И снова здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Я продолжаю знакомить вас с основами теории музыки, и на этот раз мы поговорим об одной из трех разновидностей минора - гармоническом миноре.
Мы уже рассмотрели натуральную минорную гамму и выяснили, что она строится по алгоритму тон/полутон/2-тона/полутон/2 тона.
Чем же гармоническая минорная гамма отличается от натуральной?
Опять же, алгоритмом, то есть соотношением тонов и полутонов. Оно выглядит следующим образом:
тон/полутон/2-тона/полутон/полуторатон/полутон
В тональности Amoll (ля-минор) гармоническая минорная гамма записывается так:
Отличительной особенностью данной гаммы является то, что у нее по сравнению с натуральной минорной гаммой VII-я ступень повышена на полтона (G#), в результате чего между VI-й и VII-й ступенью образуется увеличенная секунда, которая охватывает 1,5 тона и энгармонически равна малой терции. Этот полуторатон придает звукоряду характерное "восточное" звучание:
На грифе гитары в боксе формы [Еm] аккорда Am (у 5-го лада) ступени гармонической минорной гаммы располагаются следующим образом:
Посмотрим видеосхему:
Трезвучия на ступенях гармонического минора
Как и на ступенях любой другой гаммы, на ступенях гармонической минорной гаммы можно построить аккорды. Мы пока рассматриваем аккорды самой простой категории - трезвучия. Тип трезвучий (мажорные, минорные и т. д.), которые образуются на той или иной ступени гаммы, определяется её структурой (алгоритмом), а именно - соотношением тонов и полутонов в звукоряде.
Как уже говорилось, гармоническая минорная гамма строится по схеме: тон/полутон/2-тона/полутон/полуторатон/полутон. При таком соотношении мы получаем следующую палитру трезвучий на ступенях гаммы:
I. Минорное (тоника):
Тоническое трезвучие такое же, как и в натуральном миноре. Первая терция трезвучия малая, поскольку она охватывает 1,5 тона, вторая - большая, так как она включает 2 тона.
II. Уменьшенное:
Трезвучие II-й ступени уменьшенное, поскольку и первая, и вторая терция в нем малые (1,5 тона), нижняя и верхняя ступени образуют уменьшенную квинту.
III. Увеличенное
Это трезвучие включает повышенную VII-ю ступень гаммы. В нем обе терции большие, а расстояние между верхним и нижним звуками аккорда равно увеличенной квинте. Поэтому, данное трезвучие называется увеличенным.
IV. Минорное (субдоминантовое)
В гармоническом миноре на IV-й ступени, как и в натуральном миноре, образуется минорное трезвучие, и оно определяет ладовое наклонение гаммы.
V. Мажорное (доминантовое)
В отличие от натурального минора, в гармоническом доминантовое трезвучие мажорное, поскольку повышенная VII-я ступень отстоит от V-й на большую терцию, вторая терция малая. Нужно сказать, что в классической и современной музыке мажорная доминанта используется чаще, чем минорная, поскольку она создает более яркий контраст при разрешении в тонику.
VI. Мажорное
На VI-й ступени гармонического минора также образуется мажорное трезвучие, поскольку первая терция большая, а вторая - малая, а верхняя и нижняя ступени образуют чистую квинту.
VII. Уменьшенное
На повышенной VII-й ступени образуется уменьшенное трезвучие, состоящее из двух малых терций.
I. Тоническое (на октаву выше)
Итак, мы получили следующие виды трезвучий на ступенях гармонической минорной гаммы:
2 минорных (на I-й и IV-й ступенях)
2 мажорных (на V-й и VI-й ступенях)
2 уменьшенных (на II-й и VII-й ступенях)
1 увеличенное (на III-й ступени)
Послушаем, как они звучат:
Обыгрывание гармонической минорной гаммы трезвучиями на гитаре
Гармоническую, как и любую другую гамму можно обыграть трезвучиями, используя различные аппликатуры, построенные от тоник аккордов. Эти созвучия образуют своеобразную палитру, и из них можно строить различные аккордовые последовательности (гармонические модели), руководствуясь различными принципами взаимодействия аккордов.
В этой публикации мы рассмотрим один из примеров построения такой палитры на примере гармонического минора на гитаре, используя прогрессивные аппликатурные формы трезвучий, построенные в широком расположении (тональность - Am, ля-минор). Ниже можно посмотреть галерею со схемами аппликатур этих трезвучий:
А также посмотреть и послушать видеосхему:
Исполнение гамм аккордами - весьма полезное занятие, поскольку оно помогает научиться слышать ступени звукоряда, анализировать взаимоотношения ступеней в ладу, определять функции аккордов, запоминать расположение ступеней на грифе гитары и способствует развитию общего гармонического мышления. Кроме того, это очень хорошее упражнение для пальцев левой (да и правой тоже) руки.
Это лишь один из многочисленных способов обыгрывания гармонической минорной гаммы. С этого момента я начинаю новый цикл публикаций, посвященный обыгрыванию различных гамм аккордами (сначала трезвучиями, затем септаккордами, их обращениями, интервалами и т. д), а также построению различных гармонических моделей с использованием полученных аккордов.
Я хочу еще раз поблагодарить всех подписчиков, а также гостей канала, за поддержку и внимание, поскольку это вдохновляет на продолжение работы и способствует улучшению процесса обучения. Подписывайтесь на канал, а также записывайтесь на бесплатное пробное занятие в вашем местном филиале российской сети школ музыки Music Club. Ставьте лайки и пишите комментарии.
До встречи в ближайшее время!