Найти в Дзене

История искусства: Британский поп-арт. Массовый и ироничный

Добрый день, уважаемые читатели!

Поп-арт развивался одновременно в Великобритании и в США. Термин «поп-арт» впервые использовал британский критик Лоуренс Эллоуэй для определения работ, в которых использовались образы, заимствованные из массовой культуры.

Ричард Гамильтон, Свингующий Лондон, 1968. В этой поздней работе конца 1960-х годов обыгрывается тема свингующего Лондона. Н картине изображены рок-звезда Мик Джагер и Роберт Фрейзер (владелец художественной галереи) в наручниках внутри полицейского фургона.
Ричард Гамильтон, Свингующий Лондон, 1968. В этой поздней работе конца 1960-х годов обыгрывается тема свингующего Лондона. Н картине изображены рок-звезда Мик Джагер и Роберт Фрейзер (владелец художественной галереи) в наручниках внутри полицейского фургона.

Ричард Гамильтон (1922-2011), один из крупнейших британских поп-художников, придумал такое определение поп-арту: «популярный, эфемерный, легкоусвояемый и быстро забываемый, дешевый и хорошо продающийся, серийный, молодежный, остроумный, эротичный, фантазийный, гламурный, коммерчески успешный». В образах Гамильтона, почерпнутых из поп-культуры, прослеживается связь между живописью и фотографией, между реальностью и представлением о ней. Его работы в 1950-1960-х годах, мотивами для которых служили реклама и аспекты современной жизни, сочетали в себе изображения, полученные как традиционным, так и механическим способом.

Ричард Гамильтон, Интерьер II, 1964
Ричард Гамильтон, Интерьер II, 1964

Несмотря на множество общих тем и техник, акцент на ироничной, эксцентричной его стороне все же отличал британский поп-арт от американского одноименного движения, отражающего, по всей видимости, типичную для послевоенного периода беспечность и жажду потребления.

Питер Блейк, Лица, 1955-1957
Питер Блейк, Лица, 1955-1957

В число ведущих британских поп-художников входили Питер Блейк (1932), Аллен Джонс (1937), Патрик Колфилд (1936-2005) и Дэвид Хокни (1937). Добившийся известности в Лондоне в «бушующие шестидесятые», Питер Блейк создавал картины и коллажи, в которых использовал образы звезд массовой культуры, таких как «Beatles» и Элвис Пресли, часто вводя в композиции материалы из изданий-однодневок.

Питер Блейк, Элвис в Париже
Питер Блейк, Элвис в Париже

Аллен Джонс наиболее известен своим картинами и скульптурами, представляющих собой стилизованные изображения женщин, в одежде которых присутствовали элементы фетишизма - высокие каблуки и костюмы из латекса.

Аллен Джонс
Аллен Джонс

Художник Патрик Колфилд также прибегал к сочетанию серийного производства и нетрадиционных техник, чтобы отразить безликость общества потребления.

Патрик Колфилд, Чаша с конфетами, 1967
Патрик Колфилд, Чаша с конфетами, 1967

На своих картинах Колфилд часто изображает привычные предметы быта в интерьере. Плоские цветовые пятна очерчены четким черным контуром, а иногда в работах доминируют оттенки одного цвета. Остроумное и радостное видение Колфилда поднимает простые предметы до уровня культового объекта.

Патрик Колфилд, После ланча, 1975
Патрик Колфилд, После ланча, 1975

Наиболее значимой женщиной на сцене британского поп-арта была признана Полин Боти (1938-1966), выпускница Королевского колледжа искусств, создававшая картины и коллажи, воспевавшие ее собственную женственность и сексуальность и одновременно подвергавшие критике тот круг, в котором она вращалась, за доминирующее положение в нем мужчин.

Полин Боти со своими работами
Полин Боти со своими работами

Для Дэвида Хокни поп-арт был лишь кратким этапом его творческого пути. В работах, созданных в этот период, Хокни придерживается легкого, почти шутливого настроения в изображении самых разных сюжетов, выполненных в основном в натуралистической манере. Во второй половине 1960-х годов Хокни переехал в Лос-Анджелес, где создал серию картин с изображением бассейна, которые отражали беззаботный образ жизни, который он вел в Калифорнии. Он продолжает создавать огромное количество картин и рисунков, используя самые разные изобразительные средства.

Дэвид Хокни, Большой всплеск, 1967
Дэвид Хокни, Большой всплеск, 1967

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: