Вознесенский монастырь Московского Кремля — некрополь русских княгинь и цариц
Вознесенский монастырь в Московском Кремле на протяжении столетий был не только духовным центром, но и уникальным некрополем, где находили последний приют представительницы правящих династий Руси. Основанный в XIV веке, он стал символом национальной истории и культуры, храня в своих стенах память о великих княгинях и царицах.
Судьба монастыря трагически оборвалась в советский период, но его наследие продолжает жить благодаря усилиям исследователей. История его некрополя — это не только рассказ о погребальных традициях, но и захватывающая летопись научных открытий, позволивших приоткрыть завесу тайн над судьбами исторических личностей.
Основание и духовная роль
Вознесенский монастырь был основан в 1389 году вдовой князя Дмитрия Донского — Евдокией Дмитриевной, которая сама приняла здесь постриг под именем Евфросинии. Расположенный у Спасских ворот Кремля, монастырь с момента основания находился под покровительством великокняжеской семьи и стал важным духовным центром Московской Руси.
Интересно, что обитель использовалась не только как место монашеского подвига, но и как резиденция для царских невест перед свадьбой. Именно здесь Марина Мнишек провела несколько дней перед бракосочетанием с Лжедмитрием.
Архитектурный ансамбль: от скромной обители до величественного комплекса
Первая каменная церковь монастыря была заложена в 1407 году, но уже через восемь лет она серьезно пострадала от пожара. На протяжении своей истории монастырь неоднократно горел и перестраивался:
В 1467 году его восстановила княгиня Мария Ярославна, жена Василия II.
В 1518-1519 годах архитектор Алевиз Новый создал новый проект монастырского собора.
Кардинальная перестройка произошла в 1587-1588 годах, когда возник пятиглавый Вознесенский собор, сознательно повторявший архитектурные формы соседнего Архангельского собора — усыпальницы русских князей и царей.
К XIX веку комплекс пополнился Церковью Святой Екатерины, построенной в стилистике неоготики по проекту Карло Росси. К началу XX века в монастыре проживали игуменья, 62 монахини и 45 послушниц.
Трагическая гибель: от большевистских обстрелов до полного уничтожения
В 1917 году монастырь серьезно пострадал во время боев за Кремль. Год спустя, после переезда советского правительства в Москву, обитель была закрыта.Кульминацией трагедии стало решение правительственной комиссии 1929 года о сносе монастыря для строительства Военной школы. Несмотря на протесты реставратора Николая Померанцева, организовавшего фиксацию и сохранение хотя бы части наследия, уникальный архитектурный ансамбль был варварски уничтожен.
Н. Н. Померанцев, стоявший во главе комиссии успел в кратчайшие сроки вывезти саркофаги цариц и княгинь в подвал Архангельского собора, а также произвести архитектурные замеры зданий монастыря, спрятать иконостас Вознесенского собора, спасти чудотворный образ Одигитрии и Архангела Михаила, принадлежавшик великой княгине Евдокии. Это был настоящий подвиг, благодаря которому археологи и антропологи-криминалисты М. М. Герасимов и С. А. Никитин смогли по останкам воссоздать скульптурные портреты некоторых царственных особ.
Некрополь Вознесенского монастыря: усыпальница великих женщин Руси
Значение некрополя в контексте русской истории
Вознесенский монастырь выполнял функцию великокняжеской и царской усыпальницы на протяжении более чем четырех столетий. Если Архангельский собор был местом погребения мужчин — правителей Руси, то Вознесенский монастырь стал последним пристанищем для женщин из правящих семей. Это разделение отражало традиционное для средневековой Руси разделение социальных ролей, где женщина, хотя и не могла официально править, играла огромную роль в династических браках и престолонаследии.
Самые известные погребения: от Софьи Палеолог до жен Ивана Грозного
В некрополе монастыря были погребены многие выдающиеся женщины своей эпохи:
- Евдокия Дмитриевна (ум. 1407) — основательница монастыря, жена Дмитрия Донского.
Евдокия Дмитриевна (1353–1407) — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича, в 13-летнем возрасте выдана замуж за великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского.
Была одной из самых образованных женщин своей эпохи. Известна своей благотворительностью. Построила большое число храмов и монастырей, в частности: Вознесенский женский монастырь, каменный храм в честь Богоматери, Рождественский храм, Горицкий монастырь в Переяславле и Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Переяславле. Под руководством Евдокии Дмитриевны собиралось ополчение, чтобы защитить Москву от нашествия Тамерлана. В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, по совету Евдокии в Москву была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы Владимирская. 17 мая 1407 года Евдокия Дмитриевна, удалившись в Вознесенский женский монастырь, приняла монашество с именем Евфросинии.Княгиня Евдокия постриглась здесь в монашество в 1407 г. с именем Евфросиния. Постриг ее был всенародным торжеством: по пути шествия святой из терема в храм, к ней под благословение подходили люди, порядка 30 болящих исцелились. Через несколько недель,7 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Евдокия Дмитриевна была канонизирована Русской православной церковью. В её честь учреждены орден и медаль Евфросинии Московской.
- Софья Витовтовна (ум. 1453) — жена великого князя Василия I.
Софья Витовтовна (в постриге Ефросинья) (1371 — 15 июня 1453) — княгиня, единственная дочь великого князя литовского Витовта Кейстутовича, жена князя московского Василия I (в 1390–1425 годах).
В 1451 году руководила обороной Москвы во время нападения татар вместе с внуком Юрием. По её распоряжению было продолжено строительство Вознесенского собора Московского Кремля, начатое ещё Евдокией Дмитриевной. 11 ноября 1451 года Софья составила завещание, согласно которому большая часть её владений переходила внуку, дмитровскому князю Юрию Васильевичу. Незадолго до смерти приняла постриг с именем Синклитикия. За время супружества у неё родилось 5 сыновей и 4 дочери. В феврале 1425 года, после смерти мужа, в малолетство сына Василия II Софья стала управлять княжеством по завещанию супруга. Известна тем После смерти мужа в малолетство сына Софья стала управлять княжеством по завещанию супруга. Официально регентами также являлись её отец литовский князь Витовт и князья Андрей и Петр Дмитриевичи.
Как только Василий Димитриевич умер, Софья созвала бояр и сановников и убедила их крепко стоять за её сына Василия, а затем попросила защиты и покровительства у отца. 15 августа 1427 года Витовт писал великому магистру Ордена, что к нему приехала дочь, великая княгиня московская, которая с сыном и великим княжеством своим, с землями и людьми подалась в его опеку и оберегание. Таким образом, Софья официально отдала Великое Княжество Московское под покровительство своего отца, литовского князя Витовта. Всё это было необходимо для того, чтобы противостоять претендовавшему на великокняжеский престол брату Василия Дмитриевича, звенигородскому князю Юрию.
Став опекуном малолетнего Василия II, Витовт оказывал существенное влияние на Московское и другие княжества Северо-Восточной Руси. Но после смерти отца в 1430 году Софья предпочла вести самостоятельную политику.
Похоронена в соборе Вознесенского монастыря в Московском Кремле, рядом со свекровью Евдокией Дмитриевной. После разрушения Вознесенского собора в 1929 году останки Софьи Витовтовны перезахоронены в Архангельском соборе Московского Кремля.
Жили обитательницы Кремля XIV-XVIII веков недолго. Редкое исключение — литовская княжна Софья Витовтовна, жена великого князя Василия I. Она дожила почти до восьмидесяти. Остальной некрополь — почти сплошь молодые женщины.
- Софья Палеолог (ум. 1503) — племянница последнего византийского императора, жена Ивана III, сыгравшая ключевую роль в укреплении Московского государства.
Софья Палеолог (в крещении — Зоя) — великая княгиня московская, вторая жена Ивана III Великого, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Родилась в Византии, была дочерью Фомы Палеолога — младшего брата последнего византийского императора. После падения Константинополя её семья оказалась в изгнании в Риме. В ноябре 1472 года Софья Палеолог стала женой московского князя Ивана III. Их брак не только освободил Русь от духовного влияния Рима, но и укрепил её как центр православного мира.
Софья активно участвовала в политической жизни, высказывая свои мнения и идеи. Историки предполагают, что именно она вдохновила Ивана III на мысль о необходимости объединения русских земель под единым центром.
Софья внесла вклад в развитие Москвы. Она пригласила европейских мастеров, которые помогли построить кремлёвские соборы, башни и дворцы. Благодаря Палеолог появился герб с двуглавым орлом, ставший символом империи, а также первые медики, ювелиры, инженеры. Софья скончалась весной 1503 года, оставив после себя 12 детей, из которых лишь двое не пережили младенчество. Личность Софьи Палеолог породила немало легенд уже у её современников: ей приписывали едва ли не решающую роль в свержении монголо-татарского ига, князь А. М. Курбский обвинял её в отравлении великого князя московского Ивана Ивановича Молодого.
- Елена Глинская (ум. 1538) — мать Ивана Грозного, правительница России в период его малолетства. Интересно, что у матери Ивана Грозного Елены Глинской антрополог Денис Пижемский обнаружил шесть поясничных позвонков вместо пяти положенных — явная аномалия. И еще исследования выявили, что она была отравлена. Это было доказано с помощью спектрального и химического анализа костных останков и волос. Об отравлении Глинской, правда, и раньше догадывались.
Ее, регентшу при малолетнем сыне Иване, в девичестве литовскую княжну, ненавидела старая московская знать. Зато после современных исследований Елена Глинская вне подозрений. В исторической литературе тиражировалась версия, что своих сыновей, Ивана и Юрия, эта молодая женщина родила не от мужа, великого князя Василия III, а от любовника. Сегодня доказано, что Иван — сын Василия. Великую княгиню «реабилитировал» эксперт-криминалист, специалист в области антропологической реконструкции Сергей Никитин. Реконструированный им портрет Софьи Палеолог, матери великого князя Василия III, не оставляет сомнений, что царь Иван IV Грозный — ее кровный внук.
Сергей Никитин исследовал их черепа методом теневого фотоналожения и пришел к выводу, что такие совпадения в строении черепа могут быть только у очень близких родственников.
- Анастасия Романова (ум. 1560) — первая и самая любимая жена Ивана Грозного. Мать царя Фёдора Иоанновича. Брак длился с 3 февраля 1547 года по 7 августа 1560 года. Родилась в 1530 или 1532 году. Происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозвавшихся Романовыми.
Отец — Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, служил окольничим при дворе Василия III, умер рано.
После смерти отца в 1543 году Анастасия жила с матерью Ульяной Фёдоровной.
Внешность: по воспоминаниям современников, обладала правильными чертами лица, густыми тёмными волосами и, вероятно, тёмными глазами.
Анализ показал , что умерла она вовсе не от того, что ее организм истощился от частых родов (она успела родить шестерых детей), как прежде считали многие историки, а от солей ртути. То есть она, вероятно, была отравлена.
- Мария Темрюковна (ум. 1569) — вторая жена Ивана Грозного.
Мария Темрюковна (до крещения княжна Кученей) — русская царица, вторая жена Ивана Грозного (с 21 августа 1561 года). Дочь кабардинского князя Темрюка Идаровича. Регулярно участвовала в публичных придворных торжествах, церемониях , казнях и событиях, когда было необходимо присутствие всей царской семьи. У Марии Темрюковны были свои бояре и другие чины двора, но они входили в состав Государева двора (после 1565 — опричного) и не составляли отдельной организационной структуры. По свидетельству Г. фон Штадена, именно Мария Темрюковна дала царю совет о введении опричнины и учреждении особого войска «500 стрельцов из своего народа». Единственный ребёнок Марии Темрюковны, царевич Василий, умер в двухмесячном возрасте. Мария Темрюковна тяжело заболела сразу после возвращения из поездки (в мае — августе 1569 года) в Вологду и Кирилло-Белозёрский монастырь. В официальном тексте соборного приговора 1572 года Иван IV утверждал, что Мария Темрюковна была отравлена.
В истории традиционно принято придавать образу Марии Темрюковны негативные черты и считать её отрицательным персонажем в жизни Ивана Грозного, дурно повлиявшим на его характер. Некоторые современники обвиняли «злонравную» Марию в «порче нрава» царя и переходе к террору.
- Марфа Собакина (ум. 1571) — третья жена Ивана Грозного.
Марфа Васильевна Собакина (1552 — 13 ноября 1571) — третья жена Ивана Грозного, бывшая его супругой 15 дней, дочь коломенского дворянина. Марфа была выбрана в жёны царю после традиционной процедуры смотра невест (1571 год). Обручение состоялось 26 июня 1571 года, но вскоре невеста тяжело заболела. Брак состоялся 28 октября 1571 года в Александровской слободе. Из-за болезни и скорой смерти Марфа фактически не стала женой Ивана IV, об этом в церковных документах осталась специальная запись. Официально было объявлено, что Марфу извели ядом. По некоторым данным, в ходе расследования было казнено 20 человек, в том числе трое двоюродных братьев Марфы. Останки Собакиной, как и Глинской, и Романовой, проверили на наличие ртути в опасной концентрации. Но в случае с Марфой анализ ничего не показал. Возможно, был использован растительный яд, не поддающийся химическому анализу.
- Мария Нагая (ум. 1608) — седьмая жена Ивана Грозного, мать царевича Дмитрия.
Мария Фёдоровна Нагая (в иночестве Марфа; 8 февраля 1553 — 28 июня 1608, Москва) — русская царица, последняя (седьмая) жена Ивана IV, мать царевича Дмитрия Углицкого, во время правления царя Димитрия (Лжедмитрия I) — «царица-мать». Дочь окольничего Фёдора Фёдоровича Нагого-Федца. Её дядей был русский посол в Крыму, дипломат и близкий приближённый царя — Афанасий Нагой. Замуж вышла в 1580 году, оказавшись 7-й женой царя, то есть незаконной по церковному праву. 10 октября 1582 года Мария родила Ивану Грозному сына, которого назвали Дмитрий.
15 мая 1591 года при таинственных обстоятельствах мальчик, являвшийся наследником царя Фёдора, погиб. «За недосмотрение за сыном и за убийство невинных Битяговских с товарищи» Нагая была пострижена в монахини под именем Марфы. 18 июля 1605 года имела торжественный въезд в Москву, где признала Лжедмитрия I своим сыном.
- Ирина Годунова (ум. 1604) — жена царя Федора Иоанновича.
Ирина Фёдоровна Годунова (1557 — 29 октября 1603) — сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича, номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова с 16 января по 21 февраля 1598 года. Ирина была взята в царские палаты в возрасте семи лет и воспитывалась там до брака. В 1575 году Ирина стала женой царевича Фёдора Иоанновича без традиционного царского смотра невест.
Ирина не смогла родить мужу наследника — их единственная дочь Феодосия родилась 29 мая 1592 года и умерла во младенчестве. В общественно-политической жизни царица оставалась значимой фигурой: она принимала иностранных послов, участвовала в заседаниях боярской Думы. Ирина вела переписку с английской королевой Елизаветой І Тюдор и патриархом Александрийским, предпринимала усилия для признания Русской православной церкви. Ирина благословила брата на царство 21 февраля 1598 года. Умерла она в монастыре, за 2 года до смерти брата. Как и все царицы, Ирина была погребена в Вознесенском монастыре московского Кремля.
История вскрытия захоронений и научные исследования
Спасение некрополя в 1929 году
Перед сносом монастыря архитектор-реставратор Николай Померанцев возглавил работу по сохранению некрополя.Были проведены:
- Тщательная фотофиксация монастырских построек.
- Архитектурные обмеры зданий.
- Инвентаризация захоронений и вскрытие саркофагов.
- Перенос белокаменных саркофагов с останками в подземную палату южного придела Архангельского собора, где они находятся и сегодня.
Сохранность останков и антропологические исследования
При вскрытии захоронений была отмечена разная степень сохранности останков. В большинстве случаев исследователи находили костные останки, но некоторые тела сохранились значительно лучше.
Наиболее поразительный случай связан с Марфой Собакиной, третьей женой Ивана Грозного. По свидетельствам участников вскрытия, ее тело сохранилось почти нетленным, что позволило исследователям предположить факт отравления — яды могли способствовать консервации тканей. Интересно, что при контакте с воздухом останки быстро превратились в прах, что сделало невозможным дальнейшее исследование этой гипотезы в то время.
Современные генетические и антропологические исследования
В начале 2000-х годов началась новая волна научного интереса к останкам из Вознесенского некрополя. Ученые провели комплексные исследования, включающие:
- Молекулярно-генетическую идентификацию безымянных захоронений первой половины XVI века.
- Восстановление внешнего облика по черепам с использованием современных методов реконструкции.
- Генетический анализ, позволивший установить родственные связи и причины смерти.
Эти исследования позволили, в частности, восстановить скульптурный портрет Софьи Палеолог — жены Ивана III. Интересно, что в 2008 году мощи основательницы монастыря Евдокии (инокини Евфросинии) были торжественно перенесены в придел мученика Уара Архангельского собора.
Вознесенский монастырь Московского Кремля, уничтоженный в годы богоборчества, продолжает жить в исторической памяти народа. Его некрополь, спасенный подвижниками культуры в 1929 году, остается бесценным источником знаний о истории России, династических связях и погребальных традициях средневековой Руси. Научные исследования захоронений, продолжающиеся по сей день, позволяют не только идентифицировать останки, но и воссоздать внешний облик исторических личностей, чьи имена известны каждому из летописей и учебников истории.
Судьба монастыря-некрополя символизирует трагический путь российского культурного наследия в XX веке — от уничтожения до постепенного возрождения интереса и сохранения того, что еще можно спасти. В 2014 году президент России Владимир Путин высказал идею о возможном восстановлении Вознесенского и Чудова монастырей, однако из-за археологической ценности территории и необходимости согласования с ЮНЕСКО эти планы пока не реализованы. Тем важнее сохранять память об этом уникальном месте — последнем пристанище женщин, стоявших у истоков российской государственности.
Екатерина Серёжина