* НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
Глава 54.
Военное прошлое Михаила и сноровка Яромира им тут очень пригодились, а то, что они понимали друг друга без слов, сделало их слаженной командой. Пригибаясь в лощине, словно в окопе, они бесшумно скользили к оврагу.
Погоня дико орала, беглец уже выбился из сил, когда ему навстречу, словно чёрт из табакерки, выскочил человек и толкнул его что есть силы. Беглец полетел вниз, в овраг, даже не успев вскрикнуть, а там его подхватили сильные руки и зажали ему рот, прижав своим весом ко дну оврага.
Тот, кто столкнул его в овраг, широкими прыжками перепрыгнул через кусты и бросился бежать совсем в другую сторону, уводя за собой ревущую в неистовстве погоню дальше от оврага. Залитое мечущимся на ветру светом факелов сборище с топорами вскоре скрылось из виду, всё стихло, и человек, державший беглеца, ослабил хватку.
- Ты кто? – прошептал испуганный путник, глядя на сидящего перед ним человека, - Как ты…
- Тихо. Сейчас уйдём отсюда, после и расспросишь всё. Идём!
- А как же тот, другой? Они же его убьют! – беглец дрожал.
- Не убьют, - ответил Яромир, - Нам нужно уходить, всё, молчи и ступай за мной!
Овраг принял их, укрыл темнотой, пробирались они неслышно вреди поваленных деревьев и пней, крики погони стихли где-то вдалеке, и Яромир сам уже с некоторым беспокойством прислушивался, как же там Михаил…
Овраг вышел глубоким своим руслом прямо на берег реки, в быстром течении плескалось небо, лунные дорожки играли на каменных перекатах. Укрывшись в кустах, они уселись прямо на землю, чтобы отдышаться.
- Ну, кто ты есть, как звать и что с тобой стряслось, рассказывай, - велел Яромир, высовываясь из кустарника и вглядываясь в берег, в ожидании своего товарища.
Берег был пуст, ничего не было слышно, кроме хрустального перезвона реки и шума еловых вершин, обеспокоенным гуляющим по верхам елей ветром. Михаила не было видно, хотя они уговорились встретиться на берегу, заслышав издали её говор. Ну, может затаился где, подумал Яромир, и решил, если не появится Михаил в скором времени, то переговорив с незнакомцем, отправится искать товарища.
- Меня Захаром звать, - трясясь и вытирая кровивший нос, сказал беглец, и Яромир разглядел при свете сиреневой луны, что ему лет шестнадцать отроду, - Я оттудова, из-за реки, там моя деревня Тижи, родители мои, семья. Я от бабки старой шёл, а эти… выследили, схватили… Посадили в погреб, но я убёг… ох, дядька, ежели б не вы… висеть мне на отроге, где на Красную Сестру они идола своего чтят!
- Тихо! – прервал его Яромир, на берегу послышались всплески, и вроде бы чей-то тихий голос.
Яромир пригляделся и увидел у самой воды Михаила, узнал его по перевязи с двумя клинками на спине. Тот выбрался из воды, огляделся пригнувшись и нырнул за камень.
- Сиди тут! – велел Яромир Захару, но тот замотал головой.
- Нет, я с тобой, дядька! Это тот, кто Сурмеевых отвёл от меня? Я тоже хочу ему помочь!
Яромир кивнул головой, пусть идёт, ладно, оставлять его в кустах не менее опасно, чем вести за собой. А вдруг Михаил ранен!
- Михаил! Это мы! – вполголоса проговорил Яромир, когда они подобрались к берегу, - Ты где?
- Я тут, - раздался из-за камней шёпот, - Тихо идите, по берегу я видел огни, похоже ищут!
Яромир с парнишкой нырнули меж камней, Михаил стоял там нагишом и отжимал мокрую одежду, приплясывая от холода. Он кивнул, увидев спасённого парня:
- Ну, ты как? Сильно тебя поранили?
- Ничего, заживёт! Благодарствуйте, дядьки! Кабы не вы! Весь век вас буду поминать, и ежели вам какая помощь нужна, я готов, завсегда…
- Ладно, это всё после, - Михаил надел футболку и штаны, остальное связал в узел, - Я думаю, надо уходить за реку. Я слышал, когда нырнул, что за реку они боятся соваться!
- Течение сильное, выплывем ли, - сказал Яромир, с сомнением глядя на перекаты, - Ты сам как выбрался?
- После расскажу. А насчёт того, что не выплывем… Яромир, это Синяя Река!
Вдали послышались крики, над оврагом снова зашныряли факелы, лаяла собака и наши путники, прячущиеся меж камней, заторопились. Берег был пологий, но крупные камни были скользкими от водяной пыли, а между тем факелы над оврагом приближались…
- Скорее, надо спешить! – махнул рукой Михаил, и огорчённо посетовал, - Ай, зря отжимался, опять мокнуть!
Он вынул клинок из перевязи и опустил в воду, река зазвенела, а клинок заиграл синим, искры рассыпались под водой, а позади на берегу крики становились громче, факелы сбились в кучу.
- Не страшись, Зверобой, - раздался бархатный, приятный голос, в воде показалась уйкалина, красивая девушка со светлыми волосами, убранными в косы с зелёными тесьмами, рядом с ней показались ещё двое.
- Это… как же? – с изумлением пробормотал Захар, но Яромир строго глянул на него и ступил в воду сам, потянув за собой парня.
- Мы поможем, не бойтесь, - сказала уйкалина, - Моё имя Мияра, Аярил всё рассказала нам! Идите!
Михаил с сомнением смотрел на красивые, искрящиеся в подсвеченной сиреневой луной воде тела уйкалин, на развевающиеся на волнах вуали за их спинами, но совладал с собой и шагнул в воду, которая вскипела вокруг него.
Мияра подхватила его, обняла руками и сильным, неожиданном для её хрупкого сложения рывком увлекла в воду. Михаил только и успел увидеть, как другие уйкалины подхватили Яромира и спасённого ими парня, и дух у него перехватило от того, с какой скоростью они понеслись в глубину.
Взгляд его то и дело выхватывал большие камни на дне реки, Мияра смеялась и ловко лавировала вместе с Михаилом между этими преградами, со дна вилась серебристо-белёсая трава, играла и плелась в течении. У Михаила дух захватило, он не понимал, как он может дышать под водой, но никакого стеснения он не чувствовал, только восторг от полёта, такое было ощущение.
И оглянуться они не успели, как все трое оказались уже на противоположном берегу, укрытом густыми ивами, ветви которых купались в сиреневой от лунного света воде. Михаил уцепился за ветви и скользя на траве выбрался выше, подтянул за собой Яромира, а тот – Захара.
- Спасибо, Мияра, - сказал Михаил уйкалине, которая качалась в искрящейся воде, - Спасибо всем вам!
- Ступай, Зверобой, - Мияра улыбнулась и кокетливо посмотрела на него, - А если надумаешь вернуться… позови меня, и я приду!
- Э… спасибо, - только и смог вымолвить Михаил, чувствуя, как наливается его лицо краской смущения, ну дела…
Мокрые путники выбрались из ивовых зарослей и оказались на небольшой лужайке, окружённой липами, вода текла с их одежды ручьями, а между тем похолодало, свежий ветер усиливался, и все трое принялись приплясывать от холода, раздевшись и отжимая одежду.
- Ну, как звать тебя, находка? – спросил Михаил, - И кто там тебя гонял?
- Я Захар Тижнин. А это там род Сурмеевых, у них почитай три деревни, только они не нашенского уклада жизнь ведут! Идолы у них на отроге, они им жертвы приносят и верят, что Красная Сестра перестанет им благоволить, если не дать жертвы. Дикие… Хорошо, что за реку они только дважды в год могут ходить, поверья там у них какие-то, но теперь… я понял, что никакие это не легенды! Что в реке живут речные люди! Мне никто в деревне не поверит, когда расскажу!
- А ты не рассказывай, - резонно сказал Яромир, - Хоть бы в благодарность тем, кто тебя через реку провёл!
- Надо бы огонь развести, - сказал Михаил, оглядываясь, - Что, Захар, как думаешь, здесь мы без опаски можем привал устроить? Никто нас не нахлобучит?
- Нет, здесь вёрст на семь никого нет. Только… где огня добыть?
- Ладно, давайте за дровами, пока не околели мы тут, - Михаил знал, что в его промокшем рюкзаке лежат армейские спички.
Странная картина явилась бы зрителю, если бы таковой нашёлся в сих глухих местах. Сквозь липовые резные листья лился на землю сиреневый свет дивной луны, и трое голых мужиков шныряли меж стволов, собирая сухой хворост.
Продолжение здесь.
Дорогие Друзья, рассказ публикуется по будним дням, в субботу и воскресенье главы не выходят.
Все текстовые материалы канала "Сказы старого мельника" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.
© Алёна Берндт. 2025