И снова здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего "тридевятого" канала!
Я очень рад снова приветствовать вас, и хотел бы посвятить сегодняшнюю публикацию мелодическому минору.
Мелодический минор - третья разновидность минорного лада, который наряду с натуральным и гармоническим широко применяется в различных жанрах классической музыки, джазе, а также в различных направлениях современной популярной и рок-музыки.
Этот лад обладает уникальным звучанием и создает особый музыкальный колорит, что ярко проявляется во время исполнения мелодических и импровизационных линий, построенных на основе этой гаммы. Весьма своеобразно и интригующе звучат аккорды (трезвучия, септаккорды и т. д.), построенные на ступенях этого лада, и они создают очень красивую, как бы стремящуюся вширь и ввысь палитру музыкальных оттенков.
Структура мелодического минора
Чем же объясняется столь своеобразное звучание мелодического минора? Опять же - соотношением тонов и полутонов, которое обуславливает взаимодействие ступеней лада. Давайте посмотрим и проанализируем его структуру.
Если сравнить мелодическую минорную гамму с натуральной, мы обнаружим, что у нее повышены VI-я и VII-я ступени (у гармонической минорной гаммы повышена только VII-я ступень). Следовательно, её алгоритм выглядит следующим образом:
тон/полутон/4-тона/полутон
К особенностям данной гаммы также можно отнести ее близость к натуральному мажору, от которого ее отличает лишь пониженная III-я ступень (минорная терция).
Следует отметить, что в классической школе этот алгоритм используется только в восходящем движении. При движении в обратном направлении повышение VI-й и VII-й ступеней отменяется, и происходит возврат к натуральному минору:
Посмотрим и послушаем:
Однако, на практике в нисходящих мелодических линиях повышенные V и VII ступени часто сохраняются. На грифе гитары в боксе формы [Еm] аккорда Am (у 5-го лада) ступени мелодической минорной гаммы располагаются так:
Послушаем, как звучит гамма без отмены повышения VI-й и VII-й ступеней в нисходящем движении:
При движении вниз возникает ощущение сопротивления восходящему тяготению VI-й и VII-й ступеней гаммы. Поэтому, в классической школе в нисходящем движении используется алгоритм натурального минора, характеризующийся более привычным, плавным звучанием.
Трезвучия на ступенях мелодического минора
На ступенях мелодической минорной гаммы также можно построить трезвучия и септаккорды, которые образуют аккордовую шкалу. Её звучание обуславливается особенностями взаимодействия и тяготения ступеней гаммы, которое создает ощущение стремления ввысь.
На ступенях мелодического минора образуются следующие трезвучия:
I. Минорное (тоника):
Тоническое трезвучие, как в натуральном и гармоническом миноре, определяет минорное наклонение гаммы.
II. Уменьшенное:
Трезвучие II-й ступени уменьшенное, поскольку оно состоит из двух малых терций, а верхний и нижний голоса отстоят друг от друга на уменьшенную квинту.
III. Увеличенное:
Трезвучие III-й ступени состоит из двух больших терций, нижний и верхний звуки отстоят друг от друга на увеличенную квинту.
IV. Мажорное:
Поскольку в мелодическом миноре повышена VI-я ступень, которая является терцовым тоном трезвучия IV-й ступени, оно получается мажорным (в отличие от натурального и гармонического миноров).
V. Мажорное:
Как и в гармоническом миноре, на V-й ступени мелодической минорной гаммы образуется мажорное трезвучие, терцовым тоном которой является повышенная VII-я ступень гаммы.
VI. Уменьшенное:
На VI-й ступени мелодического минора образуется уменьшенное трезвучие. В натуральном и гармоническом минорах было мажорным, и в результате повышения VI-й ступени в мелодическом миноре нижняя терция сократилась до малой, а интервал между нижним и верхним звуками - до уменьшенной квинты.
VII. Уменьшенное
На VII-й ступени, как и в гармоническом миноре, в мелодическом образуется уменьшенное трезвучие.
Итак, мы получили следующие виды трезвучий на ступенях мелодической минорной гаммы:
1 минорное (на I-й ступени)
2 мажорных (на IV-й и V-й ступенях)
3 уменьшенных (на II-й, VI-й и VII-й ступенях)
1 увеличенное (на III-й ступени)
Послушаем, как они звучат (без возврата в натуральный минор в нисходящем движении):
Обыгрывание трезвучиями мелодической минорной гаммы
Мелодическую, как и любую другую гамму, можно гармонизовать с помощью трезвучий. В прошлой публикации мы таким образом обыграли гармоническую минорную гамму, построив трезвучия на её ступенях на грифе гитары в широком расположении.
Здесь мы также построим трезвучия на ступенях мелодической минорной гаммы в широком расположении и посмотрим их аппликатуры на грифе гитары в восходящем движении:
Далее мы последуем канонам классической школы и в нисходящем движении построим трезвучия по натуральному минору:
Посмотрим и послушаем видеосхему гармонизации мелодической минорной гаммы трезвучиями на грифе гитары с возвратом в натуральный минор в нисходящем движении (тональность Amoll, ля-минор):
Это лишь один из способов обыгрывания мелодической минорной гаммы трезвучиями. На гитаре очень хорошо звучат аккорды именно в широком расположении (прогрессивные аккордовые формы). Из них исключаются дублирующие ступени, поэтому количество нот в них уменьшается, при этом такие формы не только не проигрывают в звучании традиционным формам, но и обретают более объемный и прозрачный звук.
В будущих публикациях мы рассмотрим примеры гармонизации гамм, построения гармонических моделей с использованием полученных форм, изучим различные способы обыгрывания гамм и мелодических линий на грифе гитары.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и записывайтесь на бесплатное пробное занятие в вашем филиале сети школ Music Club!
До встречи в ближайшее время!