Где грань между нормальной детской активностью и диагнозом?
В мой кабинет заходит трехлетний Витя. Он улыбается и прячется за маму. Я предлагаю игрушки. Витя осторожно выбирает машинку, трактор и мячик. ...Через десять минут Витя, забыв про машинку и трактор, весело и шумно бегает по кабинету за мячиком, пинает его то мне, то маме и громко кричит «Го-о-ол!» Замечания успокаивают его совсем ненадолго: минута-другая – и Витя опять веселится на всю катушку, мешая взрослым.
А это трехлетний Матвей. Он не заходит в кабинет – он туда врывается, причем опередив меня и родителей. Он сразу лезет на стеллаж и сбрасывает с него все, что попалось под руку. Разбросав содержимое стеллажа, Матвей бежит к окну, дергает шторы, отрывает подоконник, переворачивает цветочный горшок….
Из этих двух детей только один гиперактивный. Вы догадались, кто именно?
Витя показывает нормальную детскую активность: оказавшись в незнакомой обстановке, он стесняется, прячется за маму; с любопытством, но настороженно (хоть и дружелюбно) контактирует со мной. Освоившись и убедившись в безопасности обстановки, он начинает вести себя более свободно и раскованно, может быть даже чересчур. Хорошенько разыгравшись, он не может остановиться и продолжает шуметь даже после нескольких замечаний. При этом, я уверена, если бы на Витю упал карниз, он бы напугался, расплакался, прижался бы к маме и на время забыл о шумных играх.
Матвей не нуждается во времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Заметив дверь перед собой, он тут же открывает ее, увидев стеллаж – лезет на самый верх. Его поведение не имеет цели и смысла, оно импульсивно («вижу-делаю»), опасно, нелогично. Он не реагирует на замечания, не останавливается ни на минуту, не обращает внимания на последствия своих действий, не испытывает страха и стыда.
Витя – обычный активный ребенок.
Матвей – гиперактивный. Это слово, произнесенное специалистом, обычно подразумевает наличие у ребенка СДВГ.
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности, нейроонтогенетическое расстройство (по МКБ 11). Характеризуется постоянной невнимательностью и/или гиперактивностью и импульсивностью. Степень невнимательности, гиперактивности и импульсивности может варьироваться, но всегда выходит за социокультурные рамки. Для диагностики СДВГ описанное поведение должно быть четко наблюдаемо в более чем одной обстановке.
Гиперактивность при СДВГ означает чрезмерную двигательную активность и трудности с усидчивостью и покоем, наиболее очевидными в структурированных ситуациях, которые требуют поведенческого самоконтроля.
Здоровый ребенок может быть очень активным. Но его активностью можно и нужно управлять. Здоровый ребенок как будто обладает неким запасом активности, который может истощаться и пополняться: просидев 10 минут в очереди, он гарантировано захочет побегать и попрыгать, а после 30 минут активности он устанет и захочет посидеть.
Совсем по-другому ведет себя гиперактивный ребенок. Его запас энергии неисчерпаем. Движение его только пополняет. Чем дольше гиперактивный ребенок прыгает, тем дольше он готов прыгать. Чем сильнее устал гиперактивный ребенок - тем подвижнее он становится, тем тяжелее его остановить.
Среди родителей мирно соседствуют две крайности: люди легко закрывают глаза на явные проблемы и так же легко ставят диагнозы здоровым детям. Не занимайтесь самодиагностикой, обращайтесь к специалистам.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОНЛАЙН. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).