Найти в Дзене

Учим теорию. Гармонический мажор. Трезвучия на ступенях гармонической мажорной гаммы.

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Я продолжаю работу над теоретическим блоком. В одной из предыдущих публикаций мы рассмотрели гармоническую минорную гамму и построили трезвучия на её ступенях. В это статье мы поговорим с вами о разновидности мажорного лада - гармоническом мажоре. Это лад обладает уникальным звучанием и создает широкую палитру разнообразных оттенков для создания неповторимых музыкально-звуковых образов. Содержание курса Если построить и исполнить аккорды на ступенях гармонического мажора, можно почувствовать невероятное напряжение, обусловленное тяготением минорной субдоминанты и других аккордов субдоминантовой группы, а также ориентальным контрастом, возникающим между VI-й и VII-й ступенями. Чем же объясняется такое напряжение? Своеобразная окраска гармонического мажора объясняется его структурой. Гамма строится по алгоритму тон-тон-полутон-тон-полутон-полуторатон-полутон. В отличие от натурального (ионийского) мажора, в гармоническом
Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Я продолжаю работу над теоретическим блоком. В одной из предыдущих публикаций мы рассмотрели гармоническую минорную гамму и построили трезвучия на её ступенях. В это статье мы поговорим с вами о разновидности мажорного лада - гармоническом мажоре. Это лад обладает уникальным звучанием и создает широкую палитру разнообразных оттенков для создания неповторимых музыкально-звуковых образов.

Содержание курса

Если построить и исполнить аккорды на ступенях гармонического мажора, можно почувствовать невероятное напряжение, обусловленное тяготением минорной субдоминанты и других аккордов субдоминантовой группы, а также ориентальным контрастом, возникающим между VI-й и VII-й ступенями.

Чем же объясняется такое напряжение?

Структура гармонического мажора

Своеобразная окраска гармонического мажора объясняется его структурой. Гамма строится по алгоритму тон-тон-полутон-тон-полутон-полуторатон-полутон.

В отличие от натурального (ионийского) мажора, в гармоническом VI-я ступень понижена на полтона. В результате между VI-й и VII-й ступенью, как и в гармоническом миноре образуется полуторатон (увеличенная секунда). В сочетании с мажорным наклонением нижнего тетрахорда, этот полуторатон создаёт даже более яркий контраст, чем в гармоническом миноре:

На гитаре гармоническую мажорную гамму в две октавы можно сыграть так (тональность Сdur (до-мажор):

-2

Трезвучия на ступенях гармонической мажорной гаммы

Как вы уже, наверное, поняли, сейчас мы будем строить трезвучия на ступенях гармонической мажорной гаммы и составим её аккордовую шкалу. Особенность алгоритма этой гаммы состоит в наличии в ней пониженной VI-й ступени, которая и определяет тип трезвучий.

Итак, аккордовая шкала гармонического мажора состоит из следующих трезвучий:

I. Мажорное

Тоническое трезвучие является мажорным и определяет ладовое наклонение гаммы:

-3

II. Уменьшенное

Трезвучие, построенное на II-й ступени гаммы, охватывает её II-ю, IV-ю и пониженную VI-ю ступени. В нём обе терции малые, а нижний и верхний тоны образуют уменьшенную квинту. Поэтому, трезвучие II-й ступени в гармоническом миноре уменьшенное:

-4

III. Минорное

Как и в натуральном мажоре, на III-й ступени образуется минорное трезвучие, состоящее из малой нижней терции и большой верхней:

-5

IV. Минорное

Субдоминантовое трезвучие в гармоническом мажоре включает IV-ю, пониженную VI-ю и I-ю ступень. Пониженная VI-я ступень образует малую терцию и определяет минорность аккорда. Минорная субдоминанта менее устойчива, чем мажорная, и создаёт весьма своеобразный оттенок:

-6

V. Мажорное

На V-й ступени (доминанте) гармонического минора, как и в натуральном мажоре, образуется мажорное трезвучие:

-7

VI. Увеличенное

Трезвучие VI-й ступени, которое в натуральном мажоре "было" минорным, в гармоническом становится увеличенным, поскольку в результате понижения VI-й ступени нижняя терция становится большой. В результате мы получаем трезвучие, состоящее из двух больших терций, а его нижняя и верхняя ступени образуют увеличенную квинту:

-8

VII. Уменьшенное

На VII-й ступени, как и в натуральном мажоре, а также гармоническом и мелодическом минорах, образуется уменьшенное трезвучие, состоящее из двух малых терций. Нижняя и верхняя ступени образуют уменьшенную квинту:

-9

I. Тоническое (на октаву выше)

-10

Итак, аккордовая шкала гармонического мажора включает следующие трезвучия:

2 мажорных (на I-й и V-й ступенях)

2 минорных (на III-й и IV-й ступенях)

2 уменьшенных (на II-й и VII-й ступенях)

1 увеличенное (на VI-й ступени)

Давайте послушаем, как они звучат:

Обыгрывание гармонической мажорной гаммы аккордами на гитаре

На гитаре гармоническую мажорную гамму можно обыграть трезвучиями различными способами, а из полученных аккордов составлять гармонические модели. Эта гамма очень интересно звучит, если её обыграть трезвучиями в широком расположении, поскольку на её ступенях образуется яркая и многообразная палитра аккордов, так как в ней присутствуют мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные трезвучия. Вот один из способов её гармонизации на гитаре (тональность Сdur, до-мажор):

Посмотрим видеосхему и послушаем, как она звучит:

Обыгрывая различные гаммы аккордами, мы учимся слышать аккорды и анализировать их функциональное значение в различных ладах. Тем самым, мы пополняем свой арсенал музыкальных решений и образов, которые в дальнейшем обязательно пригодятся нам во время исполнения, подбора, анализа и сочинения композиций.

Я хочу снова поблагодарить подписчиков и гостей канала за интерес и поддержку. Посещая мой канал и оставляя комментарии, вы помогаете мне сделать его лучше. Ставьте лайки, подписывайтесь и посетите бесплатное пробное занятие в вашем местном филиале российской сети школ музыки Music Club.

До скорой встречи!

Продолжение следует.