Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Левиафан: кем на самом деле было жуткое библейское чудовище?

Левиафан - библейский огнедышащий и многоголовый морской змей, созданный Богом среди прочих морских чудовищ. Левиафан обладал невероятной силой и размерами, и в конце времён должен быть уничтожен Богом...

Богослужение на спине огромной рыбы-Левиафана, средневековая гравюра.
Богослужение на спине огромной рыбы-Левиафана, средневековая гравюра.

Левиафан присутствует в угаритском эпосе — "Цикле Баала" под именем семиголового морского змея Лота́на, выступающего как врага бога бури Баала и богини войны Анат, которая и побеждает его.

Скорее всего, миф имел происхождение от более древних сказаний о борьбе бога Хадада и змея Темтума, а также от мифа о сражении месопотамского бога войны Нинурты с семиголовым драконом, датируемого третьим тысячелетием до нашей эры.

Изображение Левиафана из Византийской книги XI века.
Изображение Левиафана из Византийской книги XI века.

Различные религии по-разному рассматривают образ Левиафана. Согласно иудейской толковательной литературе, праведники будут пировать мясом побеждённого Левиафана после прихода Машиаха и использовать его кожу.

Врата ада в виде пасти Левиафана. Гравюра на дереве, книга «Процесс Велиала» (1473) Якоба де Терамо.
Врата ада в виде пасти Левиафана. Гравюра на дереве, книга «Процесс Велиала» (1473) Якоба де Терамо.

Более поздняя интерпретация книги Зоар говорит об пире, как о метафоре "просветления". Христианскими богословами Левиафан был отожествлён с демоном зависти, а более поздние христианские интерпретации отождествляют Левиафана с крокодилом.

Вероятно, образ Левиафана нашёл отражение в новозаветном Звере, вышедшем из моря. Гностики офиты рассматривали Левиафана, как существо, опоясывающее вселенную и возвращающее души грешников обратно на землю.

"Бегемот и Лефиафан", У. Блейк.
"Бегемот и Лефиафан", У. Блейк.

Левиафан упоминается в книгах Ветхого Завета, в частности в Книге Иова:

"Та ночь — да будет бесплодна, крика радости не узнает; пусть проклянут её заклинатели дней, что могут разбудить Левиафана", Иов. 3:7, 8.
Господь ловит Левиафана с помощью человеческой ипостаси Иисуса. Гравюра XII века.
Господь ловит Левиафана с помощью человеческой ипостаси Иисуса. Гравюра XII века.

Левиафан не может быть привязан или приручен (Иова 40:20-24), на него страшно смотреть (41:1), его лучше оставить в покое (41:2-3). Левиафан имеет изящный вид (41:4), но невероятно хорошо защищен чешуей (41:5). Его спину невозможно пронзить (41:7), он имеет устрашающую пасть (41:6).

Ни один меч, копье, дротик или стрела не могут победить его (41:18). Он не может быть скован, потому что разрушает железо, как солому (41:19). Он боронит землю своим брюхом, воду он заставляет бурлить и оставляет светящийся след (41:23-24).

Изображение Левиафана из Северо-французского ивритского альманаха, около 1278—1298 года.
Изображение Левиафана из Северо-французского ивритского альманаха, около 1278—1298 года.

Божье описание левиафана заключается утверждением, что он является истинным царем зверей: “Нет на земле подобного ему – создания, которому страх неведом” (41:25).

На основании библейского описания наиболее вероятным кажется, что левиафан – это большая морская рептилия, возможно, один из видов динозавров, таких как плезиозавр.

Антихрист на Левиафане. Энциклопедия Liber Floridus, 1120 год.
Антихрист на Левиафане. Энциклопедия Liber Floridus, 1120 год.

В 73-м Псалме мы прочитаем следующие строки: "Ты сокрушил голову Левиафана, отдал его в пищу людям пустыни" - эти слова перекликаются с иудейским преданием, согласно которому мясо левиафана будут вкушать праведники на пиру после победы Мессии. Вряд ли все это могло относиться к упомянутым раннее драконам или динозаврам.

Левиафан, 1983 год. Картина Михаэля Сган-Кохена.
Левиафан, 1983 год. Картина Михаэля Сган-Кохена.

Современной науке такое животное, как гигантский морской змей, неизвестно. Все это наталкивает на мысль, что левиафан – это неведомое нам, но хорошо известное древним людям существо, которое давно перестало существовать.

Однако его образ так поражал авторов Библии, что они отождествляли его с той единственной силой, которая могла бросить вызов Творцу. Так Левиафан стал олицетворять сил зла, которые в конце времен будут уничтожены Богом.

Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год.
Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: