Найти в Дзене

Традиции вопреки: ЭЛЬ ГРЕКО. Часть вторая: ТОП-8 работ художника + опрос

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Современники глубоко понимали величие гениального живописца, творившего в их эпоху. Близкий друг Эль Греко, поэт и монах Ортенсио Феликс Паравичино, характеризовал его как "божественного соперника Прометея". Именно Паравичино поведал в своём сонете историю о том, как молния проникла в мастерскую художника через открытое окно, но, не причинив вреда, вылетела обратно. Поэт утверждал, что молнию, ниспосланную Юпитером-громовержцем, "ослепила" сила красок Эль Греко. Даже Франсиско Пачеко, учитель Веласкеса, не одобрявший новшеств, при личной встрече отзывался о художнике как об "удивительном человеке" и "великом философе".

Кающаяся Мария Магдалина, 1590
Кающаяся Мария Магдалина, 1590

Вытянутые формы персонажей, экзальтированные выражения лиц, взволнованные жесты, нереальный фон формируют уникальную атмосферу духовного накала в работах Эль Греко. Его персонажи «вытягиваются» и переливаются, напоминая огненные языки; они как будто не подчиняются земной гравитации и символизируют духовное единение человека с Богом.

Благовещение, 1600-е
Благовещение, 1600-е

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-8 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

8. Поклонение пастухов, 1567

Поклонение пастухов, 1567
Поклонение пастухов, 1567

Эта ранняя картина Эль Греко хорошо иллюстрирует то, как писал художник Доменико Теотокопули перед приездом в Венецию. Здесь еще очень много иконописной условности, царствует плоскость, и можно говорить лишь о зачатках психологизма. Будущего Эль Греко в какой-то мере предсказывают лишь цвета картины.

7. Святая Троица, 1577-1579

Святая Троица, 1577-1579
Святая Троица, 1577-1579

Картина написана для алтаря церкви Санто-Доминго эль Антигуо. Это эпоха первых триумфов Эль Греко в Толедо. Он меняет имя и очаровывает своим искусством местную публику. Во дворце, где он живет, у него собираются представители творческой элиты. Наконец, в это же время у художника начинается связь с красавицей Иеронимой де лас Куэвас; появляется на свет его сын Хорхе Мануэль.

6. Коронование Богоматери, 1591-1592

Коронование Богоматери, 1591-1592
Коронование Богоматери, 1591-1592

Это полотно как нельзя лучше показывает сложившуюся манеру Эль Греко. В картинах появляется четкая вертикаль, выстраивающая четкую иерархию земной и небесной жизни. Можно указать еще ряд особенностей, отличающих эту манеру - обращенные вверх взоры, удивительные руки, набор как бы клубящихся геометрических линий и фигур, создающих совершенно невероятное пространство.

5. Портрет кардинала, 1600

Портрет кардинала, 1600
Портрет кардинала, 1600

Принято полагать, что данный портрет представляет собой изображение Фернандо Ниньо де Гевары (1541-1609), возглавлявшего Инквизицию на момент написания картины. Однако существуют мнения ученых, что позировал Эль Греко для портрета Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), занимавший должность архиепископа Толедо с 1599 года и до кончины. Он прослыл как знаток искусства, владея приличной коллекцией картин, включая, предположительно, и серию «Апостолов» кисти Эль Греко - ту самую, что сейчас украшает Кафедральный собор в Толедо. Впрочем, кем бы ни был изображенный на портрете, с уверенностью можно утверждать о высочайшем уровне мастерства художника. Это произведение является частью галереи портретов священников, начало которой было положено Рафаэлем и продолжено Тицианом. В частности, о Тициане напоминает манера написания красных одежд кардинала.

4. Мальчик, раздувающий лучину, 1575

Мальчик, раздувающий лучину, 1575
Мальчик, раздувающий лучину, 1575

Полотно перекликается с рядом «ночных» картин Эль Греко. По тематике это не слишком характерная для художника работа, хотя она прекрасно показывает рост его мастерства.

3. Христос изгоняет торговцев из храма, 1600

Христос изгоняет торговцев из храма, 1600
Христос изгоняет торговцев из храма, 1600

В данном полотне Эль Греко запечатлел широко известную библейскую сцену. Христос, возмущенный видом менял и торговцев в Иерусалимском храме, превративших его в рынок, гневно изгоняет их. Он опрокидывает столы менял и лавки продавцов голубей, восклицая: "Написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его притоном разбойников". Этот сюжет был близок сердцу художника. Известно о не менее пяти его вариантах, создание которых охватывает временной период от ранних лет пребывания в Толедо до поздних периодов его жизни. Мастерская художника также выпустила значительное число копий этого произведения. Все они основывались на композиции оригинала, хотя и имели некоторые отличия в деталях. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962), картина, хранящаяся в Национальной галерее, описана как "несомненный шедевр".

2. Снятие одежд с Христа (Эль Эсполио), 1577-1579

Снятие одежд с Христа (Эль Эсполио), 1577-1579
Снятие одежд с Христа (Эль Эсполио), 1577-1579

Избранная Эль Греко для изображения сцена снятия одежд с Христа перед распятием нечасто встречалась в искусстве. На создание этой картины у мастера ушло почти два года. Документ, датированный 2 июля 1577 года, где указана сумма предварительной оплаты, считается первым письменным упоминанием имени Эль Греко на испанской земле. Более того, сохранившаяся документация, связанная с этим заказом, наглядно демонстрирует все минусы принятой тогда системы оплаты труда художников. В самом начале работы художник получал небольшую предоплату, далее следовало несколько выплат незначительных сумм, а окончательная стоимость определялась только после завершения полотна. Именно в этот момент производился полный расчет. Такая система неизбежно приводила к многочисленным разногласиям и судебным разбирательствам, так как сторонам редко удавалось достичь мирного урегулирования спора. Не избежал подобных проблем и Эль Греко. Он оценил свое творение в 900 дукатов, однако церковные эксперты, найдя в картине определенные недостатки, уменьшили эту сумму до 227 дукатов. Завершилось все судебным процессом, который в итоге вынес решение в пользу художника.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Фигура Христа на этом полотне - одна из самых запоминающихся во всей европейской живописи. Христос выделяется на фоне окружающих Его людей ярким цветом своих одеяний и возвышенным, страдальческим выражением лица.

1. Вид Толедо, 1610

Вид Толедо, 1610
Вид Толедо, 1610

«Вид Толедо» – полотно, заслуженно считающееся одним из самых пленительных и глубоких пейзажей за всю историю искусства. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только-только начинал выходить на самостоятельную арену европейского искусства. С 1597 года мастер начал включать панорамы Толедо в свои религиозные композиции, поэтому данную картину также долгое время воспринимали как часть некой гигантской, неизвестной картины мастера. Учитывая ощутимую тревогу, которой пропитан этот пейзаж, предполагали, что центральной темой работы могло быть распятие Христа. Однако следов этого монументального полотна обнаружить так и не удалось. В настоящее время ни у кого не возникает сомнений, что «Вид Толедо» – это самодостаточное, самостоятельное произведение. Важно отметить, что виды Толедо здесь переданы не с абсолютной, буквальной точностью. Эль Греко намеренно вносит коррективы, преобразуя детали пейзажа, варьируя положение городских построек. Например, он придает более выраженную крутизну холмам, на которых раскинулась старинная столица Испании. Нередко этот пейзаж именуют "духовным портретом Толедо".

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. Слева от него художник поместил колокольню Кафедрального собора, которая на самом деле при таком ракурсе должна была оказаться намного правее дворца.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: