Найти в Дзене

Гитара с нуля: с чего начать обучение?

Оглавление

И снова здравствуйте, уважаемые пользователи и гости моего канала.

Я продолжаю тему, которая волнует начинающих и продвинутых музыкантов, а также музыкантов, занимающихся преподаванием гитары, а именно - с чего начать обучение. На этот счёт существует немало различных мнений, разработано множество методик, имеющих свои достоинства и недостатки.

В прошлый раз мы с вами говорили о различных типах гитар и выяснили, чем нужно руководствоваться при выборе инструмента подходящего типа. В этой статье мы коснёмся непосредственно процесса обучения, в частности - базового этапа, который проходят все начинающие гитаристы, независимо от типа инструмента, на котором вы планируете играть.

Этот базовый этап можно разделить на подэтапы таким образом, чтобы процесс обучения был последовательным, логичным и, главное, интересным и мотивирующим. Поэтому я рекомендую начинать обучение не с изучения теории музыки, поскольку новичку это может показаться сложным и отпугнуть его, а с практического освоения базовых элементов.

1. Изучите "анатомию" гитары

Прежде чем приступать непосредственно к освоению инструмента, я настоятельно рекомендую изучить основные элементы, из которых он состоит (резонаторная коробка, гриф, головка грифа, колковый механизм, анкерный стержень и т. д.). Ведь помимо игры на инструменте вам необходимо будет следить за его состоянием, проводить регулировку элементов и ухаживать за ним должным образом, чтобы он прослужил вам как можно дольше.

2. Выучите несколько базовых аккордов и штрихов аккомпанемента

Процесс обучения нужно организовать таким образом, чтобы заниматься на инструменте было интересно. На начальных этапах обучения следует внушить себе и/или ученику, что музыка - это не только для "избранных" и мотивировать его, разобрав несколько простейших, но красиво звучащих базовых аккордов и один-два штриха для правой руки (простой бой или перебор). Таким образом, ученик сможет что-то поиграть уже на первом занятии, что обязательно подогреет его интерес к гитаре и побудит его продолжить занятия.

Первые несколько занятий я обычно предлагаю посвятить изучению "золотой десятки" базовых аккордов, на которых построено множество популярных песен. Изучив их, вы сможете охватить огромный жанровый пласт буквально за несколько месяцев:

-2

Например, если взять аккорды С, А, Dm и G, то, освоив их и потренировавшись в смене аккордов, вы сможете сыграть весёлую песенку группы "Чайф" "Бутылка кефира, полбатона" или популярную песню британского дуэта "Wham!" "Last Christmas", которую можно построить на этих же аккордах в этой же последовательности, только в другом темпе и ритме.

Усвоив эти десять аккордов, вы будете готовы разобрать чуть ли не весь репертуар таких популярных групп, как "Любэ", "Сплин" (тот же "Выхода нет"), ДДТ и других известных коллективов и исполнителей, как отечественных так и зарубежных.

На данном этапе не нужно "заморачиваться" различными теоретическими вопросами, например интервальной структурой этих аккордов. Обучаемому важно просто запомнить аппликатуры этих аккордов, их названия и, самое главное, постараться привыкнуть к их звучанию и научиться слышать разницу в звучании между мажорными и минорными аккордами. Будет хорошо, если вы освоите какую-нибудь несложную песню или этюд.

3. Постановка рук без занудства

Безусловно, для того, чтобы процесс обучения пошел быстрее и результат стал виден как можно раньше, необходимо обеспечить такое положение рук, чтобы играть было удобно и комфортно. Здесь важно объяснить ученику, что правильная постановка рук - это не ваша прихоть, а самый быстрый и единственный способ научиться доставать пальцами левой руки до нужных струн и ладов и прижимать их так, чтобы струны звучали чисто, ярко, без дребезжания и фальши.

Правильная постановка правой руки обеспечит непринуждённость движений, и вы быстро научитесь защипывать струны без промахов, нежелательных зацепов и "закапываний" в струнах. Только правильное положение рук обеспечит расслабленность мышц пальцев, кистей и предплечья, а значит свободу движений и, самое главное, контроль.

4. Самый быстрый способ научиться играть быстро - это играть медленно!

Первое и самое важное правило для всех начинающих, да и для более продвинутых музыкантов, осваивающих новую технику или приём - никогда не пытайтесь сразу играть быстро!

Как и в любом деле, новые приёмы необходимо отрабатывать в медленном темпе, следя за качеством звука, чтобы мышцы рук осваивали именно правильные движения и чтобы они программировались и закладывались в мозге в виде нейронных связей.

Человеческий мозг фиксирует выработанные навыки, в том числе и неправильные. Поэтому, если вы не отработали какое-то движение до конца, при этом раз за разом повторяете его, не пытаясь устранить ошибку, она укоренится в памяти мозга в виде неправильной нейронной связи, и чем дольше и чаще вы будете повторять неверно заученный приём, тем сложнее вам будет исправить ошибку в дальнейшем. Именно поэтому переучиваться гораздо труднее, чем учиться играть с нуля.

Поэтому, всегда обращайте внимание на качество звука в первую очередь. Без этого все ваши попытки "показать фокус" окружающим будут оборачиваться тем, что вы будете показывать ваше неумение.

Во время занятий очень важно следить за тем, чтобы мышцы были расслаблены и нагрузка распределялась правильно. И, конечно, слушайте звук. Играйте упражнения медленно и точно, контролируя каждое движение обеих рук. Используйте метроном. Как только вы добьётесь чистого звучания в медленном темпе, начинайте постепенно увеличивать его.

5. Изучите гамму до-мажор

Допустим, прошло несколько недель или месяцев с тех пор, как вы начали изучать аккорды. Вы уже научились их брать и переходить с одного аккорда на другой. Теперь можно потихонечку вводить основы теории музыки. Ведь важно не просто уметь воспроизводить те или иные созвучия, но и понимать их структуру и музыкальный смысл. К примеру, почему мажорные аккорды звучат ярко и торжественно, а минорные - меланхолично и задумчиво?

Чтобы понять анатомию каждого аккорда, необходимо изучить компоненты, из которых он состоит, то есть ноты. Эти ноты организованы в последовательность - гамму, в которой они взаимодействуют по определённому алгоритму.

1. В первую очередь, постарайтесь понять (объяснить ученику), что такое тон и полутон, и как их находить по ладам на грифе гитары.

2. Проиграйте натуральную мажорную гамму несколько раз (для начала в базовой позиции, см. рис. ниже), покажите соотношение тонов и полутонов и поясните, что именно это соотношение и обуславливает характерное звучание гаммы. Также, поиграйте другие гаммы, построенные по другим алгоритмам (натуральный, гармонический и мелодический минор, натуральный, гармонический и мелодический мажор, целотонную, блюзовую гаммы и т. д.) Поясните, что различия в звучании объясняются различиями в соотношении тонов и полутонов в этих гаммах.

Подобно тому, как художники смешивают краски в известных комбинациях и получают нужные цвета и оттенки, музыканты комбинируют эти соотношения тонов и полутонов и получают те или иные созвучия, которые вызывают самые разнообразные ассоциации и эмоции.

Через несколько уроков изучите таким же образом параллельную натуральную гамму ля-минор. Потихоньку начинайте изучать нотную грамоту.

6. Изучите строй гитары и найдите все ступени гаммы на каждой струне

Закончив изучать гамму, изучите строй гитары, то есть ноты, на которые настроены открытые струны (если двигаться от 1-й струны, это E, H, G, D, A, E). Помните, что эти ноты взяты из изученной гаммы, и от них мы будем отталкиваться, когда будем находить ноты на каждой струне, соблюдая алгоритм натуральной мажорной гаммы (мы используем тональность до-мажор):

Расположение ступеней гаммы С (до-мажор) на грифе гитары
Расположение ступеней гаммы С (до-мажор) на грифе гитары

7. Постройте трезвучия на ступенях гаммы

Изучив гамму и её алгоритм, постройте трезвучие от каждой ступени гаммы. Первое трезвучие строится от I ступени (тоники) - ноты C (до) и состоит из I, III и V ступеней, то есть строится по терциям (через ноту). Точно таким же образом - через ноту, трезвучия строятся и от других ступеней:

-4

Обратите внимание на то, что на I, IV и V ступенях образуются мажорные трезвучия, на II, III и VI - минорные, а на VII - уменьшенное.

8. Сыграйте полученные трезвучия в базовой позиции

Теперь давайте построим эти семь трезвучий на грифе гитары. Если мы посмотрим на ноты выше, мы увидим, что каждый такой аккорд состоит из трёх нот. Например, аккорд I-й ступени (до-мажор) включает ноты C, E и G. Отчерчиваем первые 3-4 лада на грифе гитары и находим эти ноты:

-5

и получаем уже знакомый нам аккорд С. Только теперь мы не только умеем брать этот аккорд, но и знаем, из каких нот он состоит и почему он звучит так, как звучит.

Если мы таким образом построим все семь аккордов, мы получим аккордовую (диатоническую) шкалу, в которой каждый из этих аккордов играет определённую роль:

Аккордовая шкала до-мажора в базовой позиции
Аккордовая шкала до-мажора в базовой позиции

Таким образом, мы можем обыграть гамму С (до-мажор) трезвучиями в базовой позиции. Большинство получившихся аккордов нам уже знакомо, за исключением аккорда VII-й ступени.

Точно таким же образом можно обыграть натуральную гамму Аm (ля-минор). Поскольку она является параллельной гамме С (до-мажор), она состоит из тех же нот, а значит и в аккордовую шкалу входят те же аккорды, что и в шкалу до-мажора. Разница лишь в том, что отсчёт в ней будет вестись от ноты (аккорда) A (Am), которая теперь будет являться её тоникой.

Аккордовую шкалу тоже можно и нужно проигрывать в обоих направлениях как с целью развития техники игры, так и с целью развития музыкального слуха.

9. Строим гармонические модели

Теперь, когда у нас под рукой есть аккордовая шкала, можно продемонстрировать то, как взятые из неё аккорды сочетаются между собой, образуя гармонические модели. Эти модели (аккордовые связки), в свою очередь, служат основой для сочинения композиций.

Например, попробуйте поиграть гармоническую модель, состоящую из главных ступеней мажора (используйте построенную нами аккордовую шкалу):

I - IV - V - I

Кажется знакомым, не так ли? Совершенно верно, ведь огромное количество песен основано именно на этой гармонической модели.

Теперь добавим, скажем, VI-ю и III-ю ступени. Получаем вот такое сочетание:

I - VI - IV - V

Тоже довольно распространённая последовательность, которую часто можно услышать в песнях.

Гармонические модели выстраиваются на основе функциональных взаимосвязей между ступенями лада, обусловленных принципами тяготения между ними. Об этих принципах мы подробнее поговорим в следующих публикациях.

Заключение

Итак, мы с вами обсудили основные моменты, касающиеся начального этапа обучения игре на гитаре. Эта статья адресована музыкантам, педагогам и ученикам, а также тем, кто осваивает гитару самостоятельно.

Я хочу ещё раз поблагодарить всех подписчиков и гостей канала за интерес к моим публикациям. Пожалуйста, ставьте лайки, оставляйте комментарии, записывайтесь на уроки (первый урок бесплатно). Если есть возможность и желание, оказывайте скромную поддержку каналу донатами.

До встречи!

Продолжение следует