полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Она довольно редко используется в музыке и характеризуется мрачным, даже зловещим звучанием:

-8

Смотрим и слушаем:

Как видим, способ "вычислить" народные лады довольно прост: нужно лишь сыграть давно знакомую нам мажорную гамму каждый раз от следующей ноты по белым клавишам. В результате мы получаем семь новых гамм с разными соотношениями тонов и полутонов.

Теперь, когда мы изучили эти алгоритмы, нам нужно их запомнить, научиться транспонировать в другие тональности и применять их, также как мы запомнили, научились транспонировать и применять наши "старые добрые" мажор и минор. Таким образом мы заметно обогатим наш арсенал музыкальных выразительных средств, разовьём музыкальный слух до нового уровня и тем самым откроем для себя массу новых возможностей с точки зрения анализа, подбора произведений, а также композиторского мышления.

Сравнение народных ладов с натуральными мажором и минором

Гаммы народных ладов удобно запоминать в сравнении с натуральными мажором и минором. Стоит отметить, что на семи ступенях натуральной мажорной гаммы образуются 3 мажорных (на I-й, IV-й и V-й ступенях) и 4 минорных гаммы.

Так вот, если сравнить гамму лидийского и миксолидийского мажоров с натуральным (ионийским) мажором, мы обнаружим, что у первого повышена на полтона VI-я ступень, а у второго понижена на полтона VII-я ступень. Иными словами, мы можем получить из натуральной мажорной гаммы (для удобства возьмём тональность до-мажор) лидийскую, повысив её IV-ю ступень - ноту "фа" до ноты "фа-диез; чтобы получить миксолидийскую гамму, нам нужно понизить VII-ю ступень - ноту "си" до ноты "си-бемоль".

Точно также, мы можем получить из натуральной (эолийской) минорной гаммы (мы её рассматриваем в тональности ля-минор) дорийскую гамму, повысив на полтона её VI-ю ступень - ноту "фа" до ноты "фа-диез"; фригийский минор можно получить путём понижения на полтона II-й ступени - ноты "си" до ноты "си-бемоль"; в локрийском миноре на полтона понижаются II-я (с ноты "си" до ноты "си-бемоль" и V-я (с ноты "ми" до ноты "ми-бемоль") ступени. Локрийский лад также называют уменьшенным, поскольку на его первой ступени образуется уменьшенное трезвучие, в котором интервал между I-й и V-й ступенью равен уменьшенной квинте.

-9

Повторюсь, что эта таблица служит не столько для получения народных ладов, сколько их сравнения и быстрого запоминания, поскольку эти лады не являются производными от натуральных мажора и минора и возникли независимо от них.

А теперь, чтобы вы почувствовали разницу в звучании каждого из них, предлагаю послушать все семь гамм по порядку, построенные от ноты "до" (тональности до-мажор и до-минор):

Как видим, каждый из этих ладов имеет своё неповторимое звучание и вызывает совершенно разные ассоциации и музыкально-эстетические образы. Поэтому, для музыканта очень важно запомнить принцип их построения, интервальную структуру и, самое главное, звучание, чтобы в дальнейшем без труда узнавать их во время разбора и анализа произведений и использовать в собственном творчестве.

Ну а я хочу ещё раз поблагодарить всех подписчиков и гостей моего канала за интерес и поддержку. В следующих публикациях мы чуть подробнее остановимся на каждом из этих ладов по отдельности, разберём их аппликатуры на гитаре, построим на их основе аккорды и упражнения, а также рассмотрим наиболее известные примеры использования народных ладов в музыке.

Ставьте лайки, пишите комментарии и, если есть возможность и желание, оказывайте скромную финансовую поддержку каналу донатами.

До скорой встречи!

Продолжение следует