Найти в Дзене
Счастливый амулет

Клюквино поле. Глава 1

Оглавление

"- Бедная деточка, сироточка, - по морщинистым щекам бабки Фисы текли слёзы. – Кабы Ниночка жива была, рази бы дозволила доченьку свою забижать… ох, ох… А мачеха, она ведь своих детей вперёд и накормит, и приголубит. Ведь все уж говорят, что скоро Анастасия Жукова со своими ребятами к вам переедет..."

Картина художника Копаева Владимира Ивановича
Картина художника Копаева Владимира Ивановича

Здравствуйте, дорогие Читатели и Друзья!

Сегодня на нашем "Амулете" начинается публикация нового рассказа. Он поднимает довольно непростые темы, присутствующие в нашей жизни, и отражает её такой, какая она есть. "Лёгких" развлекательных рассказов в моём "арсенале" написанного почти не осталось. Прошу вас оценить свои эмоциональные возможности перед прочтением, и если вы ищете приятного и лёгкого жанра для поднятия настроения, то это не совсем то.

В публикациях я хочу познакомить вас с удивительными картинами Владимира Ивановича Копаева, его творения удивительным образом погружают зрителя в прошлое, отражая ту страну, из которой все мы родом. Познакомиться с Мастером и прочесть о творчестве художника вы можете ЗДЕСЬ:

Копаев Владимир Иванович | Союз художников России

Как всегда, моим "редактором и корректором" является Word, поэтому если заметите ошибки и опечатки - напишите мне и я исправлю, адрес электронной почты есть в описании канала.

Прошу обратить внимание на временное изменение режима публикации - информация указана под каждой главой рассказа.

Желаю вам приятного чтения и как обычно прошу вас быть корректными и тактичными друг к другу и терпимыми к автору, чтобы наш с вами "Амулет" всегда оставался таким же счастливым и уютным для всех!

Глава 1.

Семён Иванович Березин был не очень ласков к единственной своей дочке Лиде, да и вообще он был очень суровым человеком, но, наверное, судьба так изменила его характер. Сам он вырос в детском доме, родителей своих почти не помнил, потому что отец ушёл на фронт до его рождения, в сорок первом, а мама ушла вслед за мужем в сорок третьем, они с маленьким сыном были эвакуированы в Пензу, а родную деревню родителей Семёна сожгли фaшисты, вместе с жителями…

Вырос Семён, отучился на тракториста и приехал работать в небольшое село Ивановка, на самом востоке Пензенской области, здесь встретил красавицу Нину, и вскоре молодые сыграли свадьбу. Лидочка родилась болезненной, да и молодая мама чувствовала себя неважно, хотя доктора говорили, что всё в порядке. Почему так случилось, Лида так и не узнала, но маму она не помнила совсем – Нина умерла, когда Лиде только исполнилось три месяца. Остался Семён один, из Нининой родни в Ивановке была только тётка, да у той своих забот было много – детей пятеро, муж хороший, но вот только выпить любил.

Что делать мужику с младенцем? Нет, совхоз не бросил, конечно, и с яслями помогли, круглосуточными, и медсестру назначили приходить и проверять. Когда соседка заглянет, молодая дородная Маша, муж её Тарас на полуторке совхозной работал, а жили они в одном доме, на два крыльца – такие совхоз для своих года три назад только построил, целая улица молодых семей тут расселилась.

Так Лида и росла, в любом дворе своя была, и приветят, и за стол усадят со своими ребятами, да и спать уложат. Жалели девчонку, отец-то на работе всё время, не до девчонки ему, а вечером придёт – так и сил уже нет.

Такие дети быстро взрослеют, кто сызмала горечи-то отведал, вот и Лида в шесть лет уже и по дому управлялась, и во дворе тоже, и кур покормит, и приберёт. Большой скотины не держали, с ней не управиться ни самому Семёну, ни уж тем более шестилетке.

Как известно на селе что ни баба - то сваха, вот и Семёна чуть не каждая норовила «пристроить», дескать, как же это один, да с девчонкой! И самому горько, и девчонке без женской руки да ласки беда. Но Лида этой беды не понимала, отца любила, старалась всё дома поспеть, да ещё и погулять с подружками.

- Ты, Семён, не знаю, чем и думаешь, - укоряла Семёна Галина Петровна, учётчик совхозный, - У тебя девчонка маленькая за хозяйку, а не думаешь, что надорваться может! Это где видано, этакую маленькую, да по дому хозяевать заставлять! Давеча видала, как она воду носит с колонки, ножонки заплетаются, ведро большое, а идёт! Чуть у самой сердце не разорвалось, давай, говорю, помогу, так она не даёт, сама, говорит, справлюсь.

- Я не разрешаю ей воду носить, сам стараюсь, - смурнел лицом Семён, - Дак ведь не могу с ней сидеть дома, на работу уйду, а она сама там и делает, чего хочет. Уж и ругал, и по-хорошему… что делать, как сладить, нет у нас ни бабок, ни нянек. На будущий год хоть в школу пойдёт.

- Жениться тебе надо! – Галина Петровна качала головой, - Уж шесть лет прошло, сколь горевать-то по Нине! Угробишь девчонку, как после того жить станешь? Уж и сам не юнец, тридцать лет!

- Да на ком жениться, в огороде жёны не растут! – Семён пытался отшутиться, а сам старался поскорее собрать документы и уйти из конторы.

Неприятным был разговор, и женщины в отделе, что с Галиной вместе сидели, все на него таращились и перешёптываться начинали.

Жениться… не мог Семён и представить, что другая будет с ним рядом утром просыпаться, но и не прислушаться к словам Галины Петровны не мог – ведь права она. Лида маленькая совсем, а дом чуть не весь на ней, особенно летом, когда в совхозе страда.

Пробовал Семён присматриваться к местным женщинам и девушкам… да всё в голову мысли лезли – кто за вдового пойдёт, ещё и девчонка у него на руках, кому нужна чужая-то кровь. Да и как подумает Семён, а ну как мачеха Лидку невзлюбит, нешто кому чужой ребёнок нужен, такая забота да обуза! Как тогда быть? Вот так подумает, да и махнёт рукой, Лидку снова отругает, чтоб воды не таскала, да тяжелого дома ничего не делала – его чтоб ждала.

Сам и воды спозаранку наносит, и в огороде всё делает, да всё равно девчонку разве удержишь? То сама стирку затеет, то жара стоит, а он сам в поле, огород ждать не станет, пока дождя нанесёт, засохнет всё, чего потом на зиму в погреб убирать? Ну, вот так и жили…

Как-то по осени заглянул Семён в местный магазин, продуктов каких домой купить, зарплату начислили как раз. А там продавщица Вера, женщина лет пятидесяти, отозвала его в сторонку, да и говорит:

- Ты, Семён, не подумай чего плохого, а я только добра тебе желаю. Ты один с девчонкой горе мыкаешь, несладко тебе, знаю. Вот и племянница у меня приехала недавно, тоже вдовая осталась, потонул муж-то у неё. Пацанов двое имеется, один Лидки твоей на два года старше, второй ей ровня по возрасту. Сама Настя хорошая, хозяйственная, да вот видишь, как судьба-то с ней обошлась. Сюда к нам в совхоз устраивается дояркой, жильё дали, пока конечно только комнату, где студентов по осени селят. Ну вот… Женщина она добрая, красивая, ты приглядись, будет и тебе жена, и дочке твоей мать. Всем хорошо!

Ничего не ответил тогда Семён, так чего-то, отшутился. Купил чего надо и домой пошёл, да уж почти и позабыл про этот разговор. А после вёз как-то на прицепе девчат-доярок, да и приметил… может эта и есть та самая Настя. Сидит особняком, платок белый по самые брови повязан. Баба как баба, ничего особенного… да он и сам тоже не принц ведь, чего уж, может и правильно Вера-то говорит. Устал он сам, один, да и Лидка… девчонка ведь, чего мужику с девчонкой, как самому? Ведь подрастёт, где и подсказать надо будет, а как?

Думал- передумал, и так, и эдак, вроде и уж привык один, а всё же. Ну и пошёл через время к Вере в магазин, вроде как купить чего, а сам всё не уходит, ждёт, когда люди разойдутся, поговорить.

Ну, вот так и сошлись, Вера поспособствовала, да и сама Настя не прочь была, видать тоже одной с пацанами несладко. В такие-то годы трудно женихаться ходить, стыдно было Семёну, гулять да в кино невесту не позовёшь. Ну, посидели сколь-то на скамейке у реки, в кино всё же и сходили, оба смущались под любопытными взглядами сельчан, и даже до конца сеанса не досидели.

У Насти пацанята были не балованные, сама она их в строгости держала. Старшему, Ване, было восемь лет, он во второй класс осенью пойдёт, а младший Миша, ему как и Лиде, шесть, в будущем сентябре первоклассником станет.

Когда пришёл Семён к Насте, вроде как по надобности – попросила поправить раму оконную, не закрывается, да так ещё, чего мужской руки просит, мальчишки сперва сидели смирно в углу, поздоровались только.

Комнатёнка маленькая, считай, общежитие, сюда то стройотряд селят, то командированных кого, проходной двор, можно сказать. Из мебели три кровати с продавленными сетками, шкаф без одной дверки да стол с тремя стульями.

- А дверь-то от шкафа где? – спросил Семён, - Нешто такой и дали?

- Дверка от него вон стоит, за ним. Отвалилась, - ответила смущённая Настя.

- Ну что, орлы, поможете мне? – спросил Семён мальчишек, те испуганно поглядели на мать, та кивнула и они нехотя пошли помогать, как-то с опаской поглядывая на Семёна.

Слухи по Ивановке ходили конечно, народ поболтать любит, от скуки. Да больше все и Семёна жалели, и Настю эту приезжую, так, от нечего делать обсуждали, да и то больше старухи болтали меж собой, другим-то своими делами есть чем заняться.

- Ох, Лидка, горькая ты горемыка, сиротка, - скрипела старая бабка Фиса, которая на соседней улице от Березиных жила, - Придёт мачеха в дом, да со своими ребятами, хозяйкой станет, а тебе только и станется, что двор убирать да за всеми мыть-стирать.

- Я же не сиротка, бабушка, - удивлялась ещё по-детски наивная Лидка, - Сиротки, это у кого нет родителей никого, а у меня отец есть. Да и выдумки всё это, не будет у меня никакой мачехи, нам и так хорошо, со всем сами управляемся.

- Бедная деточка, сироточка, - по морщинистым щекам бабки Фисы текли слёзы. – Кабы Ниночка жива была, рази бы дозволила доченьку свою забижать… ох, ох… А мачеха, она ведь своих детей вперёд и накормит, и приголубит. Ведь все уж говорят, что скоро Анастасия Жукова со своими ребятами к вам переедет.

- Нет, бабушка, не переедет, это люди так, болтают, - убеждала Лида, - Отец им просто помочь ходил, папки у них ведь нет, вот он и пошёл.

Не верила Лида слухам, чего только по селу и не болтают, а всё же иногда ночью спать ложилась, и сердечко от страха забьётся, как птичка беспокойная. А ну как правда? И спросить отца боязно, не любит он пустых разговоров. С работы придёт, да всё больше сидит, газету читает. Спросит, всё ли сделала, помыла ли посуду, или такое прочее, да и велит спать идти.

Потом уж поняла Лида, что не слухи это были. Отец ей сам сказал, что завтра к ним в дом тётя Настя приедет жить и ребята её тоже.

- Ну что, Лидок, заживём семьей, - сказал Семён, - Вот и мамка у тебя будет, и братья сразу готовые. Помогать тебе станут, не одна теперь будешь по дому всё делать. Хорошо ведь так-то! Я вот в детдоме рос, а у тебя семья, вместе то лучше. А вот с Мишей ты поди в один класс в школе попадёшь, будет тебя защищать от всех…

Всё ночь проревела Лида в подушку, страшно было, и верно бабка Фиса сказала, будет теперь у Лиды мачеха… уберёт мамину фотографию, которая у Лиды на полке стоит, станет тут сама хозяйка…

Ну вот, Семён с Настасьей долго-то не рядились, чего уж женихаться, когда у обоих дети, так Семён решил. Погрузил Настины узлы на трактор, в совхозе разрешили взять, ради такого случая. Сама Настя с ребятами на узлы уселись, да и поехали по селу до дома.

У калитки стояла бледная Лида, отец сказал встречать, а у неё и ноги подгибаются от страха, вот и всё, кончилось Лидкино счастье, думала она, глядя, как подъезжает трактор ко двору, а из него глядит на Лиду чужая женщина…

Продолжение здесь.

От Автора:

ВНИМАНИЕ, Друзья! Рассказ будет выходить ежедневно, КРОМЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ, это временная схема публикации, как только я улажу некоторые свои дела, вернусь к ежедневной публикации рассказа.

Итак, рассказ выходит шесть раз в неделю, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.

Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.

Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

© Алёна Берндт. 2025

Замёрзшая душа | Счастливый амулет | Дзен