Найти в Дзене

Разочарованный мастер: ФРАНСИСКО ГОЙЯ. Часть третья: Стиль и техника. Как ракета в ночи

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы завершаем разговор о великом мастере Франсиско Гойя, начатый ранее:

Гойя был известен поразительной работоспособностью, всесторонним талантом и выдающимся техническим совершенством. Его гениальность озарила испанскую живопись, словно яркая звезда, и вывела ее из состояния длительного застоя.

Паломничество к источнику Сан-Исидро, 1820-1823
Паломничество к источнику Сан-Исидро, 1820-1823

После «золотого века» испанской культуры, расцвет которого пришелся на XVII век, в национальном искусстве наступила эпоха затишья. В живописи, в частности, тон стали задавать прибывшие в Испанию иностранные мастера, в основном выходцы из Италии. Среди них следует выделить выдающихся художников, таких как Лука Джордано (1634-1705) и Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770). Еще одним примечательным деятелем той эпохи можно считать немецкого художника Антона Рафаэля Менгса (1728-1779).

Донья Леокадия Соррилья, 1820-1823
Донья Леокадия Соррилья, 1820-1823

Появление Гойи на фоне царившей в Испании культурной стагнации метко сравнивают с внезапным взрывом "ракеты", прочертившей небосвод в ночи. Старт его творческого пути был отмечен постепенным, но неуклонным ростом. Ранние работы, несмотря на высокий технический уровень, не обладали той самой индивидуальностью, что впоследствии станет отличительной чертой мастера. Засилье зарубежных художников при дворе привело к утрате национальной самобытности в испанской живописи. Господствовали безликость и стремление к внешней эффектности. Молодой Гойя трудился, вписываясь в эти рамки. Однако, уже в картонах, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры (1774-1792), прослеживается четко выраженный "испанский акцент". Эти работы, тематически связанные с интернациональным стилем рококо, наполнены испанскими деталями – пейзажами, костюмами и неповторимым юмором. Именно эти элементы станут основой для всех его зрелых произведений.

Свадьба, 1791-1792
Свадьба, 1791-1792

Как и многие его коллеги-художники, Гойя собирал офорты с полотен зарубежных гениев, что позволяло ему не отставать от главных трендов культурной Европы. Но вдохновение для собственных полотен Гойя искал в окружающей действительности – среди его излюбленных сюжетов коррида, суды инквизиции, религиозные празднества, показанные с испанским колоритом, а также, кое-где, махи и мачо. Под ними подразумевались, соответственно, очаровательные дамы и щеголи из простонародья. Техническое совершенство Гойи чудесно переплеталось с его уникальным мироощущением. Он обладал поразительным умением наделять привычные вещи и события масштабом, выводящим их на уровень всемирного значения.

Смерть пикадора, 1793
Смерть пикадора, 1793

Индивидуальный стиль Гойи начал формироваться с 1788 года. Именно тогда художник представил зрителям своих жутких созданий, впоследствии ставших его фирменным знаком. Оправившись от серьезного недуга, свалившего его зимой 1792-1793 годов, Гойя почти полностью погрузился в мир насилия, тьмы и ужаса. Этот мир был порожден сразу двумя источниками: с одной стороны, своеобразной фантазией самого художника, а с другой – войной, разгоревшейся по всему континенту. Отчасти подобные перемены можно объяснить и страхом смерти, а также болезнями, не отпускавшими Гойю в последние годы его жизни. Однако эти болезни сыграли двойственную роль. Измучив художника, именно они обозначили ту грань, перейдя которую Гойя стал уникальным художником.

Дядюшка Пакете, 1820-1823
Дядюшка Пакете, 1820-1823

До наших дней дошло творческое наследие Гойи – около 700 живописных полотен, варьирующихся от крошечных миниатюр до монументальных настенных росписей и фресок. Вдобавок, сохранились примерно тысяча графических листов и порядка трехсот гравюр, выполненных в разнообразной технике. Чаще всего Гойя работал на холсте. При этом, помимо традиционных кистей, он прибегал и к другим инструментам, нанося краску ножом, пальцами и иными подручными средствами. Французский литератор Теофиль Готье (1811-1872), запечатлевший свои впечатления от путешествия по Испании в одноименной книге, изданной в 1845 году, упоминает, что художник мог использовать для создания своих работ губки, обрывки ткани, щетки, а, например, при работе над полотнами, посвященными событиям мадридского восстания 2 мая 1808 года, применял даже деревянную ложку.

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, 1814
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, 1814

Несколько любопытных деталей о творчестве Гойи передает его сын Хавьер. Он, кроме того, подчёркивает пестроту технических приёмов, которыми владел его отец. Согласно воспоминаниям Хавьера, Гойя нередко обращался к мастихину. О его производительности небезынтересно следующее свидетельство: Гойя был способен завершить портрет в рамках одного десятичасового сеанса. Хавьер также сообщает, что художник предпочитал работать в ночное время (в отличие от большинства коллег, работавших при дневном свете). Это подтверждает и автопортрет Гойи (около 1790-1795).

Автопортрет перед мольбертом, 1790-1795
Автопортрет перед мольбертом, 1790-1795

На полотне он предстал в шляпе, поля которой были уставлены горящими свечами, дававшими возможность работать ночью. Именно этот обманчивый свет свечей и вдохновлял живописца на создание его полных тревоги картин. Гойя был одинок. По сути, у него не было ни учеников, ни сторонников, да и подражателей почти не наблюдалось. Следовательно, его прямое воздействие на формирование испанской живописи было весьма ограниченным. К закату жизни его популярность значительно пошла на убыль; его своеобразный стиль вызывал раздражение, а пальма первенства зрительских предпочтений досталась более радужным и «академичным» работам других мастеров. После кончины Гойи его имя долгое время связывалось с портретами современников, вышедшими из-под его кисти. Подлинное открытие художника произошло лишь спустя десятки лет.

Серия офортов "Бедствия войны", сегодня признанная вершиной гойевского наследия, вышли в свет в 1863 году. "Черные картины" же обрели известность в 1870-х годах, и первоначально, надо сказать, встретили суровую критику искусствоведов. Однако влияние Гойи ширилось. Эжен Делакруа (1798-1863) с увлечением копировал его "Капричос", а Эдуард Мане (1832-1883) в полотне "Казнь императора Максимилиана" сознательно заимствовал приемы Гойи, использованные им в "Расстреле повстанцев 3 мая 1808 года".

Эдуард Мане, Расстрел императора Максимилиана, 1868
Эдуард Мане, Расстрел императора Максимилиана, 1868

Многие импрессионисты причисляли себя к последователям Гойи, способному принести в жертву детали во имя достижения общего художественного эффекта. Тем не менее, лишь в XX веке Гойя был безоговорочно признан одним из титанов мировой живописи. Символизм, экспрессионизм и сюрреализм, прогремевшие в прошлом столетии, во многом основывались в своих поисках на творчестве Гойи. Одновременно с этим художника открыла для себя и широкая аудитория.

Портреты

Почти половина всего творчества Гойи — это портреты. На многих из них позировали его знаменитые и влиятельные современники. Помимо парадных и официальных портретов, Гойя писал портреты своих друзей и родственников. Значительную часть этого отдела занимают автопортреты художника. Чаще всего Гойя изображал людей по пояс (или же только голову и плечи), но в его творчестве есть и несколько портретов в полный рост. Один из них — это «Портрет Марии-Терезы де Валлабрига». Любопытно, что любимыми художниками Гойи были мастера именно портретной живописи. Это Веласкес и Рембрандт.

Портрет Марии-Терезы де Валлабрига, 1783
Портрет Марии-Терезы де Валлабрига, 1783

Рисунки

Гойя предстал как мастер рисунка. До нашего времени дошли порядка тысячи его рисунков. Почти половина из этого наследия хранится в мадридском музее Прадо. Техника рисунков Гойи варьировалась. Он работал пером и тушью, применял акварель и кисть (например, «Любовь и смерть»),

Любовь и смерть
Любовь и смерть

использовал карандаш, пастель, мел. В большинстве случаев художник предпочитал красный мел, но также применял и белый мел на цветной бумаге. Последнее больше относится к его зарисовкам ночных сцен. Рисунки Гойи отличаются своим разнообразием: среди них можно найти и быстрые наброски, и детально проработанные этюды. Этюды, по большей части, предназначались для подготовки к работе над офортами, гораздо реже - для картин. В наследии Гойи встречаются и как бы самостоятельные этюды, не связанные ни с одним из известных нам произведений мастера.

Сатурн, пожирающий своего сына
Сатурн, пожирающий своего сына

Картоны для шпалер

Долгое время Гойя сотрудничал с Королевской шпалерной мануфактурой Санта-Барбара. Для них он создавал картоны, написанные масляными красками, служившие образцами для ткачей при создании шерстяных гобеленов. На этих картонах, часто огромных по размерам, художник запечатлевал живописные эпизоды из обычной жизни — развлечения знати, народные гуляния и прочее. Всего Гойя написал 63 подобных картона, включая «Игру в жмурки».

Жмурки, 1788
Жмурки, 1788

Последний из них датируется 1792 годом. Основная часть этих произведений сегодня находится в мадридском музее Прадо. Гобелены, сотканные по картонам Гойи, служили украшением помещений, принадлежащих королевской семье. Некоторые из них сохранились в Эскориале, неподалеку от Мадрида.

Религиозные сюжеты

Религиозная тематика занимает значительное место в наследии Гойи. Однако эти произведения остаются в тени, поскольку искусствоведы уделяют больше внимания новаторским приемам мастера, лишь слегка затрагивая религиозный контекст его творчества. Природа этой взаимосвязи ярко проявляется в картине «Распятие», 1780 года.

Распятие, 1780
Распятие, 1780

Многие исследователи видят в ней аллюзии на творчество великих испанских мастеров XVII века - Веласкеса и Сурбарана. Другие религиозные полотна Гойи созданы в куда менее традиционной манере. Особенно примечательны в этом плане фрески, исполненные для церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде в 1798 году.

Роспись храма Сан Антонио де ла Флорида
Роспись храма Сан Антонио де ла Флорида
Роспись храма Сан Антонио де ла Флорида
Роспись храма Сан Антонио де ла Флорида

Офорты

Гойя по праву считался одним из самых выдающихся и самобытных художников-графиков своей эпохи. В области гравюры он следовал за Дюрером и Рембрандтом. Техническая сторона гравюр Гойи поражает своим мастерством и сложностью исполнения. Большинство его работ относят к офортам, хотя в действительности художник часто сочетал в рамках одной пластины различные техники. Ему особенно нравилось применение акватинты, позволявшей достичь эффекта растушевки, в сочетании с другими приемами. После появления в Испании литографии, изобретенной в 1798 году, Гойя быстро освоил и этот вид графики. Офорты Гойи, как правило, были отдельными листами из крупных серий. Самой первой стала начатая в 1778 году серия копий с работ Веласкеса из королевского собрания. За ней последовали еще четыре крупных серии: «Капричос», созданная в 1797-1798 годах; «Бедствия войны», 1810-1814; «Тавромахия», 1815-1816;

Тавромахия, 1815-1816
Тавромахия, 1815-1816
Тавромахия, 1815-1816
Тавромахия, 1815-1816
Тавромахия, 1815-1816
Тавромахия, 1815-1816

«Диспаратес» (или «Причуды»), приблизительно 1816-1823. Помимо этого, уже после переезда во Францию Гойя создал четыре офорта, объединенные общей темой боя быков ("Бордосские быки", 1824-1825). При жизни художника офорты Гойи почти не получили известности. «Бедствия войны» и «Пословицы» увидели свет лишь после его смерти. Большинство оригинальных медных пластин, выгравированных Гойей, находятся в Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде.

Диспаратес, 1816-1823
Диспаратес, 1816-1823
Диспаратес, 1816-1823
Диспаратес, 1816-1823
Диспаратес, 1816-1823
Диспаратес, 1816-1823

«Черные картины»

В период с 1820 по 1823 год Гойя работал над созданием цикла полотен, которыми он украсил две большие комнаты своего жилища. Эти работы, получившие впоследствии название "черных", стали известны благодаря своему темному колориту и сюжетам, напоминающим о жутких ночных видениях. Данные произведения не имеют каких-либо схожих аналогов в живописи того времени. Среди них встречаются картины, посвященные религиозным темам, как и произведения, основанные на мифологических мотивах – в частности, "Сатурн, пожирающий своих детей".

Сатурн, пожирающий своих детей, 1820-1823
Сатурн, пожирающий своих детей, 1820-1823

Однако, основная масса этих работ - это трагические плоды творческого воображения художника. К их числу относится и картина "Собака", изображающая засыпанную песком собаку. Для данных сцен свойственны жестокий стиль письма и смелость в подаче; все в них напоминает о смертности и тщетности бытия человеческого. "Черные картины" украшали стены так называемого "Дома Глухого" до 1870-х годов, после чего их приобрел барон Эмиль Эрлангер, немецкий банкир и коллекционер живописи. После этого картины были сняты со стен и перенесены на холсты, а затем экспонированы в Париже в 1878 году. В 1881 году их передали в дар мадридскому музею Прадо.

Собака, 1820-1823
Собака, 1820-1823

Сумасшедший дом и тюрьма

Для романтизма, явившегося ведущим течением в художественном мире начала XIX столетия, свойственно отображение экстремальных чувств. Этому романтики в большой степени научились у Гойи, еще в XVIII веке увлекшегося повседневной жизнью сумасшедших домов и тюрем. Живописец не раз бывал в этих угрюмых обителях. Впечатления от подобных визитов наглядно представлены, скажем, в полотне «Дом сумасшедших», 1812-1814.

Дом сумасшедших, 1812-1814
Дом сумасшедших, 1812-1814

В его произведениях мы обнаружим также сцены из тюремной жизни, равно как и множество иных душераздирающих сюжетов. К последним можно причислить картину «Каннибалы», около 1815. Гойя не колебался прибегать к изображению женщин и детей в роли несчастных жертв, что придавало отдельным его работам особую жестокость. Заметим, что все эти вызывающие содрогание картины выполнены в утончённой, изысканной технике.

Каннибалы, 1815
Каннибалы, 1815

Поддержать канал автору на мечту:

dzen.ru/vita_brevis_ars_longa?donate=true

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: