Найти в Дзене
Исторические мелочи

Как разоблачить лжеимператора при помощи черной ленты

В парижском Музее Карнавале хранится портрет работы неизвестного художника, изображающий молодого (видимо, очень молодого) человека, одетого и причесанного в характерном стиле XVIII в. По мнению сотрудников музея, зафиксированному в их описях, на портрете запечатлен император Священной Римской империи германской нации Иосиф II. Датируется портрет «около 1755 г.», видимо, на основе примерно расчета возраста, в каковом может находиться на картине Иосиф, родившийся в 1741 г.

Обратили внимание, как чьей-то варварской рукой изуродованы те места полотна, где были изображены орденские знаки и кокарда на шляпе? А те фрагменты картины, на которые приходятся золотое шитье и пуговицы персонажа «обведены» по контуру, как если бы их пытались вырезать.

Австрийское происхождение портретируемого не вызывает сомнений. Белый с красной отделкой кафтан, красный камзол с золотой отделкой – это предметы обмундирования австрийских офицеров. Явно наличествовавшие у персонажа орденские знаки (затертые неизвестным любителем искусства) подтверждают предположительную принадлежность юного персонажа к правящей династии. Что касается внешнего сходства портретируемого с Иосифом II, то в принципе – да, похож, он вполне может быть юным Иосифом. Но может и не быть - Габсбурги, тем более в рамках одного или близких поколений вообще похожи друг на друга.

Неизвестный художник круга И. Цоффани «Портрет эрцгерцога Иосифа»
Неизвестный художник круга И. Цоффани «Портрет эрцгерцога Иосифа»
Неизвестный художник «Портрет императора Иосифа II»
Неизвестный художник «Портрет императора Иосифа II»

И вот тут пришло время, когда свое слово должна сказать одна деталь на портрете, которую нам любезно оставили варвары, изуродовавшие картину. Это носимая портретируемым на шее черная лента, на которой висит (висел) орденский знак, уничтоженный неизвестной рукой. Если судить по доступным мне сведениям, да хотя бы по множеству достоверных портретов императора Иосифа II, он носил знаки следующих наград:

  • Ордена Золотого руна;
  • Военного ордена Марии Терезии;
  • Королевского венгерского ордена Св. Иосифа.

Ни один из этих орденов не имел черной ленты.

Зато черную ленту имел знак Тевтонского (Немецкого) ордена, осколок которого, после утраты владений в Пруссии и Прибалтике, существовал на территории Священной Римской империи германской нации. В 1770 г. в рыцари ордена был посвящен тогда тринадцатилетний младший брат Иосифа эрцгерцог Максимилиан Франц Ксавьер Йозеф Иоганн Антон де Паула Венцель или просто Максимилиан Франц. Еще до этого, в 1769 г. он был избран коадъютором (заместителем) Великого магистра (Гроссмейстера) ордена. А в 1780 г. он был избран и Великим магистром, каковым пробыл до своей смерти в 1801 г. В 1780 г. Максимилиан Франц принял духовный сан и в дальнейшем изображался на портретах в соответствующем облачении. Но в более ранний период он с удовольствием позировал художникам в военном мундире.

Именно эрцгерцог Максимилиан Франц и изображен в юном возрасте и с (затертыми) инсигниями Тевтонского ордена на портрете из Музея Карнавале.

Достоверные портреты эрцгерцога

Неизвестный художник «Портрет эрцгерцога Максимилиана Франца»
Неизвестный художник «Портрет эрцгерцога Максимилиана Франца»
Неизвестный художник «Портрет эрцгерцога Максимилиана Франца»
Неизвестный художник «Портрет эрцгерцога Максимилиана Франца»
Неизвестный художник «Портрет эрцгерцога Максимилиана Франца»
Неизвестный художник «Портрет эрцгерцога Максимилиана Франца»

А здесь есть оба брата - Иосиф крайний справа, Максимилиан Франц на заднем плане со скрещенными руками

Г.Ф. Фюгер «Императрица Мария Терезия с детьми», 1776 г.
Г.Ф. Фюгер «Императрица Мария Терезия с детьми», 1776 г.

Что касается нанесенных картине повреждений, то сначала у меня была гипотеза, что они были произведены в порыве «политического активизма», например, в ходе Великой французской революции, когда воинствующие санкюлоты могли постараться затереть ненавистные им символы не просто монархического государства, но и своего прямого противника в ходе революционных войн. Но, похоже, все проще. Судя по «недорезанным» фрагментам с изображениями золотого шитья, вандалов могло интересовать золото, если таковое там было в составе краски.

Итак, на «портрете императора Иосифа II» из Музея Карнавале в действительности изображен его младший брат эрцгерцог Максимилиан Франц.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.