Найти в Дзене

История искусства: Видео-арт. Движущиеся картинки

Добрый день, уважаемые читатели!

С момента своего изобретения кино привлекает художников: от испанца Сальвадора Дали (1904-1989) до американца Энди Уорхола (1928-1987) и немца Йозефа Бойса (1921-1986). Но видео-арт появился только в середине 1960-х годов, когда портативная видеотехника сделала возможным немедленное проигрывание отснятого материала.

Мэтью Барни, Cremaster 5, 1997
Мэтью Барни, Cremaster 5, 1997

Имея движущиеся изображения и звук, художники видео-арта обращались и экспериментировали с кинематографической формой, зачастую критикуя кино-, видео- и телевизионную культуру мейнстрима. Видео-арт отличался раскрепощенностью, его произведения можно было создавать без актеров, звука, сюжета и определенной продолжительности. Работы также могли служить частями инсталляций.

Петер Фишли и Дэвид Вайс, Кадры из фильма «Верный путь», 1982–1983
Петер Фишли и Дэвид Вайс, Кадры из фильма «Верный путь», 1982–1983

Сравнительно дешевые, повсеместные и легко осваиваемые видео-технологии стали для художников ценным инструментом. Среди пионеров видео-арта был южнокореец Нам Джун Пайк (1932-2006). Его работа "Искаженное ТВ" (1963) состоит из 13 телевизоров, показывающих 13 вариантов одной и той же программы, подвергнутой электромагнитным искажениям.

Нам Джун Пайк, Искаженное ТВ, 1963
Нам Джун Пайк, Искаженное ТВ, 1963

Строго говоря, эта работа не относится к видео-арту, но последующая работа Пайка "Шарлотта Мурман с ТВ-виолончелью и ТВ-очками, Нью-Йорк, 1971" заставила некоторых экспертов оценить его прежнюю работу. Новая работа представляла собой видеоинсталляцию с тремя телевизорами, один из которых показывал выступление вживую виолончелистки Шарлотты Мурман, второй - видеоколлаж с другими виолончелистами, а третий - случайную телепередачу. Мурман, играя смычком на «виолончели» Пайка с одной струной, превращала ассамбляж в музыкальный инструмент, издававший электронные звуки.

Нам Джун Пайк, Шарлотта Мурман с ТВ-виолончелью и ТВ-очками, Нью-Йорк, 1971, 1971
Нам Джун Пайк, Шарлотта Мурман с ТВ-виолончелью и ТВ-очками, Нью-Йорк, 1971, 1971

В начале 1970-х годов видео-арт начали практиковать американские художники-концептуалисты. Среди них были Билл Виола (1951-2024)

Билл Виола, Квинтет изумленных. Из серии «Страсти», 2000
Билл Виола, Квинтет изумленных. Из серии «Страсти», 2000

Дэн Грэм (1942), Вито Аккончи (1940-2017)

Вито Аккончи, Универсальный кожаный костюм, 2010
Вито Аккончи, Универсальный кожаный костюм, 2010

и Брюс Науман (1941).

Например, работа Past Future Split Attention (1972) Грэма документирует его проект психологического реструктурирования пространства и времени, В ней показаны два знающих друг друга человека, находящихся в одном и том же месте. Один предсказывает поведение другого, в то время как второй вспоминает и подробно рассказывает о поведении первого в прошлом.

Дэн Грэм, Past Future Split Attention, 1972
Дэн Грэм, Past Future Split Attention, 1972

Британские художники перфоманса, скульпторы и фотографы Гилберт (1943) и Джордж (1942) признали потенциал видео такими работами, как "Gordon's Makes Us Drunk" (1972). Играет музыка, и двое мужчин, пьющих за столом джин этой марки, повторяют: «Gordon's делает нас пьяными».

Гилберт и Джордж, Gordon's делает нас пьяными, 1972
Гилберт и Джордж, Gordon's делает нас пьяными, 1972

По мере того как видео-арт становился мейнстримом, художники экспериментировали с различными способами демонстрации своих работ, включая многоэкранные инсталляции и проекции в кинематографическом масштабе. Ширин Нешат (1957) из Ирана проектировала свою работу Rapture на две противоположные стены. Иранские мужчины и женщины появляются на разных экранах, отделенные друг от друга. Стоя между двумя проекциями, идущими одновременно, зритель постоянно поворачивается и, таким образом, пассивный просмотр оказывается невозможным.

Ширин Нешат, Rapture, 1999
Ширин Нешат, Rapture, 1999

Цикл "Кремастер" (1994-2002) американца Мэтью Барни (1967) представляет собой серию полнометражных фильмов, в которых Барни экспериментирует с кинематографическими жанрами, включающими мюзикл, вестерн и фильмы ужасов. Отличает этот цикл от продукции Голливуда фотографии, скульптуры и инсталляции, которые Барни сделал для каждой части цикла. Они освещают творческий процесс и являются важной частью работы.

Мэтью Барни, Кремастер (кадр из фильма), 1994-2002
Мэтью Барни, Кремастер (кадр из фильма), 1994-2002
Мэтью Барни, Кремастер (кадр из фильма), 1994-2002
Мэтью Барни, Кремастер (кадр из фильма), 1994-2002
Мэтью Барни, Кремастер (кадр из фильма), 1994-2002
Мэтью Барни, Кремастер (кадр из фильма), 1994-2002

"Река Основ" (2014) рассказывает историю зарождения и возрождения, вдохновленную романом Нормана Мейлера "Вечера в древности" (1983). Презентация фильма демонстрируется вместе с восьмьюдесятью пятью произведениями вдохновленными или созданными вместе с ним.

Мэтью Барни, Река Основ, 2014
Мэтью Барни, Река Основ, 2014
Мэтью Барни, Река Основ, 2014
Мэтью Барни, Река Основ, 2014

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: