Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим об одном из самых известных шедевров Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586-1588).
Создавая произведение, посвященное памяти толедского аристократа, жившего за четверть тысячелетия до описываемых событий, Эль Греко дерзко объединяет два мира – земной и небесный. При этом художник смело совмещает реальных исторических деятелей с современниками, которые жили в его время. По преданию, во время похорон графа с небес спустились святые Стефан и Августин, чтобы собственноручно опустить тело графа в могилу. На картине Эль Греко они изображены в церковных одеяниях. Заказчиком этого полотна был настоятель церкви Санто-Томе (он же присутствует рядом со святыми), праздновавший победу в судебном процессе, где решалось право церкви (согласно воле графа Оргаса) на получение ежегодных выплат.
Зона земного мира написана в реалистичной манере, в то время как небесные фигуры намеренно искажены. Центром земной части является тело покойного графа, а центром небесной – Христос, окруженный сонмом ангелов.
Маньеристские искажения
Искривленные формы роднят Эль Греко с маньеризмом, что получил распространение в шестнадцатом столетии по всей Европе.
Однако своеобразие видения художника от этого ничуть не пострадало. С маньеризмом Эль Греко познакомился в Риме. Но убежденным маньеристом - он так и не стал. Данная картина - не исключение. Свободная манера письма и эмоциональность, свойственные ей, разительно отличаются от приглаженных, стилизованных работ Якопо Понтормо или же холодной элегантности Пармиджанино.
Свое имя маньеризм получил от итальянского слова «maniera», означающего "стиль". Хронологически это течение располагается между Высоким Возрождением и эпохой барокко. У его истоков стояли Рафаэль и Микеланджело.
Маньеризм провозглашал самоценность стиля и необходимость отказа от канонов классической живописи. В маньеристском шедевре Пармиджанино, известном как «Мадонна с длинной шеей», зритель без труда замечает преднамеренное искажение фигур Мадонны и Младенца, нарушения масштаба и перспективы, а также вольные игры с классической архитектурой. В философском плане все это было призвано передать нестабильность бытия, господство иррационального, субъективность искусства, символизируя закат ренессансной гармонии.
Шедевр Эль Греко
Небесные жители, изображенные на полотне "Погребение графа Оргаса", предстают перед нами в виде текучих, будто струящихся образов. Одежды этих персонажей кистью Эль Греко созданы так, что переплетаются с облаками, визуально напоминая трепещущее пламя.
Творческий почерк Эль Греко обнаруживает близость не только к маньеризму, но и к особенностям византийской стилистики, уходящей корнями в греческое художественное наследие. Здесь размеры персонажей диктуются скорее их значимостью, нежели пространственным положением, а мозаичные фрагменты композиции больше напоминают декоративный орнамент, нежели реалистичный фон.
В облике Девы Марии сочетаются черты как маньеризма, так и элементов византийской иконографии. Ее важная роль подчеркнута масштабностью изображения, что является отголоском византийских традиций. Вместе с тем, остроугольная накидка Богородицы выполнена в лучших традициях маньеристской живописи.
«Погребение графа Оргаса» — один из самых значительных трудов зрелого периода Эль Греко. Это произведение синтетическое, в нем гармонично сочетаются живопись, глубокие философские размышления, религиозные мотивы и исторические события.
Граф Оргас, несмотря на своё благосостояние, был человеком набожным и оказал щедрую финансовую помощь церкви Санто-Томе в Толедо. В 1312 году он скончался, и, согласно преданию, в момент похорон за свою набожность был удостоен особой чести. Святые Августин и Стефан спустились на землю, чтобы лично принять участие в погребении. Эль Греко проявил себя как виртуоз в воплощении этого сюжета.
Хотя композиционное решение полотна соответствует традициям эпохи, его содержание позволило художнику выразить наиболее глубокие и личные мысли. С течением времени оказалось, что эти мысли отражают самую суть мироощущения того периода. Эль Греко смело объединяет небесный и земной миры, своей творческой волей как бы стирая между ними границы. Характерная деталь: некоторые персонажи, принадлежащие небесной сфере, выглядят гораздо более реальными, чем люди земные. Идейный замысел произведения полностью соответствует ренессансному взгляду на мир: жизнь каждого человека бесценна. На полотне небесные и земные силы, взаимодействуя, прославляют графа Оргаса, который не совершил выдающихся подвигов, а отличился лишь тихим и скромным человеколюбием и приверженностью христианским идеалам.
Достижению цели подчинен весь арсенал новаторских приемов Эль Греко: смелые контрасты светотени, виртуозное владение кистью, почти осязаемая реалистичность деталей, умение наделять цвет особой духовной силой. Подлинную оценку эти новаторства получили лишь в ХХ веке. Интересный факт: рассказывают, что Сальвадор Дали, увидев «Погребение графа Оргаса» впервые, упал в обморок.
Детали
Взор, устремленный к небеса
По всему полотну Эль Греко зритель сталкивается с глазами, возведенными к небу, что погружает в мистическое состояние. Рядом с мужчиной, взирающим вверх, находится другой, смотрящий прямо на нас, считается, что в нем Эль Греко изобразил самого себя.
Вытянутые кисти рук
Бледные, изящно вытянутые кисти рук отчетливо выделяются на фоне черного одеяния, указывая на происходящие чудеса.
Сын художника
На переднем плане представлен мальчик, обращенный лицом к зрителям. Предполагается, что это сын Эль Греко, Хорхе Мануэль. На сложенном в треугольник носовом платке можно различить дату его рождения: 1578 год.
Мучения
На одежде святого Стефана отображена сцена его мучений (он был побит камнями до смерти). Этот первый христианский мученик был небесным, а граф Оргас — земным покровителем монастыря августинцев в Толедо.
Современные доспехи
Несмотря на то, что граф Оргас умер в 1323 году, Эль Греко облачает его в доспехи XVI века. В церковные одеяния XVI века одеты и святые Стефан и Августин. Совмещение с присутствующими на заднем плане фигурами современников должно было, по задумке художника, усилить ощущение непосредственности восприятия давнего сюжета.
Распятие
Распятие объединяет земной план с небесным, напоминая зрителю о том, что только жертва, принесенная Христом, открывает душам умерших путь в рай.
Король Филипп на небесах
Испанский король восседает на небесах в характерном костюме XVI века, его одеяние резко контрастирует с простыми одеждами окружающих его Божьих избранников.
Душа графа
Ангелы возносят душу графа на небеса, где ей предстоит суд Христа перед помещением в рай. По сторонам от Христа расположены фигуры Богоматери и Святого Иоанна, в то время как святой Петр держит ключи от Царства Небесного.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: