Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как появились двенадцать колен Израиля: история, изменения и библейский контекст

Оглавление

В Библии неоднократно упоминаются «двенадцать колен Израиля», но если внимательно посмотреть, можно заметить, что список этих колен меняется в зависимости от конкретного места. Почему так происходит? Оказывается, в библейской истории есть несколько нюансов, связанных с тем, как вообще формировалась «дюжина колен». Давайте разберёмся по порядку.

1. Изначальные «12 сыновей» патриарха Иакова

-2

Первая отправная точка — это двенадцать сыновей Иакова (которого позже назвали Израилем). В книге Бытие (35:23–26) перечисляются эти 12 парней:

  • От Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон
  • От Валлы (служанки Рахили): Дан, Неффалим
  • От Зелфы (служанки Лии): Гад, Асир
  • От Рахили: Иосиф, Вениамин
-3

Именно они официально считаются основателями двенадцати колен. Когда в Бытие 49 описывается благословение Иакова, там прямо сказано: «Все эти — колена Израилевы», а сам Иаков/Израиль благословляет каждого сына.

Особые моменты:

-4
  1. Рувим был старшим, но потерял особый статус из-за того, что «провинился» перед отцом (Быт. 49:4).
  2. Симеон и Левий тоже получили критику от отца за жестокость (они учинили резню в Сихеме).
  3. Иуда (четвёртый сын) фактически стал ведущим коленом, откуда вышли цари Давид, Соломон, а позже — Иисус.
  4. Иосиф получит позже «двойную часть» (то есть на его долю уйдут два «подколена», Ефрем и Манассия).

Таким образом, первоначальные 12 «основателей» были сыновьями одного человека — Иакова (Израиля).

2. Почему число «12» иногда меняется?

Декоративная карта Святой Земли, иллюстрирующая земли, контролируемые 12 коленами, происходящими от 12 сыновей Иакова, Шарля Франсуа Деламарша, 1797 г.
Декоративная карта Святой Земли, иллюстрирующая земли, контролируемые 12 коленами, происходящими от 12 сыновей Иакова, Шарля Франсуа Деламарша, 1797 г.

Когда мы доходим до «раздела земли» под руководством Моисея/Иисуса Навина, возникает одна хитрая ситуация. Левиты (потомки Левия) не получают собственную территорию, потому что их задача — служение в храме, священнослужители и их помощники. Чтобы не сократить общее число «колен» до 11, «колено Иосифа» делится на два: Ефрем и Манассия.

Тогда получается так:

  • Левий «не получает земли» (на деле им выделяют особые города-убежища).
  • Иосиф «растворяется» в Ефреме и Манассии.
  • Остальные 10 сохраняют свои названия.

Итого снова 12. Это объясняет, почему в некоторых списках мы не видим Левия и не видим упоминания «Иосифа», зато встречаем два колена с именами его сыновей.

3. Пророческий взгляд Иезекииля

-6

В книге пророка Иезекииля (гл. 48) даётся иной список колен, потому что там он описывает видение о будущем распределении земли. И хотя многие названия повторяются, порядок идёт «с севера на юг» и это пророческая картина, а не буквальное «земельное деление» как при Иисусе Навине. Примечательно, что Левий тоже не получает «свою землю», а Ефрем и Манассия всё так же фигурируют отдельно.

4. Откровение (Апокалипсис) гл. 7: необычный состав

-7

В книге Откровение упомянуты 144 000 «запечатлённых», по 12 000 от каждого из 12 колен (Откр. 7). Но список здесь совсем другой:

  • Левий включён,
  • Иосиф включён,
  • а Ефрем и Дан (которые обычно были среди колен) пропущены.

Таким образом, место для Левия «освобождается» за счёт изгнания Дана и Ефрема, а Иосиф оставляет «двоих своих сыновей» в лице Манассии, но Ефрем убран.

Часто толкователи считают, что это связано с репутацией колена Дана (прославившегося идолопоклонством, Суд. 18:27–31) и Ефрема, который тоже увлёкся идолами (Иер. 7:2–9, Ос. 4:17 и др.). Похоже, автор Откровения хотел исключить «особо грешные» колена.

5. Небесный Иерусалим (Откровение 21)

-8

В конце книги Откровение (21:12–13) описывается «Новый Иерусалим», у которого 12 ворот, названных именами колен Израиля. Однако там не даётся конкретный список, так что сравнить с Откр. 7 мы не можем напрямую. Но, учитывая библейскую символику, обычно предполагают, что это всё те же «одобренные» колена, исключая Дан и Ефрем.

6. Зачем вообще такие перестановки?

Номер «12» — это ключ. Важно, чтобы в каждом случае получалось именно 12 колен, потому что 12 — особое число (12 месяцев, 12 учеников, 12 ворот и пр.). Но конкретные названия могут зависеть от ситуации:

  • В раннем периоде: 12 сыновей Иакова (original).
  • При разделе Земли: Левий не получает землю, зато Иосиф дробится на Ефрем и Манассию.
  • В Откровении: Левий включён, но вместо Ефрема берут Иосиф, а Дан исключают.
    Таким образом, мы всегда имеем «дюжину» колен, хотя состав может различаться.

Итог: от «12 сыновей» до символических списков

Карта Эрец-Исраэль в «Амстердамской Агаде» Авраама Бар-Якоба, 1695 г.
Карта Эрец-Исраэль в «Амстердамской Агаде» Авраама Бар-Якоба, 1695 г.

Изначально Бог обещал многочисленное потомство праотцу Иакову (Израилю) через его 12 сыновей. Дальше, в исторических книгах, эти колена действительно играют важную роль в завоевании Ханаана и создании государства. Но уже там начинается разделение колен из-за особых служебных функций (Левиты) или из-за «двойной доли» (Ефрем и Манассия).

В пророческих и апокалиптических книгах (Иезекииль, Откровение) фокус смещается на духовные/символические аспекты. «Незаслуживающие» колена исключаются, а число 12 остаётся как «сакральная норма» народа Божьего.

Итак, «Как сформировались двенадцать колен Израиля?»

  • Первоначально: это 12 детей Иакова, упомянутые в Бытии.
  • В практике: при разделе земли колено Левия не имело своего надела, а Иосиф «раздвоился» (на Ефрема и Манассию), чтобы всё равно было 12.
  • В поздних списках (например, Откровение) логика может быть духовной: исключаются колена, «запятнавшие себя идолопоклонством».
    Но во всех случаях цифра «12» играет центральную роль как символ полноты «Израильского народа».