Найти в Дзене

12.1. Народные лады. Дорийский минор. Аппликатуры и аккордовая шкала.

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Я продолжаю недавно начатую тему народных ладов, которые использовались в музыке с незапамятных времён и используются в наше время. Изучение ладов - очень интересный процесс, поскольку они открывают обширное поле для дальнейшего изучения музыки и разного рода музыкальных экспериментов, что по сути является вечным двигателем развития музыкальной культуры.

В предыдущей публикации мы рассмотрели все семь ладов, которые можно построить на семи ступенях диатонического звукоряда, изучили их алгоритмы, записали их в нотах и послушали, как они звучат.

Содержание курса

В сегодняшней статье мы подробно остановимся на дорийском минорном ладе, который строится от II-й ступени натурального мажора, рассмотрим варианты его аппликатур на грифе гитары, построим дорийский аккорд, поиграем упражнение и рассмотрим известные примеры использования этого лада в музыке.

Дорийская минорная гамма и её аппликатуры

В этом цикле публикаций я не буду подробно останавливаться на ионийском и эолийском ладах, поскольку они совпадают с натуральными мажорной и минорной гаммами соответственно, которые мы уже рассмотрели в предыдущих публикациях. Поэтому я решил начать с дорийского лада.

Напомню, что дорийская гамма строится по алгоритму тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Она очень похожа на эолийскую (натуральный минор), однако по сравнению с натуральным минором, в дорийском миноре на полтона повышена VI-я ступень:

-2

То есть, в тональности a-moll (ля-минор) VI-й ступенью будет не фа, а фа-диез. Она отстоит от тоники на большую сексту вверх. Именно эта нота добавляет толику романтичности и оптимизма в общий минорный колорит. Это сразу становится заметным как при исполнении соло, состоящих из ступеней дорийской минорной гаммы, так и при исполнении аккордов и аккордовых последовательностей, построенных на её ступенях.

Следовательно, по сравнению с натуральным минором, аппликатура дорийского минора немного изменится. Я предлагаю сравнить пять аппликатур натурального (и по совпадению эолийского) минора с пятью аппликатурами дорийского минора в тональности a-moll (ля-минор). Ради соблюдения традиции канала, мы будем обозначать боксы по системе CAGED (к примеру, если аппликатура обозначена буквой С, то в ней можно построить аккорд Am в форме С). Я рекомендую начинать изучать аппликатуры гаммы с бокса формы E с нижней и верхней тониками (обозначены зелёными кружками) на 5-м ладу на 6-й и и 1-й струнах соответственно:

-3

Проиграйте аппликатуры натурального и дорийского миноров в каждом из пяти боксов, постарайтесь уловить разницу в звучании и запомнить аппликатуры.

Дорийский аккорд

На основе дорийского звукоряда можно построить так называемый дорийский аккорд. Сделать это довольно просто: строим трезвучие из устойчивых I-й, III-й и V-й ступеней - нот A, C, E и добавляем к нему ту самую повышенную VI-ю ступень - ноту F#. В результате получаем аккорд с характерным дорийским звучанием, который, как и любой другой аккорд, можно построить в пяти аппликатурах на грифе гитары по системе CAGED. Аппликатуры этого аккорда выглядят следующим образом:

-4

В данном случае цепочка начинается с формы А, и её можно записать как AGEDC.

Обратите внимание на то, что имеются дополнительные варианты форм G и A, которые также очень красиво звучат. Дополнительная форма А перенесена на октаву вверх, поскольку в тональности a-moll (ля-минор) её нельзя взять в открытой позиции:

-5

Теперь давайте посмотрим и послушаем, как звучат эти формы:

Постарайтесь изучить эти формы, затем пробуйте транспонировать их в другие тональности. Следите за тем, чтобы струны, которые не обозначены красными кружочками (те, которые остаются неприжатыми), были приглушены.

Аккорды на ступенях дорийского минора

Как и на ступенях натуральных мажора и минора, на ступенях дорийского минора можно построить аккордовую шкалу из трезвучий, септаккордов и т. д. Поскольку в дорийском миноре VI-я ступень повышена, его шкала трезвучий будет отличаться от натурального минора и будет выглядеть следующим образом:

-6

Давайте посмотрим и послушаем эт шкалу:

Как видим, в шкале присутствуют три минорных (на I-й, II-й и V-й ступенях), три мажорных (на III-й, IV-й и VII-й ступенях) и одно уменьшенное трезвучие (на VI-й ступени).

Если обыграть гамму септаккордами, "палитра" будет выглядеть так:

-7

То есть, мы получаем три малых минорных (на I-й, II-й и V-й ступенях), два больших мажорных (на III-й и VII-й ступенях), один доминантсептаккорд (на IV-й ступени) и один полууменьшенный септаккорд (на VI-й ступени).

Посмотрим и послушаем, как звучит шкала септаккордов на ступенях дорийского минора:

Дорийский минор очень часто используется в джазе, фанке, роке и других жанрах. Нередко подчёркивается своей мажорной субдоминантой (IV-й ступенью), которая как бы озаряет в целом минорный колорит произведения. Яркими примерами такого использования является композиция "Another Brick in the Wall" группы Pink Floyd, композиция "Blaze of Glory" Джона Бон Джови. Встречается такой перелив и в композиции "Осколок льда" группы "Ария" - там в конце припева наблюдается разрешение в мажорную субдоминанту, которая затем плавно перетекает в минорную. Если внимательно прослушать композицию "Testify" Стива Рэя Воэна, вы услышите, что в соло нет-нет да и "проскользнёт" дорийская ступень.

Ну и в заключение я хочу предложить вам поиграть небольшую фразу, построенную из ступеней дорийского минора поверх аккорда Am или Ador, который мы с вами рассмотрели в пяти позициях.

-8

Фраза построена в боксе D (между 7 и 10 ладами):

-9

В следующих публикациях мы построим аккордовые прогрессии на основе дорийского и других ладов и поиграем небольшие соло поверх этих последовательностей, используя различные боксы. Также, мы продолжим рассматривать другие народные лады, их аккорды, варианты гармонизации, послушаем композиции, в которых они используются и поиграем упражнения.

Я хочу ещё раз поблагодарить всех подписчиков и гостей моего канала за интерес к моим публикациям. Ставьте лайки, оставляйте комментарии, высказывайте замечания и пожелания и, если есть желание и возможность, оказывайте скромную финансовую поддержку каналу донатами.

Продолжение следует