Найти в Дзене

Сила воображения: САЛЬВАДОР ДАЛИ. Часть четвертая: Стиль и техника. Великий шоумен

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сальвадор Дали – одна из самых ярких фигур художественного мира двадцатого столетия. Узнаваемое лицо художника с фирменными усами, закрученными кверху, было знакомо даже тем, кто далек от искусства. Книги о Дали расходились колоссальными тиражами, выставки его работ собирали длинные очереди, а в ходе опроса, проведенного лондонской газетой «Санди Таймс» в 1995 году, читатели поместили картину Дали «Христос святого Иоанна Креста» на восьмую строчку списка самых любимых картин за всю историю человечества, в компанию с такими шедеврами, как «Рождение Венеры» Боттичелли и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Гениальность Сальвадора Дали позволяла ему воссоздавать на холсте мир, будто бы сотканный из его сновидений и фантазий, но поразительно реальный, почти материальный.

Атавистические останки дождя, 1934
Атавистические останки дождя, 1934

Однако, взгляды критиков на его фигуру расходятся. Часть искусствоведов склонна видеть в нём лишь мастера эпатажа, заинтересованного прежде всего в обогащении. Да, Дали не чурался публичности, относился с интересом к материальным благам, и даже самые преданные почитатели его таланта вынуждены признать, что некоторые его произведения лишены даже намёка на вдохновение. И, тем не менее, Дали всю жизнь демонстрировал неистощимую фантазию, а его виртуозной техникой письма невозможно не восхищаться.

Ископаемая туча, 1934
Ископаемая туча, 1934

Работы Дали восхищают своей многогранностью. Художник питал страсть к новаторству. Можно сказать, он одним из первых всерьёз увлёкся голографией, что было весьма необычно. Дали не ограничивался кистью, карандашом и резцом. Он также проявил себя как скульптор и дизайнер, являясь при этом выдающимся литератором. Из-под пера Дали вышли роман ("Скрытые лица", 1944) и серия автобиографических произведений. Как дизайнер, он проектировал предметы мебели, модные наряды, украшения. Нельзя забыть и о его значительной роли в кинематографе.

Всадник, имя которому смерть, 1935
Всадник, имя которому смерть, 1935

Два самых узнаваемых артефакта, спроектированных Дали для его английского мецената, Эдварда Джеймса, – это телефон в форме омара и диван-губы, повторяющий образ кинодивы Мэй Уэст. В своем творчестве он оставался верен себе. 1939 год ознаменовался скандалом с оформлением витрин в одном из магазинов Нью-Йорка. Дали поссорился с заказчиком и в порыве гнева выбросил на улицу ванну, служившую частью экспозиции. Прибывшие полицейские произвели арест Дали, что, в свою очередь, послужило прекрасной рекламой для проходившей тогда выставки художника.

Диван-губы
Диван-губы
Лицо Мэй Уэст, сюрреалистическая комната, 1935
Лицо Мэй Уэст, сюрреалистическая комната, 1935

И все-таки славу и признание Дали получил, прежде всего, как художник-сюрреалист.

Нереальный реализм

Андре Бретон, стоявший у истоков сюрреализма, позиционировал это направление как способ существования, призванный помочь осознать и проявить свою внутреннюю сущность, при этом не ограничиваясь условностями конкретного художественного стиля. Этим объясняется многообразие стилей, которые использовали его единомышленники, будь то в живописи или в литературе. Если же рассматривать Дали, его творчество стоит отнести к "мейнстриму", который, помимо самого Дали, объединяет творчество бельгийских художников Поля Дельво и Рене Магритта. Каждый из этих художников самостоятельно определял тематику своих произведений, однако всех их объединяло стремление создавать фантастические композиции с филигранной проработкой деталей.

Сотворение чдовищ, 1937
Сотворение чдовищ, 1937

Сопоставление необычного (или немыслимого) сюжета с реалистичностью каждой детали вызывало мощный эмоциональный отклик. Дали утверждал, что ему под силу «с максимальной точностью воплощать в жизнь образы конкретной иррациональности». В более сжатой и лаконичной форме он же описал суть своего творчества, охарактеризовав свои полотна как «написанные от руки фотографии снов», а по поводу эффекта своих работ на зрителей заметил: «люди обожают загадки, следовательно, они не могут не любить мои произведения».

Мед слаще крови, 1941
Мед слаще крови, 1941

Объясняя природу своего искусства, он предложил термин «критическая паранойя», что можно интерпретировать как «параноидально-критический метод». Эта концепция органично сочеталась с принципом «автоматического письма», которое служило выражением ключевой идеи сюрреализма. Автоматизм предполагает освобождение подсознания от оков разума, превращая его в основной творческий импульс. В идеальном варианте это подразумевает работу в состоянии транса, когда художник не отдает себе отчета в том, что его рука создает на холсте или бумаге.

Суэц, 1932
Суэц, 1932

Свобода интерпретаций

С другой стороны, разработанный Дали метод предполагает психологический автоматизм, требующий скорее активного, нежели пассивного, подчинения подсознательному. Художник опирался на свои сны и воображение, однако сами картины создавались им с особой тщательностью. Дали часто прибегал к предварительным эскизам, где тщательно вырисовывал каждую деталь. Параноидально-критический метод ставил перед собой цель максимально приблизить мир сновидений к реальности. Среди значимых достижений Дали выделяются многозначные образы, допускающие множественные интерпретации.

Параноидально-критическое одиночество, 1935
Параноидально-критическое одиночество, 1935

Дали вольно играл с пропорциями изображаемого, порой неестественно вытягивая конечности персонажей, легко менял свойства материи, превращая жесткое в податливое и наоборот. Подобным образом он подходил и к выбору сюжетов: например, религиозная тематика "Анжелюса" Ж. Милле предстала в его трактовке с откровенно эротическим подтекстом.

Археологический отголосок «Анжелюса» Милле, 1935
Археологический отголосок «Анжелюса» Милле, 1935

По возвращении из Италии в 1938-м году Дали заявил о намерении "обратиться к классике". Не отказываясь от сюрреалистического взгляда на мир и фантазии, он начал писать в более традиционной стилистике. Еще более выразительным отказом от сюрреалистической эстетики ознаменовалось его творчество после окончания Второй мировой войны.

Колосс Родосский, 1954
Колосс Родосский, 1954

Поздний стиль

В позднем творчестве Дали чувствуется отклик на новые веяния в искусстве, такие как американский абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Сексуальность оставалась ключевым мотивом, но наряду с этим в поздний период он создает серию масштабных полотен на религиозную тематику. Многие из критиков видели в послевоенном периоде творчества Дали окончательный отказ от классического сюрреализма. Вряд ли это можно считать верным, ведь именно в "религиозных" картинах художник демонстрирует изумительную способность интерпретировать устоявшиеся темы и образы совершенно по-новому.

Дева Мария Гваделупская, 1959
Дева Мария Гваделупская, 1959

Натюрморт

Детали натюрморта часто присутствуют в произведениях Дали, а также он создал несколько «самостоятельных» натюрмортов. Стоит упомянуть ранние работы художника, которые выполнены в духе испанского натюрморта XVII века, представленного работами Диего Веласкеса и Франсиско Сурбарана. Например, «Натюрморт с баклажанами», написанный в 1922 году

Натюрморт с баклажанами, 1922
Натюрморт с баклажанами, 1922

можно рассматривать как характерный пример раннего творчества Дали. Однако гораздо интереснее выглядит его работа «Живой натюрморт» (также известный как «Натюрморт — Быстрое движение»), созданная в 1956 году. В этой картине художник пытается переосмыслить традиционные каноны жанра, преодолевая статику и изображая объекты в движении.

Живой натюрморт, 1956
Живой натюрморт, 1956

Портреты

Хотя Дали больше известен своими сюрреалистическими работами, он также пробовал себя в жанре портрета. В молодости художник создавал портреты близких людей и друзей, например, «Портрет Марии Карбона» (1925 год).

Портрет Марии Карбона, 1925
Портрет Марии Карбона, 1925

Позже, переехав в Нью-Йорк, он осознал коммерческий потенциал портретной живописи. Это занятие приносило ему доход даже после войны, когда он часто посещал США. Например, «Портрет миссис Джек Уорнер» (1945 год) является одним из таких заказов. Успех Дали как портретиста в Америке был обусловлен несколькими факторами: с одной стороны, богатые американцы гордились тем, что заказывают работы у знаменитого художника, а с другой стороны, Дали умел создавать приятные и лестные для заказчиков образы.

Портрет миссис Джек Уорнер, 1945
Портрет миссис Джек Уорнер, 1945

Автопортреты

Самолюбивый и эгоцентричный Дали нередко становился главным персонажем собственных картин. Его ранние автопортреты отличались реалистичностью, ярким примером которой служит полотно «Автопортрет с рафаэлевой шеей» (1922 год),

Автопортрет с рафаэлевой шеей, 1922
Автопортрет с рафаэлевой шеей, 1922

название которого отсылает нас к знаменитому автопортрету Рафаэля. Однако в некоторых работах художник предпочитал изображать себя менее открыто. Так, в картине «Сон» (1937 год) перед нами предстает загадочное существо, чьи черты лица напоминают внешность самого мастера.

Сон, 1937
Сон, 1937

Кино

Во времена учебы в Мадриде Дали познакомился с Луисом Бунюэлем (1900–1983), который впоследствии стал его партнером в создании двух знаковых сюрреалистических фильмов: «Андалузский пес» (1928) и «Золотой век» (1930). Хотя вклад Дали в «Золотой век» был скорее символическим, его мрачные фантазии и стремление подчинять реальность законам сна сыграли ключевую роль в успехе «Андалузского пса». Наиболее запоминающимися кадрами стали сцены с рукой, покрытой муравьями, и разрезанным бритвой глазом, предложенные самим художником.

Андалузский пес, 1928
Андалузский пес, 1928
Андалузский пес, 1928
Андалузский пес, 1928

Позднее, уже в США, Дали сотрудничал с легендарным режиссером Альфредом Хичкоком. Для его фильма «Завороженный» (1945), построенного на принципах психоанализа, Дали разработал серию сновидений. Помимо этого, художник вел переговоры о совместной работе с Уолтом Диснеем, однако эти планы так и остались нереализованными.

Завороженный, 1945
Завороженный, 1945

Пейзажи

На раннем этапе своего творчества Дали создал несколько пейзажей, вдохновленных природой родного края. Впоследствии, несмотря на отказ от традиционных живописных канонов, мотивы испанской природы продолжали появляться на его сюрреалистических картинах. В работе «Горное озеро» (1939) вид водоема взят с озера рядом с Рекесенсом в Пиренеях, а очертания скал напоминают мыс вблизи Кадакеса.

Горное озеро, 1939
Горное озеро, 1939

Образ телефона символизирует переговоры между Адольфом Гитлером и британским премьер-министром Невиллом Чемберленом, завершившиеся Мюнхенским соглашением 1938 года. Со временем пейзажи Дали становились всё более фантастическими, как видно на примере «Пейзажа с бабочками» (1956).

Пейзаж с бабочками, 1956
Пейзаж с бабочками, 1956

Диалог с прошлым

Для Дали источником вдохновения служили произведения прошлого. В ряде его работ заметно влияние мастеров XVII века, таких как Веласкес и Вермеер. Картина «Череп Сурбарана» (1956) отражает интерес художника к творчеству этого испанского мастера той же эпохи.

Череп Сурбарана,1956
Череп Сурбарана,1956

Одной из работ, особенно значимых для Дали, была картина французского художника XIX века Жана-Франсуа Милле «Анжелюс». Она настолько захватывала воображение Дали, что он посвятил ей эссе (1933) и целую книгу (1963). Кроме того, художник создал несколько вариаций на тему «Анжелюса», среди которых выделяется полотно «Гала и Анжелюс Милле перед скорым прибытием конической анаморфозы № 36» (1933).

Гала и Анжелюс Милле перед скорым прибытием конической анаморфозы № 36, 1933
Гала и Анжелюс Милле перед скорым прибытием конической анаморфозы № 36, 1933

В своем интерпретационном прочтении Дали радикально переработал оригинальный сюжет, придав ему эротическое звучание. По мнению художника, мужчина на картине Милле прикрывает шляпой свою эрекцию, а женщина олицетворяет собой «эротичную девственную чувственность, подобную охотничьей стойке жука-богомола, ожидающего насильственного акта».

Образы Галы

Главной музой и любимой моделью Дали была его супруга Гала. Многие считали, что она оказывает сильное влияние на художника благодаря своей мощной энергии. Её первый муж, поэт Поль Элюар, говорил, что Гала способна «просверливать стены взглядом». Позднее шутники заменили слово «стены» на «банковские сейфы», намекая на её способности умело управлять финансовыми делами. Дали создавал различные образы Галы: от реалистичных, как на «Портрете Галы с лангустом» (1949),

Портрете Галы с лангустом, 1949
Портрете Галы с лангустом, 1949

до религиозных и абстрактных композиций, таких как «Апофеоз доллара» (1965) и «Галатея сфер» (1952).

Апофеоз доллара, 1965
Апофеоз доллара, 1965
Галатея сфер, 1952
Галатея сфер, 1952

Религиозные темы

К середине жизни Дали, подобно своему отцу, отошёл от атеизма и обратился к католицизму. С 1949 года он начал создавать полотна на религиозные сюжеты. В тот же период состоялась его встреча с Папой Пием XII. В Испании всегда существовала богатая традиция религиозной живописи, которую Дали стремился продолжить, хотя его интерпретация известных библейских сцен, таких как распятие Христа, тайная вечеря и Дева Мария с младенцем, отличалась новаторством и порой вызывала споры. Например, американский коллекционер Честер Дейл, представивший публике картину Дали «Распятие» (1951) в Музее Метрополитен, назвал её «искренней и поистине великой».

Распятие, 1951
Распятие, 1951

Однако критики высказались иначе, назвав это произведение «вульгарным выражением нездорового эротизма». Аналогичные отзывы вызвали и другие работы Дали, включая «Тайную вечерю» (1955).

Тайная вечеря, 1955
Тайная вечеря, 1955

Поддержать канал автору на мечту:

dzen.ru/vita_brevis_ars_longa?donate=true

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: