Добрый день, уважаемые читатели!
С момента своего изобретения кино привлекает художников: от испанца Сальвадора Дали (1904-1989) до американца Энди Уорхола (1928-1987) и немца Йозефа Бойса (1921-1986). Но видео-арт появился только в середине 1960-х годов, когда портативная видеотехника сделала возможным немедленное проигрывание отснятого материала.
Имея движущиеся изображения и звук, художники видео-арта обращались и экспериментировали с кинематографической формой, зачастую критикуя кино-, видео- и телевизионную культуру мейнстрима. Видео-арт отличался раскрепощенностью, его произведения можно было создавать без актеров, звука, сюжета и определенной продолжительности. Работы также могли служить частями инсталляций.
Сравнительно дешевые, повсеместные и легко осваиваемые видео-технологии стали для художников ценным инструментом. Среди пионеров видео-арта был южнокореец Нам Джун Пайк (1932-2006). Его работа "Искаженное ТВ" (1963) состоит из 13 телевизоров, показывающих 13 вариантов одной и той же программы, подвергнутой электромагнитным искажениям.
Строго говоря, эта работа не относится к видео-арту, но последующая работа Пайка "Шарлотта Мурман с ТВ-виолончелью и ТВ-очками, Нью-Йорк, 1971" заставила некоторых экспертов оценить его прежнюю работу. Новая работа представляла собой видеоинсталляцию с тремя телевизорами, один из которых показывал выступление вживую виолончелистки Шарлотты Мурман, второй - видеоколлаж с другими виолончелистами, а третий - случайную телепередачу. Мурман, играя смычком на «виолончели» Пайка с одной струной, превращала ассамбляж в музыкальный инструмент, издававший электронные звуки.
В начале 1970-х годов видео-арт начали практиковать американские художники-концептуалисты. Среди них были Билл Виола (1951-2024)
Дэн Грэм (1942), Вито Аккончи (1940-2017)
и Брюс Науман (1941).
Например, работа Past Future Split Attention (1972) Грэма документирует его проект психологического реструктурирования пространства и времени, В ней показаны два знающих друг друга человека, находящихся в одном и том же месте. Один предсказывает поведение другого, в то время как второй вспоминает и подробно рассказывает о поведении первого в прошлом.
Британские художники перфоманса, скульпторы и фотографы Гилберт (1943) и Джордж (1942) признали потенциал видео такими работами, как "Gordon's Makes Us Drunk" (1972). Играет музыка, и двое мужчин, пьющих за столом джин этой марки, повторяют: «Gordon's делает нас пьяными».
По мере того как видео-арт становился мейнстримом, художники экспериментировали с различными способами демонстрации своих работ, включая многоэкранные инсталляции и проекции в кинематографическом масштабе. Ширин Нешат (1957) из Ирана проектировала свою работу Rapture на две противоположные стены. Иранские мужчины и женщины появляются на разных экранах, отделенные друг от друга. Стоя между двумя проекциями, идущими одновременно, зритель постоянно поворачивается и, таким образом, пассивный просмотр оказывается невозможным.
Цикл "Кремастер" (1994-2002) американца Мэтью Барни (1967) представляет собой серию полнометражных фильмов, в которых Барни экспериментирует с кинематографическими жанрами, включающими мюзикл, вестерн и фильмы ужасов. Отличает этот цикл от продукции Голливуда фотографии, скульптуры и инсталляции, которые Барни сделал для каждой части цикла. Они освещают творческий процесс и являются важной частью работы.
"Река Основ" (2014) рассказывает историю зарождения и возрождения, вдохновленную романом Нормана Мейлера "Вечера в древности" (1983). Презентация фильма демонстрируется вместе с восьмьюдесятью пятью произведениями вдохновленными или созданными вместе с ним.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: