Сегодня хочу рассказать вам про книгу, которую хотела рекомендовать к чтению уже лет десять-пятнадцать, да все не находилось или времени, или повода. Наконец села о ней рассказать, да теперь я в Новгороде, а книга в Петербурге. Без своих фото.
Юрий Лотман. «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)». В целом эта работа, насколько я понимаю, выросла из изучения Лотманом "Евгения Онегина" и составления к нему обширного комментария.
Книга представляет собой описание остающейся обычно в тени стороне воспитания и образования дворян. Много-много мелких нюансов, которые у каждого, кто сталкивался с рассказами о той эпохе, вызывали вопросы, но задавать их было чуть стеснительно: вроде как стыдно не знать. В итоге вопросы копились и поднимались в воздухе.
Например, в Лотман вполне убедительно рассказывает, насколько на самом деле неглубоко изучали языки дворяне, так что истинных билингвов там было мало. К вопросу об этом споре
Еще Лотман разбирает, чему учили дворян гувернантки и гувернеры, если их набирали непонятно из каких французов. Ответ: особенно ничему. И образование множества дворян было плохое. А уровень культуры - низкий.
Но меня из всей этой книги больше всего привлекло описание танцевальной культуры. Я, конечно, с детства задумывалась, как же дворяне выучивали эти танцы, как они не путались в фигурах, как не толкались в давке при балах, в полутьме свечного освещения, ведь танцы были сложными. Это - социальные танцы, предусматривающие движение всей группой. Полонез, вальс, мазурка, котильон... Это сложно!
В книге рассказано, как дворяне учили танцы. Я думала, что они просто как-то перед балом друг другу показывали. Оказывается, что танцевальная дворянская подготовка примерно была сопоставима с обучением в нашей современной балетной школе! Может, даже с первым курсом хореографического училища.
Читаем у Лотмана о хореграфической подготовке:
"Обучение танцам начиналось рано — с пяти-шести лет. Видимо, П начал учиться танцам уже в 1808 г. До лета 1811 г. он с сестрой посещал танцевальные вечера у Трубецких, Бутурлиных и Сушковых, а по четвергам — детские балы у московского танцмейстера Иогеля. Балы у Иогеля описаны в воспоминаниях балетмейстера А. П. Глушковского (см.: Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. М.; Л., 1940. С. 196—197).
Раннее обучение танцам было мучительным и напоминало жесткую тренировку спортсмена или обучение рекрута усердным фельдфебелем. Составитель «Правил», изданных в 1825 г., Л. Петровский, сам опытный танцмейстер, так описывает некоторые приемы первоначального обучения, осуждая при этом не самое методу, а лишь ее слишком жесткое применение: «Учитель должен обращать внимание на то, чтобы учащиеся от сильного напряжения не потерпели в здоровье. Некто рассказывал мне, что учитель его почитал непременным правилом, чтобы ученик, несмотря на природную неспособность, держал ноги вбок, подобно ему, в параллельной линии <...> Как ученик имел 22 года, рост довольно порядочный и ноги немалые, при том неисправные; то учитель не могши сам ничего сделать, почел за долг употребить четырех человек, из коих два выворачивали ноги, а два держали колена. Сколько сей не кричал, те лишь смеялись и о боли слышать не хотели — пока наконец не треснуло в ноге, и тогда мучители оставили его <...> Я почел за долг рассказать сей случай для предостережения других. Неизвестно, кто выдумал станки для ног; и станки на винтах для ног, колен и спины: изобретение очень хорошее! однако и оно может сделаться небезвредным от лишнего напряжения» (Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825. С. 13—14)."
Как видите, дворянские дети и в первую позицию умели вставать, и на станке работали. Они крутили фуэте и вскидывали батманы! Это требовало большой тренировки. Проходившие такую школу люди долго оставались подтянутыми и стройными, с хорошей осанкой. Пушкин тоже так учился, причем, пошел в танцы сравнительно поздно.
Книгу читайте непременно, ее легко найти в разных видах. Большую часть ее Юрий Лотман записал для телевидения в форме лекций. Есть подборка из 22 эпизодов. Выкладываю одну, про танцы, остальное можете найти
А это мой открытый пост про музей-квартиру Пушкина. Почти миллион показов!
Все тексты платного раздела