"Оглядела Лида своё невольное пристанище, взяла палку пробовать кочки и болото… вон куртка её плавает за островком, прибило её к соседней кочке. Лида подумала было достать, а толку? Куртка промокла насквозь, не просохнет, такую тяжесть на себе тащить нет смысла, от холода не спасёт, нужно идти, и идти поскорее!"
*НАЧАЛО ЗДЕСЬ.
Глава 20.
Очнулась Лида от того, что замёрзла. Тучи на небе рассеялись, звёзды гляделись в тёмную болотную воду. Этой ночью пришёл заморозок… Жухлая трава хрустела, на ней показалась бахрома инея, такая же покрыла и Лидины волосы. На кромке воды образовалась тонкая корочка, и Лида поняла – плохо дело.
Всё тело болело, в горле пересохло, но пить болотную воду она не рискнула. Хоть и не водилось здесь ряски, болото это было не тягучая топь, а просто низина, куда годами собиралась вода, заполняя ямы. Одежда вымокла и теперь тоже застывала коркой, Лида сняла кофту и подобрала валявшуюся под сплетённой ею «крышей» тонкую рубашку, которую по счастью не успела порвать.
Успокоив трясущиеся больше от нервов, чем от холода руки, Лида огляделась. Может этот Толик поблизости притаился, вон тут сколько кустов наросло! Но всё было тихо, только звуки ночного леса и болота разносились далеко над водой. Кусты чуть шуршали на лёгком ветру, Лида подумала – стоит ли сейчас кричать? Что, если Толик решит проверить, и вернётся сюда?
Конечно, её уже ищут, Лида даже не сомневалась, что Настя поднимет всех, кого только сможет, но вот успеют ли её найти, если этот вернётся… Лида вспомнила, как вместо помощи получила палкой по голове. Ей повезло, что не удалось Толику её оглушить, иначе она сразу бы ушла под воду, и всё. Да и вообще, многое сейчас Лида посчитала везением – и то, что промочила ноги и повесила носки сушиться, и что сняла рубашку, собираясь её порвать, а потому и куртка на ней была расстёгнута и Лиде удалось от неё избавиться там, в воде. Иначе утянуло бы её всё – и сапоги, и куртка.
Зубы стучали, не унять, теперь вот только бы не замёрзнуть! Лида стала приседать и ходить туда-сюда по маленькому островку, понимая, что сидеть нельзя – уснёт и замёрзнет. Носки были не такими сырыми, как вся остальная одежда, Лида надела их, растерев ноги. Ничего, она спортом занимается, и вообще человек закалённый, дождётся рассвета и выберется с болота. Посмотрит, где встанет солнце, значит там восток… а ей нужно идти как раз в противоположную сторону, она помнила, как солнце светило им прямо в лица, когда они с тётей Верой выходили из села.
Вздрогнула, вспомнив тётю Веру, и поняла, что задремала! Что же с тётушкой, Лида покачала головой и пошла к воде, умыть лицо, чтобы не заснуть. Неужели этот нелюдь погубил её?! Ух, разозлилась Лида! Вот только выберется она отсюда, устроит такое, что и Толику мало не покажется, и мамаше его! Ничего не поможет, пусть эта мерзкая баба, воспитавшая такого же мерзкого сына, орёт хоть на всё село!
Лида снова принялась ходить туда-сюда, от злости на Тольку и от беспокойства за тётку Веру сон улетучился, и Лида стала оглядывать кочки неподалёку от островка. Взошла луна, небо расчистилось, стало ещё холоднее, или может Лиде так показалось, потому что сил ходить уже не осталось. Пощупала кофту и штаны, всё сырое, покрытое коркой, замёрзло.
Утро застало Лиду сидящей под устроенной ею крышей, свернувшейся в комок и укрывшейся сначала сухой рубашкой, а потом кофтой. Она с трудом разлепила глаза, надо вставать, но сил нет совсем… Хочется закрыть глаза, и заснуть, уже даже и холод не чувствуется, хотя ноги задубели уже чуть не до колена.
Усилием воли Лида понялась, нельзя спать! Если она не выберется отсюда, этот Толька останется безнаказанным. А ведь он должен ответить за неё саму, и за Тоню, и за тётю Веру! Лида очень надеялась, что с соседкой всё хорошо, что она вернулась домой и указала путь до этого Клюквина поля.
Лида собрала растущую рядом клюкву, всю съела, да, на ягоды тут болото щедрое, вот только бы выпустило её. До Клюквина поля от села далеко – больше часа ходу, а они с тётей Верой обе ходили быстро. Ну, ещё Лида сколько бегала тут… стало досадно, как она могла так глупо себя повести и попасться на Толькину удочку! И потом от неожиданности растерялась, когда его увидела… надо было сразу самой ему треснуть по голове и убегать, пусть бы тут и валялся, на островке! Лида сердилась сейчас больше на себя, и думала, как же Настя… места себе не находит, сколько нервов ей это будет стоить. Стало даже жарко от таких мыслей! Лида натянула на себя влажную одежду, пора идти. По телу пробежала дрожь, и взглянув на небо, Лида нахмурилась – солнца не увидеть, плотные тучи наползли из-за леса, снова грозясь дождём.
Оглядела Лида своё невольное пристанище, взяла палку пробовать кочки и болото… вон куртка её плавает за островком, прибило её к соседней кочке. Лида подумала было достать, а толку? Куртка промокла насквозь, не просохнет, такую тяжесть на себе тащить нет смысла, от холода не спасёт, нужно идти, и идти поскорее!
Лида решила выбраться с болота, найти дерево повыше и оглядеться, и на твёрдой земле можно начать кричать, там никакой Толька ей не страшен, можно убежать. Хотя… в носках далеко не убежишь. Лида вздохнула… как сделать всё правильно и выбраться поскорее к дому?
Лида стала пробираться по кочкам, по пути останавливаясь и собирая клюкву, нужно подкрепляться как-то, хотя сытости ягода не давала, но хоть что-то. Ориентировалась она на тёмную полосу высоких деревьев, там лес, а значит и твёрдая земля. Но каждая следующая кочка давалась всё труднее, дышать было тяжело, и влажная одежда неприятно холодила исходившее мурашками тело. Она явно простыла, да ещё хотелось спать, глаза просто слипались, хотелось присесть хоть бы вот даже на этой маленькой кочке и на минуту закрыть глаза.
Ягод больше не хотелось, и Лида собирала их в карманы кофты, пригодятся, когда в лес выйдет. Чтобы отвлечь себя от страха, который всё же закрадывался в сердце, как бы она ни храбрилась, Лида стала припоминать, что тётка Вера говорила ей про приметы, ведущие к Клюквину полю, и как его найти.
Утро ещё только наступило, Лида думала, что сейчас около пяти часов утра, а может и раньше. Лес уже виднеется впереди, порадовалась она и остановилась отдышаться. Вдруг неподалёку послышался крик: «Э-ге-гей!»…
Лида обрадовалась, сердце забилось, она подскочила на кочке и стала озираться, но… какое-то чутьё подсказало, наверное… голос был странным… Ни в тот момент, ни много времени после, Лида так и не смогла объяснить себе, почему этот крик показался ей странным. Может быть, она узнала голос… или понимала, что искать её будет много людей, а этот одинокий, не очень громкий и какой-то осторожный оклик…
Присела на кочке, потом перебралась на другую, чуть больше, там осока ещё не совсем полегла и образовывала этакую «шапку». За ней Лида и укрылась, она никого не видела впереди, там, откуда донёсся крик, но вскоре услышала, как шлёпает по воде шест, кто-то щупает дорогу.
Да и так ясно, кто может в одиночку тут бродить! Пришёл проверить, не выбралась ли Лида, а может порадоваться, какой он молодец, убедиться, что избавился от неё… Почему-то Лида была уверена, что это Толик, и пригнулась ниже, стараясь слиться с кочкой, поглубже зарывшись в траву. Идущего она не видела, но слышала его шаги.
Шест шлёпал чуть дальше, иногда останавливаясь, видимо прислушиваясь. Лида тоже слушала, прикрыв ладонью себе рот и нос, чтобы даже дыханием не выдать себя. Пусть Толька думает, что она утонула! Пусть идёт на островок, увидит там примёрзшую к кочке Лидину куртку, и спокойно отправляется восвояси. Лида лежала, прижавшись щекой к пожелтевшей траве и думала, как бы всё устроить так, чтоб Толька не отвертелся! Ни от того, что сделал с Тоней, ни от этого происшествия на болоте…
Сердце стучало гулко, казалось, что его стук на всём болоте слышно. Но вскоре шаги стихли, больше не шлёпал шест, не плескалась болотная вода и не проседали кочки под чьими-то шагами. Лида выглянула – никого не видно и не слышно, нужно поскорее выбираться! Вот только… пытаясь сориентироваться, Лида определила примерное направление, где находится дом, но… получалось, Толик пришёл совсем с другой стороны. Или ей нужно идти туда, откуда он пришёл?
Или она ошиблась, или… у него какой-то другой путь, откуда он ходит здесь, как возвращается домой? Лида задумчиво огляделась. Облака висят над лесом, но даже через их серую дымку можно угадать солнце. Нет, она верно определила, надо идти туда.
Совершенно обессилев, Лида выбралась наконец на твёрдую землю. Идти было тяжело, и даже клюква в карманах казалась тяжёлой, руки болели от палки, Лида её спрятала в кустах. Надо найти поменьше, теперь не надо мерять болото, а так, для защиты, и чтобы опереться. Под деревьями, в зарослях кустарника было суше, чем на болоте, Лида села на землю и привалилась спиной к стволу сосны, прикрыв глаза. Всё, земля… надо немного отдохнуть, но постараться не заснуть. Эта мысль была последней, Лида заснула.
Проснулась она от того, что на лицо ей капает вода, дождь начался сильный, и крона дерева не защищала от ливня. Всё тело у Лиды одеревенело, она с трудом поднялась на ноги, всё кружилось под ногами, земля и деревья шатались. Но надо идти…
Морщась от того, что под ноги попадают шишки и ветки, идти больно, Лида шла по краю болота, иногда отправляя себе в рот ягоды клюквы, очень хотелось пить и от ягод уже тошнило. Да уж, она теперь, наверное, до конца жизни не сможет съесть ни одной клюквинки! На всю жизнь наелась, бестолковая! А сколько забот Насте принесла?! Стыдно до ужаса!
Голова болела, Лида нащупала ссадину в том месте, куда Толька палкой саданул. Лида сердито нахмурилась… этот слизняк выкрутится, не без помощи своей мамаши, скажет, что Лида из мести на него наговаривает, и вообще он в это время дома спал, пока она сама тут в болоте заблудилась! Нужно что-то придумать, такое, чтобы он сам всё рассказал, сам признался… Может так же ему палкой по голове? И хорошо бы, в болото макнуть!
Злость словно сил придавала, хотя и ненадолго, и скоро Лида поняла – идти она больше не может… Одежда снова вся промокла, по спине стекали холодные струи дождевой воды, уже и сухой нитки на ней нет. Лида привалилась к сосне, не садилась, понимая, что тогда не поднимется больше.
Всё закружилось перед глазами, мир сузился, сжался в какую-то точку, всё время уменьшающуюся, и Лиде показалось, что где-то впереди, в сером дождевом сумраке блеснул огонёк. Наверное, это ей чудится, подумала Лида, хотела крикнуть, но сил не было, она только руку смогла поднять, и осела тут же, привалившись головой к шершавой сосновой коре. И не увидела уже, как мечется меж кустов тонкий лучик карманного фонарика.
Продолжение здесь.
От Автора:
ВНИМАНИЕ, Друзья! Рассказ будет выходить ежедневно, КРОМЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ, это временная схема публикации, как только я улажу некоторые свои дела, вернусь к ежедневной публикации рассказа.
Итак, рассказ выходит шесть раз в неделю, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.
© Алёна Берндт. 2025