Найти в Дзене
Sunny Blues

Любимый бас-гитарист Пола Маккартни

Оглавление

Бас-гитара Пола Маккартни - один из самых слушаемых музыкальных инструментов в истории. Ведь согласно официальным отчетам, только в Соединенных Штатах продано более 1,6 миллиарда синглов THE BEATLES

Но были ещё и WINGS, и сольная карьера Маккартни, а также 177 миллионов альбомов THE BEATLES, проданных в США.

Во всем мире продано около 600 миллионов LP THE BEATLES.

Если бы эти цифры не были подтверждены неоднократно, в них трудно было бы поверить. Особенно если учесть, что когда появилась Великолепная четверка, население планеты составляло всего 3,1 миллиарда человек. Миллионы поклонников были свидетелями концертных выступлений Пола.

С такими цифрами, по-видимому, было просто невозможно, чтобы Пол Маккартни не оказал влияния на всех басистов, появившихся позже, хотя бы косвенно звучание баса THE BEATLES так или иначе повлияло на них.

Влияние квартета из Ливерпуля было тотальным, следующие за ними либо вдохновлялись ими, либо вдохновлялись тем, чтобы не быть похожими на них, но точно не могли их игнорировать.

Его эксклюзивный подход к инструменту, значительно более мелодизированный, чем то, что было ранее, бесчисленное количество музыкантов определили как ключевую веху в их освоении бас-гитары, достаточно упомянуть таких мастеров, как Джон Пол Джонс из LED ZEPPELIN или Гедди Ли из RUSH.

Фирменный трюк Маккартни заключался в том, что порой потрясающая сложность его басовых партий становилась очевидной, только если прослушать её отдельно от других инструментов. Он настолько сливался по ритмике с песней, что некоторые из его акробатических трюков на бас-гитаре были едва различимы, если не вслушиваться специально в его партию.

Однако у каждого героя есть свой герой, и Пол Маккартни не исключение.

Как звали любимого басиста Пола Маккартни?

Во время сеанса вопросов и ответов с поклонниками Полу Маккартни задали конкретный вопрос: «Кто оказал наибольшее влияние на вашу игру на басу?», на что он сразу, не задумываясь ответил: «Самое большое влияние на мою игру на басу оказал Джеймс Джеймерсон, который играл на многих моих любимых релизах Motown Records».

Джеймс Джеймерсон
Джеймс Джеймерсон

Cейчас, возможно, уже не все помнят насколько сильное влияние на развитие басовой техники в целом, оказала в свое время четырехструнная гитара Джеймерсона, который участвовал в записи многих величайших поп-хитов.

И Пол Маккартни, безусловно, не одинок в своем отношении к этому человеку с четырехструнной гитарой из Motown Records. Дуги Пейн, бас-гитарист группы TRAVIS, рассказывал: «Я посмотрел фильм Standing In The Shadows of Motown, после чего стал совершенно одержим этим бас-гитаристом, Джеймсом Джеймерсоном. Я начал увлеченно слушать все его басовые партии».

Он добавил: «А потом я услышал ту историю, как он однажды играл на сцене в клубе, а Марвин Гай пришел туда и вытащил его прямо со сцены, потому что он ему нужен был в студии для записи его новой пластинки. Джеймерсон был уже настолько набравшись, что смог сыграть все басовые партии только лежа. Я сам попробовал так играть, не получилось, это почти невозможно».

Его креативный непринужденный стиль игры, совпавший по времени с инновационными идеями Питера Хука из JOY DIVISION о том, что бас-гитарист должен быть в центре внимания на клубных вечеринках, а не просто стоять на заднем плане с бокалом в руке, все это вместе определило статус Джеймерсон, как культового героя. Совершенствуя и развивая свой стиль, он добавил позерства инструменту, который ранее был не слишком популярным. Джеймерсон попал на вершины чартов, участвуя в записи бесчисленного множества треков Motown Records и открыл ворота для эпохи крутизны новомодного электрического баса.

Наряду со своей мотауновской коллегой-легендой Кэрол Кей, Джеймерсон заслужил статус величайшего бас-гитариста всех времен у тех, кто работает в индустрии. Но, такова уж природа сессионных музыкантов хит-лейбла, они не получают того широкого признания, которого заслуживают, у публики.

В одном из своих многочисленных интервью Пол Маккартни очень точно раскрыл, насколько легендарный персонаж повлиял на его собственный стиль: «Игра на басу стала сегодня более искусной, да. Не хочу расхваливать себя лично, но отмечу Джеймса Джеймерсона, он и я, я бы разделил заслуги с ним. Я многое у него перенял».

Также он добавил, что Джеймерсон в течение многих лет был для него, как и для многих других последователей мотауновского басиста, человеком инкогнито: «Джеймс Джеймерсон стал моим героем, на самом деле. До недавнего времени я не знал его имени, я просто слышал как некто играет, очень мелодично, и этот факт меня еще больше заинтересовал».

Пол Маккартни также отметил Брайана Уилсона: «На самом деле, Джеймерсон и Брайан Уилсон, вот два человека, которые больше всего повлияли на меня»,- добавил он. «Джеймс просто потому, что он так хорошо и мелодично играл. Брайан, потому что он придумывал очень необычные партии. Например, если вы перешли в до, Брайан мог оставаться на соль, просто чтобы как бы оттянуть всех назад, и вот тут я начал понимать, какой силой вы обладаете в группе, если у вас в руках бас».

Если объединить то, что придумали для баса Брайан Уилсон, Джеймс Джеймерсон и сам Пол Маккартни мы и получим звучание 1960-х, некоторые из основополагающих басовых партий этой эпохи, в равной степени блистательные и новаторские, были записаны ими.

Конечно же, если дело касается технических способностей, то такие люди, как Жако Пасториус, посоревнуются с ними, но на скольких хитах он играл?

Эти трое явно не желали, чтобы звук бас-гитары утонул в фоновом шуме гитарного фузза или был полностью отодвинут на второй план вокальными мелодиями, и подарив миру немало супер-хитов, преподнесли многим бас-гитаристам повод для радости. Но их также связывает подход, который часто заменяет сложность ради сложности простой радостью игры.

Послушайте работу Джеймса Джеймерсона в песне Darling Dear группы JACKSON 5, несомненно, одна из самых красивых басовых партий, записанных на виниле, подобные беглость, фразировку и интонации, редко услышишь сегодня.

Читать также: