Найти в Дзене
Психопедагогика

Возрастные кризисы. Кризис двух лет

Начало здесь: https://dzen.ru/a/aEanagpKtVTr8j58 Приходят на консультацию родители двухлетки: «Ребенок неуправляемый, капризный, ногами топает, на пол падает, все ему не то и не так… Это что, кризис трех лет так рано?» Нет, это кризис двух лет! Он существует! Кризис двух лет не так на слуху, как его старший брат - кризис трех лет - именно из-за того, что их часто путают. Но это два разных кризиса с различными психологическими задачами и наполнением. Кризис трех лет известен под псевдонимом "Я сам", в то время как имя и девиз кризиса двух лет - "Нет". Почему возникает? В этом возрасте ребенок делает важное открытие: «Нет» могут сказать не только родители, но и я!» Для ребенка это первое выражение его воли. С этого момента малыш начинает осознавать себя как отдельную личность, способную на свои собственные желания и самостоятельные поступки. Ребенок использует любую возможность пойти против правил, настаивать на своем мнении. Негативизм, тотальный протест – главная черта кризиса двух л
Оглавление

Начало здесь: https://dzen.ru/a/aEanagpKtVTr8j58

Приходят на консультацию родители двухлетки: «Ребенок неуправляемый, капризный, ногами топает, на пол падает, все ему не то и не так… Это что, кризис трех лет так рано?» Нет, это кризис двух лет! Он существует!

Кризис двух лет не так на слуху, как его старший брат - кризис трех лет - именно из-за того, что их часто путают. Но это два разных кризиса с различными психологическими задачами и наполнением. Кризис трех лет известен под псевдонимом "Я сам", в то время как имя и девиз кризиса двух лет - "Нет".

Почему возникает?

В этом возрасте ребенок делает важное открытие: «Нет» могут сказать не только родители, но и я!» Для ребенка это первое выражение его воли. С этого момента малыш начинает осознавать себя как отдельную личность, способную на свои собственные желания и самостоятельные поступки. Ребенок использует любую возможность пойти против правил, настаивать на своем мнении. Негативизм, тотальный протест – главная черта кризиса двух лет. Скандалы возникают по пустякам: причина - не главное, главное - сказать СВОЁ мнение. Ребенок начинает проверять личные границы родителей и границы дозволенного. У него появляется много желаний, но нет ресурсов для их осуществления: не хватает силы, опыта, ловкости, умений, знаний. Это несоответствие вкупе с возбудимостью нервной системы и неумением контролировать себя приводит к сильным эмоциональным всплескам.

freepik
freepik

Что усугубляет течение кризиса?

В кабинет психолога родителей приводит неумение справляться с эмоциями, которыми фонтанируют двухлетки. К сожалению, частенько встречаются варианты, когда к моменту двухлетия ребенка мамы эмоционально вымотаны, нервно истощены, нестабильны. Поэтому капризы ребенка вызывают у них гамму эмоций от агрессии до отчаянья, когда мамы буквально садятся плакать рядом.

Что делать?

  • Сохранять спокойствие. Учиться смотреть на капризы со стороны. Просить помощи у близких. Принять ухудшение характера ребенка как временное явление, необходимый этап развития.
  • Соблюдать режим дня и систему правил. Эти два фактора - самые главные помощники родителей в любой трудный момент. При выстроенном режиме дня ребенок всегда будет готов есть, гулять и спать в одно и то же время - это не зависит от его желания или нежелания, это физиология. А вам это поможет спланировать собственные дела. То же самое можно сказать про систему правил и запретов: она всегда станет для вас надежной опорой и гарантией предсказуемого поведения ребенка.
  • Следить за единством требований к ребенку со стороны всех окружающих взрослых: родителей, бабушек, няни, даже воспитателей детского сада, если ребенок посещает дошкольное учреждение. Без единого подхода система правил не будет работать, возрастет нагрузка на нервную систему ребенка, напряжение найдет выход через истерики и упрямство.
  • Общаться с ребенком по-новому. Если вы будете по-прежнему жестко руководить и ограничивать – каждый раз вы будете наталкиваться на сопротивление. Начинайте вести диалог и договариваться:

- Попробуйте хитрить: вместо «Пойдем есть кашу» спросите: «Ты будешь есть кашу из маленькой тарелки или большой?», а то и вовсе объявите, что сегодня только мясо, а каша под запретом - это может сработать. Ребенок не хочет мыться? – «Не надо! А вот кукла очень хочет купаться! И ты вместе с ней лезь в ванну, а то ей скучно!».

- Разбудите свое творчество и вместе с ребенком окунитесь в детство: «Это не комбинезон, это скафандр! Готовимся к выходу в открытый космос!»; «А ты знаешь, что делают медведи осенью? Впадают в спячку! Вот твоя берлога, надо удобно лечь и хорошо укрыться одеялом...».

- Используйте юмор, отвлекающие моменты. Если чувствуете, что назревает очередное "нет" - рассмешите малыша забавной игрушкой или трюком.

- Рассказывайте воспитательные сказки, в которых вы заявляете о своих требованиях не напрямую, а иносказательно. Например, вместо того, чтобы в сотый раз выслушать скандал из-за мытья рук расскажите забавную историю о том, что случилось с тем, кто не мыл руки.

Психолог онлайн для детей и их родителей. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Telegram).

Читайте еще: