Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Временами эпохи

Репортаж с военно-исторического фестиваля "Времена и Эпохи", который проходил в Москве и Московской Области с 11 по 15 июня 2025 года

Начиная где-то с конца апреля начинается фестивальная пора. Касается это и военно-исторических фестивалей. После Дня Победы активность по данной теме постепенно возрастает, достигая апогея где-то в июле-августе. Касается это не только тех мероприятий, которые проводятся, что называется, для своих, но и вполне официальных, крупных фестивалей. Проводятся такие и в пределах крупных городов, включая Санкт-Петербург и Москву.

В ожидании сражения при Гейльсберге.
В ожидании сражения при Гейльсберге.

В районе Дня России традиционно проводится международный фестиваль "Времена и Эпохи". Изначально создававшийся по теме Средневековья, он перерос в нечто большее. Впрочем, судя по той динамике, которая наблюдается последние три года, лучшие времена фестиваля явно миновали. В 2023 году казалось, что явно хуже, но год спустя можно было брать свои слова обратно. Наступил год 80-летия Победы в Великой Отечественной войны, у уже хочется крикнуть "верните мой 2024-й год!".

Культпросвет по обуви французской армии.
Культпросвет по обуви французской армии.

Для начала, стоит пояснить, зачем вообще нужны такие фестивали, и какую полезную нагрузку они несут. С одной стороны, это, так или иначе, для ряда людей хобби, а также дополнительный заработок. С другой же стороны, таким образом происходит популяризация истории. У реконструкторов нет задачи заменить музей, это ненужно и в принципе бесполезно. Они, можно сказать, дополняют те знания, которые дает музей. Занимаясь, можно сказать, культпросветом. В реконструкции используются, как правило, реплики предметов, включая форму и оружие. Для основных задач, которые стоят перед подобными мероприятиями, этого хватает.

Экспозиция "Русские на Диком Западе" была местами удивительной :)
Экспозиция "Русские на Диком Западе" была местами удивительной :)

Иногда можно слышать всякие обидные выпады в сторону реконструкторов. Так вот, там хватает людей, которая являются ветеранами боевых действий, с весьма приличным набором наград. Но самое главное, люди обычно не очень понимают, насколько полезную нагрузку, с точки зрения популяризации, играют реконструкторы. Не говоря уже о том, что люди зачастую понятия не имеют, каков типичный контингент посетителей музеев, включая, кстати, и военно-технические. Это мамы с детьми, чаще всего далекие от истории. И если такого ребенка музей "зацепил", что он решил заниматься историей более плотно, значит, он свою задачу выполнил. У реконструкторов такой шанс слегка так повыше, ибо они представители ожившей истории.

Если серьёзно, то получилось очень антуражно.
Если серьёзно, то получилось очень антуражно.

Это всё к чему. Когда основная экспозиция фестиваля "Времена и Эпохи" располагалась по всей длине Бульварного кольца, посетители получали возможность увидеть десятки различных временных эпох. Можно возразить, что в ряде случаев они были меньше, чем те, которые стояли на окраинах Москвы. Но тут оппоненты просто не понимают, о чем речь. Дело совсем не в размерах, а том, что за несколько часов человек мог увидеть очень многое. На порядок больше, чем сейчас.

Москва весны 1945 года.
Москва весны 1945 года.

Не менее важным моментом было то, что имелась существенная разница между нынешними площадками, часто напоминающими театрализованное представление, и экспозициями на Бульварном кольце. Не надо путать теплое с мягким. Сейчас по той же тематике Великой Отечественной войны не было видно ничего, даже близкого, например, к экспозиции полевой медицины, которая была у Александра Поволоцкого. И таких примеров десятки, если не сотни. В этом смысле "Времена и Эпохи" просто вдрызг проиграли однодневному мини-фестивалю, который прошел в Санкт-Петербурге в рамках акции "Ночь Музеев".

Инсценировка эпизода операции "Багратион".
Инсценировка эпизода операции "Багратион".

Уже в 2023 году на Бульварном кольце вместо нормальной экспозиции были какие-то непонятные витрины и аниматоры вместо реконструкторов. Надо было видеть лица фотографов, которые приехали посмотреть на главную площадку и увидели ЭТО. Год спустя было даже еще хуже, чем до того. Ну что же, дно можно пробивать и дальше. В июне 2025 года организаторы фестиваля анонсировали аж пять локаций на Бульварном кольце. Так вот, их не было, а витрины расположились в парке "Москинопарк". То есть как средство популяризации, по крайней мере в Центре Москвы, фестиваль умер. Не чокаясь...

Данные баннеры ранее стояли на Бульварном кольце. В этот раз их можно было видеть в "Москинопарке".
Данные баннеры ранее стояли на Бульварном кольце. В этот раз их можно было видеть в "Москинопарке".

Теперь фестиваль разбросан по паркам, а также другим локациям, которые зачастую и не в Москве. Например, тема Великой Отечественной войны была представлена в парке "Москинопарк". В принципе, локация неплохая, всяких активностей там было немало. Но это больше театр, чем то, что было на Бульварном кольце. Собственно, это и не сильно скрывается. Да и не то, что это плохо. Другой разговор, что это и не культпросвет. Между реконструктором и аниматором всё же есть некоторая разница. Один скорее за историю, второй за "движуху". Полезны и те, и те, но есть нюанс.

Интерактив в "Москинопарке".
Интерактив в "Москинопарке".

Самое плохое во всём происходящем то, что раньше вы могли осмотреть Бульварное кольцо, а затем уже выбирать, куда двигаться дальше. Площадки на окраинах были и ранее. Так вот, теперь вы вынуждены выбирать одну, максимум 2-3 площадки (это в режиме "высунув язык") в день, при заявленных нескольких десятках. Так что нормальный человек, который особо никуда не торопится, осмотрит хорошо если пятую часть всей экспозиции. В моём случае хватило на проверку Бульварного кольца, где ничего не обнаружилось, кинопарка "Москинопарк" и ландшафтного парка "Митино". Всё.

...служба идет.
...служба идет.

Отдельно упомяну "Москинопарк". В прошлом году не был, в этот раз решил восполнить пробел. Вот честно и откровенно, он может спокойно существовать и без всяких ширм вроде "Времен и Эпох". Тем более там больше не про военную историю, а про кино. По сути единственный минус данной площадки состоит в том, что она далеко. То есть туда надо ехать на день. Маршрутки туда ходят, но пока направление только развивается. А так вполне перспективная площадка, где было по 2-3 реконструкции в день. Поскольку на минувшей неделе сильно лило, попал на одну из них. Но в целом - да, это самодостаточная и вполне перспективная площадка.

Баталии в Митино.
Баталии в Митино.

Еще одним явным организационным минусом фестиваля стало то, что на ряде площадок главные активности пересекаются по времени. Например, в Митино и на "Москинопарке" самое интересное происходило в одно время, то есть в 6 вечера. При таком раскладе тем более не имелось никакой возможности попасть на хотя бы пару больших площадок в день. Так что извините, римляне и древние русичи, но либо вы, либо другие временные эпохи. Раньше так не получилось бы.

Местами шли в рукопашную.
Местами шли в рукопашную.

Из тех площадок, где всё же удалось побывать, наиболее положительные эмоции вызвала экспозиция в Митинском парке. Из года в год тут получается по сути отдельный, самодостаточный фестиваль. В 2023 году в Митино была Первая мировая война (в этом году ее вообще не было, организаторам пламенный превед), последние два года здесь праздник Наполеоновских войн. 5-й кирасирский полк и другие участники снова показали мастер-класс, как надо делать подобные мероприятия. С точки зрения культпросвета тут всё прекрасно, за организацию можно смело ставить пятерку.

В окружении русской кавалерии.
В окружении русской кавалерии.

Ежедневно, в 18:00, проводилась военно-историческая реконструкция, по масштабам не Бородино, но тем не менее. Она собирала больше всего людей, но на самом деле активности в Митино, а также других площадках, начинались с 12 дня в будние и с 11:00 в выходные. И было, на что посмотреть. Помимо большого числа различных стендов, можно было видеть различные активности, включая "домашние заготовки". Кстати, в виду того, что организаторы фестиваля "забили" часть эпох, некоторые реконструкторы, занимающиеся XX веком, перешли в ту же наполеонику.

Русский лагерь вечером.
Русский лагерь вечером.

Говорить о смерти "Времен и Эпох", безусловно, не приходится. Но что у фестиваля системный кризис, несомненно. Свой статус средства кульпросвета по различным историческим эпохам он утратил с 2023 года. Сейчас это сеть разрозненных мероприятий, которые, в случае чего, вполне могут существовать и безо всяких главных организаторов (вопрос исключительно финансирования). Тему XX века организаторы бездарно упустили, без "Москинопарка" у них вообще ничего не будет. Такие люди обычно ничего не слышат, зато потом образуется "ой, а что случилось". Выводов всё равно не будет сделано.

Фестиваль "Времена и Эпохи-2025", реконструкция сражения при Гейльсберге, ч.1
Экспозиция "Москва 40-х" в парке "Москинопарк", фестиваль "Времена и Эпохи-2025"

Другие материалы по военно-историческим реконструкторским фестивалям:

Ночь Музеев мая 2021 года в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Репортаж с военно-исторического фестиваля "Времена и Эпохи", который проходит в Москве с 9 по 13 июня 2022 года

Акция "Ночь Музеев", прошедшая 20 мая 2023 года в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Репортаж с военно-исторического фестиваля "Времена и Эпохи", который проходит в Москве с 8 по 12 июня 2023 года

Репортаж с фестиваля, который проходил 18 мая 2024 года на заднем дворе Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Репортаж с исторического фестиваля "Времена и Эпохи", который проходил с 12 по 16 июня в Москве

Репортаж с мини-фестиваля, который прошел 17 мая 2025 года в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург