Для дальнобойщика кабина грузовика — это настоящий дом на колёсах. Представьте: человек проводит там не только рабочие часы за рулём, но и спит, отдыхает, готовит себе еду. Автопроизводители это прекрасно понимают, поэтому стараются сделать кабины максимально комфортными — ставят эргономичные кресла, продуманные системы хранения. А в премиальных моделях можно найти холодильники, микроволновки, умывальники и т.д.
Но давайте поговорим о главном — о спальном месте. Без него дальние рейсы были бы просто невозможны. Сегодня мы привыкли, что спальник находится в задней части кабины — это кажется таким естественным, что иначе и быть не может. Но путь к этому решению был долгим и извилистым. История спальных мест в грузовиках полна удивительных, а порой и откровенно странных инженерных решений.
Спальник в прицепе: когда кабина слишком мала
Начнём с самого простого, но довольно экзотичного решения. В 1940-х годах американская компания Freehowe Trailer Corporation додумалась размещать спальный отсек не в кабине тягача, а прямо в полуприцепе или кузове.
Были и другие варианты — например, спальный бокс над кабиной, как на грузовиках Autocar того времени.
Забавно, но одними из первых о комфорте водителей задумались военные — совместная разработка Ford и транспортной компании E&L представляла собой армейский тягач со спальным местом за кабиной. Это уже больше похоже на современные решения.
Американские эксперименты: эпоха Sleeper Box
После войны американский автопром массово перешёл на спальные отсеки типа Sleeper Box. Яркий пример — Kenworth 500 серии 1947 года, где предлагались два варианта: отдельный спальник и совмещённый с кабиной.
Пока в Америке и Европе спальники набирали популярность, в СССР только начинали экспериментировать. Взгляните на опытный ГАЗ-651 на базе «полуторки» — он напоминает обрезанный автобус КАВЗ. Инженеры умудрились втиснуть туда небольшой диван, под которым хранились инструменты и личные вещи. Скромно, но для начала сойдёт!
Инженерные курьёзы: когда фантазия не знает границ
А теперь самое интересное — настоящие шедевры инженерной мысли, от которых захватывает дух (и не всегда в хорошем смысле). В 1951 году американская компания Corbitt создала монстра D800 с огромным горбом спереди. Этот горб и был спальным местом!
Пассажирское сиденье полностью раскладывалось, превращаясь в кровать. Выглядело это настолько странно, что грузовик больше напоминал мутанта из фантастического фильма.
Kenworth в 1954 году тоже отличился, выпустив серию (Cab Beside Engine — «кабина сбоку от двигателя»). Машина с обычной кабиной уже выглядела причудливо, а со спальником — вдвойне. Пристройка сбоку напоминала скорее будку сторожа, чем место для отдыха.
"Скворечники" и "ласточкины гнёзда"
Особого внимания заслуживают так называемые «скворечники» — спальники над кабиной. В отличие от ранних вариантов 40-х, здесь спальное место было частью кабины. С точки зрения экономии пространства — гениально, с точки зрения удобства — спорно. Попробуйте-ка забраться туда после 12-часовой смены! Первым таким грузовиком стал White Freightliner WF1064 1953 года.
В послевоенной Германии придумали своё решение — «ласточкино гнездо». Это была пристройка со спальным местом позади водительского сиденья.
К 60-м годам такая компоновка стала стандартом для европейских грузовиков вроде Bernard TD 180 35 и DAF 2600. Хотя были и исключения — Mercedes-Benz LP 1620 удивлял Г-образной складной полкой.
Бюджетные решения и национальные особенности
Американцы предложили оригинальное решение для капотных грузовиков — половина задней стенки кабины, обтянутая брезентом, откидывалась назад, создавая нишу для сна. Дёшево и сердито, но особой популярности не снискало.
Другой вариант — установка готового спального бокса на стандартную кабину, как делали с Ford H1000.
Мексиканцы пошли своим путём. Производитель Ramirez в 1968 году выпустил серию R22, где сиденье трансформировалось в диван. А чтобы водитель мог вытянуться в полный рост, на дверях сделали специальные выпуклости. Просто и эффективно!
В 1970-х в ЮАР собирали английские грузовики ERF с полностью остеклённой спальной нишей. Спать в аквариуме — сомнительное удовольствие, но раз делали, значит, кому-то нравилось.
Последний всплеск креатива
Самым интересным решением 80-90-х стала трансформируемая надстройка Transsaharienne итальянского дизайнера Франко Скуриджетти для IVECO. Кабина превращалась в настоящую квартиру: две спальные полки наверху и бытовое пространство внизу. Гениально, но в серию не пошло — слишком сложно и дорого.
На этом эпоха экспериментов закончилась. Современные грузовики отличаются стандартным расположением спальника — позади водительского места. Скучно? Возможно. Зато удобно и практично.