Мария:- Сегодня тема у нас очень хорошая. И я хочу поздравить всех родителей с тем, что мы уже перешли на ОНР-3! И теперь — прекрасная новость: нам нужно забыть про речевой режим, который мы так строго соблюдали на уровнях ОНР-1 и ОНР-2. Что входило в речевой режим? Коротко напомним — отдельно для моториков и сенсориков. Мы говорили с детьми: короткими фразами, чётко, понятно, подбирали те слова, которые ребёнок знает, и которые он может сам воспроизвести.Именно так мы выстраивали общение, особенно при сенсорной или моторной алалии. Что ещё входило в речевой режим? Мы не разрешали смотреть мультики, не ходили на мероприятия, где слишком много речи, большую часть времени проводили дома, где с ребёнком общались в понятной, структурированной форме. И вот теперь — всё это нужно забыть. Всё, что было полезно и важно на ранних этапах, уже не актуально на ОНР-3. И вот честно — я даже не знаю, что для родителей сложнее: настроиться на речевой режим, разговаривать правильно, или перестроиться обратно на обычную человеческую речь?
Речевой режим: что меняется?
Мария:- Мне кажется, как раз второе — сложнее. Потому что в начале мамам тяжело, но они включаются, перестраиваются, и начинают жить по речевому режиму. Но вот когда мы выходим на ОНР-3, я постоянно напоминаю родителям: «Всё! Теперь мы разговариваем обычно, естественно!»И вот здесь начинается трудность. Потому что наши мамы — они настолько замечательные, что уже всю семью дома научили говорить по речевому режиму. И теперь — нужно отучиться от этого.Нужно забыть про режим, и просто говорить с ребёнком по-человечески. Почему это важно? Потому что на уровне ОНР-3, если мы говорим о детях с моторной алалией, они уже: вполне хорошо говорят,слоговая структура не нарушена, фраза оформлена и устойчива. А значит, ребёнку нужно слышать обычную, естественную речь. Речь — с разговорными оборотами, с интонациями, с живой лексикой.То же самое касается и детей с сенсорной алалией. До уровня ОНР-3 они не всё понимали, и родители подстраивались — говорили медленно, чётко, упрощённо. Но на этом этапе ребёнок уже: понимает очень многое,способен воспринимать разные слова, разные речевые конструкции. Да, впереди ещё огромный пласт работы, но уже сейчас ребёнку нужно учиться понимать речь “жизни”, потому что дальше — школа, общество, взрослый мир. А там никто не будет подбирать слова и «переводить на понятный язык».Поэтому даже если вам очень хочется помочь ребёнку: сказать проще, упростить формулировку,подсказать ответ, или «вложить» ему нужную фразу... На уровне ОНР-3 — вы этим уже не помогаете,а наоборот — тормозите развитие.
Как меняется общение с сенсорными алаликами.
Ирина:- Давайте ещё раз проговорим: почему, например, с сенсориками на уровне ОНР-3 нужно начинать говорить по-разному, по-всякому, естественно? Потому что русский язык не предполагает жёсткой структуры фразы и чётко зафиксированной формы вопроса — в отличие, скажем, от романо-германской группы языков. У нас в вопросе смысл может держаться не только на словах, а на интонации, логическом акценте, на контексте, который нужно улавливать. До этого, на более ранних этапах, мы просили родителей задавать вопросы в одной и той же форме. Например, только:«Кто это?» и никаких «А это кто?» Потому что даже небольшое изменение формулировки для ребёнка с сенсорной алалией было трудно понять. А теперь — наоборот. Теперь мы начинаем говорить “как попало”, как это звучит в реальной речи. Например: вместо: «Ты знаешь, что это?»
говорим: «Ты в курсе, что это такое?» Ребёнок зависает: «А что значит “в курсе”?» И тут мы повторяем в привычной форме: «Ты знаешь, что это?» — Ага! Понял! Значит, он делает вывод:«Когда мне говорят “ты в курсе”, это значит “ты знаешь” — и я должен ответить, как на знакомый вопрос». Вот так идёт обогащение понимания речи.
Как меняется общение с моторными алаликами?
Ирина: - У моториков проблема другая. Мамы часто пытаются говорить за ребёнка. А между тем, ребёнку ещё нужно додумывать, подбирать нужное слово, а на этом этапе слова уже — сложные, содержательные. Но мама хочет побыстрее — и отвечает вместо него. А ребёнок только: «Угу. Да. Ага. Правильно, мама.» И вот так речь не автоматизируется. Автоматизация происходит только тогда, когда мы — условно говоря — «наклеиваем маме пластырь на рот», и ждём терпеливо, пока ребёнок: сформулирует, переформулирует, попробует ещё раз, подберёт точное слово. Только тогда он сам запоминает, как устроен ответ, какая структура вопроса, что работает, а что — нет. Поэтому:Задали ребёнку вопрос — замолчали, выждали паузу, дождались ответа, и — похвалили. Если вы всё скажете за него, он поймёт только одно: «Мама молодец. Она умеет разговаривать.» А вот свою речь он не разовьёт.
Мария:- Да, и ещё важный момент: если вы всё время направляете ребёнка,
подсказываете: «Ну, скажи так…» «Ты хочешь сказать, что…?» — он не научится думать сам. А ведь на этом этапе ребёнок уже пытается объяснять, использует слова-связки: потому что, чтобы, для того чтобы... И да, он будет путаться, ему будет трудно — но он должен пройти через это сам. Если вы всё решаете за него, он не научится находить ответ сам, и это навык, который очень трудно догонять потом. Так что здесь действительно важно: запастись терпением, не торопить, давать время подумать, и поддерживать, но не опережать.
Ирина:- Наша цель — натренировать нейроны, а они тренируются только самостоятельно. Не от того, что мы услышали и повторили, не от того, что нам подсказали, и даже не от того, что мы красиво за ребёнка сказали. Ни сенсорики, ни моторики не развиваются через повторение за взрослым.Развитие происходит, когда мозг сам нашёл решение, сам установил связку, сам достроил мысль. Вот тогда — да, она закрепляется, и ребёнок начинает этим пользоваться. Поэтому с подсказками на ОНР-3 нужно быть очень осторожными. Если вы видите, что: — ребёнок с моторной алалией, — на уровне ОНР-3 вдруг забыл какое-то слово, которое раньше использовал… Не давайте ему это слово сразу. Вместо этого — ищите триггер, ассоциативную подсказку, которая вызовет нужное слово из памяти. Это мы подробно разбирали в теме про семантические поля у моториков. А сенсорики на ОНР-3 действуют по-другому. Они пытаются составлять фразы из уже усвоенных речевых конструкций, чтобы выразить новую мысль. Поэтому для них сейчас особенно важно, чтобы в их речь попадала новая информация — в том числе через мультфильмы, фильмы, живое общение.
Мария:- Я как раз хотела сообщить хорошую новость, но ты меня перебила.
Ирина:- Ну всё, рассказывай!
Как правильно смотреть мультфильмы с детьми на ОНР.
Мария:- Итак, на уровне ОНР-3 мы уже можем постепенно начинать смотреть мультфильмы! Но это не значит, что мы включили мультик — и ушли на кухню на два часа. Здесь важно: в начале мы смотрим мультфильмы вместе с ребёнком. Конечно, дайте ребёнку возможность просто посмотреть мультик самому, получить от него удовольствие. Потому что у нас есть очень ответственные мамы —если мы скажем "сидите рядом", они будут сидеть с каждым мультиком и анализировать каждый кадр.
Ирина:- Да, и тогда мультфильмы превращаются в наказание, а не в удовольствие.
Мария:- Поэтому — баланс. Сначала смотрим вместе. Особенно если это ребёнок с сенсорной алалией — возможно, какие-то моменты будут непонятны, их нужно будет объяснить, проговорить. А если ребёнок с моторной алалией — ему важно обсудить, что он посмотрел, пересказать, поделиться впечатлением. И, кстати, дети это очень любят! Когда мама после мультика начинает задавать вопросы, а ребёнок с удовольствием рассказывает: «А вот он туда пошёл, а потом прыгнул, а там что-то случилось…» Но! Не делайте это “занятие по методичке”. Не спрашивайте педагогическим тоном,не превращайте это в упражнение. Просто общайтесь, с интересом, естественно. Например, мама может отойти за стаканом воды, вернуться и сказать: «Ой, я не успела — расскажи, пожалуйста,
а кто там куда выпрыгнул?» Вот это — идеальный диалог, и развитие речи через жизнь.
Ирина:- Я только что поняла, что упустила важную вещь: иногда обидно, когда мама вроде бы рядом,а спрашивает “по-учительски”. Действительно — меняйте голос, меняйте интонацию. Держите в голове простую установку: «Сейчас я просто живу. Просто смотрю мультфильм со своим ребёнком.»Не надо: «Дорогой, а какого цвета были штанишки у Бонифация?» А надо: «Слушай, а ты видел, какого цвета у него были штаны?» Просто. По-человечески. Как с обычным ребёнком. Пусть мультфильм будет для него частью нормальной жизни, а не заданием с подвохом.
Если сложно перестроиться на обычное общение.
Мария:- А если вдруг вы забыли, как вообще общаются с “обычным” ребёнком, или у вас ещё не было такого опыта — потому что это ваш первый и долгожданный малыш, который уже добрался до ОНР-3... Просто выйдите на детскую площадку и послушайте, как другие мамы разговаривают со своими детьми.
Ирина:- И отпустите своего малыша пообщаться с другими детьми и даже с другими взрослыми.Посмотрите, как с ним общаются, как он реагирует, и пробуйте жить так же — просто, естественно, тепло. Если есть возможность —
попросите папу (или другого близкого взрослого) следить за тем, как вы разговариваете. У педагогов — это профдеформация. Знаю по себе: иногда начинаешь с ребёнком говорить педагогическим голосом, а супруг смотрит и говорит: «Ты домой пришла или на работу?» Вот и пусть муж вам скажет:«Перестань с ним “заниматься”, иди просто поиграй, поболтай, сходи с ним в магазин поговорить — по-нормальному!» Нужно поменять стиль общения с детьми с моторной и сенсорной алалиейна естественный, живой, повседневный.
Мария:- И я бы добавила: уже во время занятий на уровне ОНР-3 мы тоже меняем свою подачу речи.Потому что занятия продолжаются, мы ведь ещё завершаем формирование всей языковой системы до нормы. Но интонации, темп, стиль общения на занятии уже должны быть другими, не такими, как на ОНР-1 и ОНР-2.
Ирина:- Да, логопед показывает маме, как он сам меняет свою речь в зависимости от цели: если это автоматизация — мы уже говорим иначе; если идёт введение новой темы — мы возвращаемся к методикам, хитростям и приёмам, и показываем маме, как теперь можно и нужно говорить иначе.«Видите, как я спрашиваю? Попробуйте теперь сделать так же. Переходите на нормальную, “человеческую” речь.»
Как выбрать мультфильм для ребенка?
Мария:- И, конечно, возвращаясь к мультфильмам — все наши родители очень умные и ответственные, но хочется ещё раз сказать: Пожалуйста, следите за тем, что смотрит ваш ребёнок.Сейчас много мультфильмов, которые, откровенно говоря, ничего хорошего в жизнь ребёнка не привносят. Поэтому отсматривайте, или хотя бы читайте описание, о чём мультфильм, прежде чем показать его ребёнку.
Ирина:- Да, ведь есть мультсериалы, в которых на самом деле много полезной информации для детей — и, кстати, для родителей тоже. Потому что, честно говоря, я давно обратила внимание,что старые советские мультики, хоть они и с хорошей моралью, обучающие, добрые — современные дети воспринимают с трудом. Почему? Потому что они медленные, бледные, размеренные. Темп жизни сильно изменился, качество изображения и звук — другие. Дети привыкли к другому визуальному и ритмическому восприятию. Поэтому, если ваш ребёнок не хочет смотретьнаши любимые советские мультфильмы — ничего страшного. Придётся выбирать что-то более современное, с хорошим содержанием и доступной подачей.
Мария:- А когда коррекционная работа уже будет почти завершена, ребёнок сможет сам выбирать, что смотреть. И это нормально. Тем более, к этому моменту дети уже подрастают, и им становятся интересны более серьёзные сюжеты.
Ирина:- Вот именно! Я как раз хотела сказать: кроме мультсериалов есть и полнометражные мультфильмы, и их тоже обязательно стоит смотреть. Почему? Потому что они развивают внимание, формируют способность удерживать сюжет,понимать длительную структуру повествования. Одно дело — 5 минут посидеть, похихикать,и разбежались, как мухи. А совсем другое — полтора часа следить за сюжетом, запоминать,переживать вместе с героями, пытаться понять смысл. Это — тоже логопедическая работа, и очень полезная.
Мария:- Кстати, я бы даже сказала, что на уровне ОНР-3 мы очень часто с ребёнком обсуждаем тот мультфильм или фильм, который он посмотрел. Потому что, смотрите: на ОНР-3 мы можем оказаться с ребёнком: и в 3 года, и в 7 лет, и в 15 лет! А это совершенно разные интересы, разные фильмы,разные уровни обсуждения.
Ирина:- Да, у нас есть подростки, и с ними мы смотрим уже взрослые фильмы — причём по их собственному выбору. Потому что не всё, что мы предлагаем, им интересно.
Мария:- На самом деле — мы столько фильмов пересмотрели вместе с детьми!
Почему мультфильмы важны на ОНР3?
Ирина:- Да, потому что работаем с этим материалом, отрабатываем лексическую базу,развиваем понимание сложных структур. Поэтому: мультфильмы, фильмы, документальные видео — всё это остаётся важной частью коррекционной работы на ОНР-3.У нас на этом этапе продолжается лексическая работа, и часто темы бывают очень серьёзными:сложные профессии, технические процессы, биология, география, история... Вот почему можно и нужно смотреть документальные видео — про животных, про машины, про мир вокруг. Чем богаче контекст — тем быстрее развивается речь.
Мария:- Планеты… динозавры…
Ирина:- Да! Про динозавров, планеты — все эти аргентинозавры, стегозавры, прекрасные слова для тренировки слоговой структуры речи. На этом уровне речевого развития уже можно смотреть много чего, главное — помнить две вещи: Я работаю и притворяюсь, что не работаю.
Мария:- Мультфильмы не должны быть основой коррекционной работы. Ни в коем случае не подумайте, что мы заменяем ими занятия. Это — то, что разрешается на ОНР-3. Это дополнение,инструмент, через который мы помогаем ребёнку развивать речь. Почему ещё важно включать мультфильмы? Потому что родители часто привыкают к тишине — "Ребёнок не просит мультики — и отлично!" Да, мы всё делаем в разумных пределах, и здесь уже можно ориентироваться на возраст,на рекомендации окулистов по допустимому времени просмотра. Но есть ещё одна причина: наши дети с ОНР-3 уже выходят в детский сад, идут на площадку, начинают общаться со сверстниками. А дети между собой обсуждают современные мультики, тренды, игры, одежду с героями. Если наш ребёнок будет совсем “не в теме”, он может чувствовать себя отдельно. А мы с вами знаем, что на таких детей часто смотрят с предвзятостью. А нам нужно, чтобы в итоге у нас был развитый, уверенный, свой в коллективе ребёнок. Поэтому уже на этом этапе мы даём ему “все карты в руки”,чтобы ему было о чём пообщаться. И это на самом деле очень здорово! Я однажды наблюдала, как дети обсуждали какой-то мультик — это было безумно интересно и увлекательно! Они такие детали подмечают, так живут этим сюжетом…
Ирина:- И замечают такие вещи, которые взрослый бы и не заметил. И оперируют терминами: "А это же рептилоид!", "Нет, он в другой вселенной!"
Мария:- Словарный запас — растёт на глазах! И общение — настоящее, живое.
Ирина:- И ещё один момент, очень важный — особенно для семей за границей. Когда-то я прочитала мысль эмигрантки: «Мы никогда до конца не станем своими в чужой стране, хотя бы потому, что в детстве смотрели другие мультики». Если вы живёте не в России, а, например, в Европе или Америке, и ваш ребёнок ходит в местный детский сад или школу — включайте ему местные мультфильмы. Это поможет ему: впитать язык среды, освоить ту же культурную базу, и почувствовать себя частью коллектива. Чтобы он понимал: "А, да, я тоже смотрел этот мультик!" "Да, я знаю, кто такой этот герой!" Это не просто язык — это детский опыт, который помогает встроиться в общество и чувствовать себя своим.
Выставки, экскурсии и музеи на ОНР3.
Мария:- Очень хорошее замечание, Ирина, — действительно важное уточнение. И я думаю, здесь будет уместно добавить, что на этом этапе, на уровне ОНР-3, мы с детьми уже начинаем ходить по выставкам, музеям, и, конечно, обсуждаем всё это с ними. Более того — наши дети, конечно, воспринимают по-разному, это зависит от возраста. Но вот недавно, например, мой трёхлетний малыш, который сейчас на ОНР-3, побывал на довольно серьёзной экскурсии. Да, он не слушал экскурсовода целый час, но он реально улавливал фрагменты, слушал с интересом, смотрел, реагировал. Но всё равно — ребёнок уже готов воспринимать чужую речь, и это очень важно. Причём это касается не только моториков, но и детей с сенсорной алалией — для них особенно важно учиться понимать речь других людей. И такие выходы — бесценны. Вот, один мой замечательный ребёнок сходил в музей, а потом дома — по памяти, по аналогии — сделал ящерицу!
Ирина:- Да, он сделал хамелеона — у него даже язык заворачивался!
Мария:- Да! И он ещё объяснял, почему именно так. Он подбирал детали, высчитывал, сколько пальцев должно быть — всё сделал максимально похоже. Это было шедеврально, правда. Я каждый раз, когда такие фото от мам получаю — умиляюсь до слёз. Сижу, смотрю — и прямо чуть не плачу от гордости. И вспоминаю с чего всё начиналось. Если сейчас это видео смотрят родители, у которых ребёнок ещё на уровне ОНР-2 или даже ОНР-1, и им не верится, что когда-нибудь всё так будет — поверьте, будет. И всё, о чём мы сейчас рассказываем — это и про вашего ребёнка тоже.
Роль друзей для детей на ОНР3, особенно при сенсорной алалии.
Ирина:- Для детей с сенсорной алалией. В самом начале — на уровне ОНР-1 — мы выстраиваем жизнь ребёнка так, чтобы он слышал только одного человека. И только от одного источника получал речь. Потом, постепенно, мы добавляем других членов семьи — и уже на ОНР-3 мы выводим его в большой мир. Это, конечно, делается не с разбега: «Вот тебе, малыш, сразу — школа!» — нет. Но у нас даже в плане коррекционной работы есть отдельный пункт: «Общение с другими людьми» Это важно, потому что ребёнок должен слышать других людей, учиться воспринимать чужую речь,оттачивать гибкость восприятия. Поэтому: музеи, экскурсии, театр (кукольный, музыкальный, любой),контакт с другими детьми — всё это включается в работу в зависимости от возраста и возможностей ребёнка. И особенно — друзья. Друзей ребёнку нужно подобрать целенаправленно. Потому что сам он с этой задачей может ещё не справиться. И здесь нам нужна помощь мамы или папы.
Мария: - На самом деле, найти подходящего друга иногда очень непросто. В любой стране —неважно, где вы живёте: в России, Европе или где-то ещё. Это может зависеть от: города,окружения, настроения родителей, и от особенностей самих детей. Современные дети очень разные.И нашему ребёнку нужно кого-то “своего”, с кем он сможет общаться и развиваться. Если рядом нет подходящих друзей, можно искать целенаправленно: на детских площадках, в чатах для мам, в группах и форумах. Ищите тех родителей, которые тоже хотят общаться, и ищут компанию для прогулок и общения. Я бы здесь дала один важный совет родителям: Не ориентируйтесь на собственный комфорт. Иногда мамам некомфортно общаться с другими родителями, и это нормально. Но здесь приоритет — у ребёнка. Если вы видите, что ребёнку комфортно с каким-то другом — старайтесь поддерживать это общение, даже если вам не особенно приятно. И ещё один ключевой момент при выборе друзей: речевой уровень этого ребёнка должен быть выше, чем у вашего. Потому что только в этом случае ваш ребёнок сможет тянуться, обогащать речь, учиться говорить, и развиваться через контакт. Если ваш ребёнок будет играть только с малышами или детьми с речевыми задержками, он привыкнет к невербальному взаимодействию: много действий,минимум слов. А мы всё-таки хотим, чтобы он учился разговаривать.
Ирина:- Ой, можно я расскажу?..
Мария:- Да…
Ирина:- Ой, у меня как-то раз была почти трагедия. Молодому человеку на тот момент было 4,5 года.Он был на ОНР-3, мы уже планировали выпуск, оставалось только доставить пару звуков — всё шло к завершению. Красота! И вдруг — на занятии мама замечает: «Он снова стал просить “пить” — жестами!» Я в шоке. «Что это такое вообще?..» Мама отвечает: «Да вот, он теперь часто так делает — жестами объясняется, звуки не использует…» А у меня в голове: «Ой-ой-ой! Я же уже всё выстроила — уже почти завершение коррекционной работы!» Начали разбираться. Что случилось? А случилось вот что: ребёнок пошёл в детский сад, в разновозрастную группу, и в этой группе оказался малыш 3 лет, который не говорит. То ли сенсорная алалия, то ли ЗРР — но он пользовался жестами и звукоподражаниями. И, разумеется, наш мальчик — среди всех пятилеток — выбрал именно этого малыша. Сначала — как помощь, а потом... начал копировать. И снова вернулся к объяснению жестами: «Зачем говорить? Меня и так понимают!» В итоге нам пришлось искать другую группу, чтобы завершить коррекцию до нормы и не “научиться плохому” от младших детей.
Мария:- Да, потому что на ОНР-3 наши дети уже начинают ощущать: «Я уже весь умненький, всё знаю. Зачем мне заниматься?» И если он попадает в среду, где дети говорят хуже, эта среда подкрепляет его уверенность, что он — молодец, и можно больше не стараться.
Ирина:- Да, потому что он — лучше всех говорит в группе. А на самом деле — ещё середина пути.
Мария:- А ведь как раз сейчас, на ОНР-3, нам нужно сделать самую важную, самую ответственнуючасть коррекционной работы. Кстати, про детские сады. Отмена речевого режима на этом этапе предполагает его наличие. То есть ребёнок должен ходить в сад — у него должна быть развивающая речевая среда.
Ирина:- И это касается всех: и моториков, и сенсориков. Детский сад — обязателен на ОНР-3. И — грамотный подбор группы!
Мария:- Но всё-таки давай вернёмся к основной мысли нашей темы: родители — особенно мамы —должны перестроиться, и начать разговаривать с ребёнком просто, естественно, как с обычным ребёнком.
Не пугайтесь, если не получилось перейти к нормальному общению с первого раза.
Ирина:- Скажу от себя — не пугайтесь, если не получилось с первого раза. Вы проснулись утром и решили: «Всё! Сегодня я говорю с ребёнком, как с обычным!» А через пять минут — «Уси-пуси, давай мамочке...», — и всё снова как раньше. Это нормально. На то, чтобы у себя сформировать новую привычку, переключиться на другой стиль общения, нужно время. По себе знаю — мнепотребовалось две недели, чтобы отслеживать каждое своё слово, переключаясь с “педагогического” на “мамский” язык — и обратно. Две недели — это мой опыт. У вас может быть иначе.Просто следите за собой, перенастраивайтесь — и со временем это станет естественно и незаметно.
Мария:- Да, главное — не бояться, если не получается сразу. Ребёнку ведь тоже нужно время, чтобы перестроиться. И ещё момент — особенно для родителей детей с сенсорной алалией: Когда вы начнёте менять свою речь, и почувствуете, что ребёнок что-то не понял — не пугайтесь! Это не значит, что он «не дорос до ОНР-3». Просто формулировка изменилась, и ему нужно привыкнуть к новым вопросам. Это абсолютно нормально. То же самое и с детьми с моторной алалией: если они не сразу формулируют ответ, не могут точно подобрать слово — не переживайте. Они научатся. Это — не конец, а продолжение обучения.
Ирина:- Вот именно! Это не выпуск, а просто новый этап развития.