Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня у нас на разборе полотно 1995 года авторства внука знаменитого основателя психоанализа Зигмунда Фрейда - Люсьена:
Знаменитый своими проницательными, часто бескомпромиссными портретами, британский художник немецкого происхождения Люсьен Фрейд (1922-2011) писал в очень индивидуальном стиле, в котором сначала использовал ровную краску с четкими контурами и прохладные цвета, а позже стал применять выразительные густые слои, подчеркивая текстуры и нюансы плоти. Его интимные исследования пронизаны резкой и вызывающей воспоминания психологической интенсивностью.
В 1933 семья Фрейда, немецкие евреи, бежала от нацистов из Берлина в Англию. Через 6 лет он начал художественное обучение в Школе живописи и графики Восточной Англии. Во время Второй мировой он служил в качестве торгового моряка в атлантическом конвое с 1941, но через год был уволен со службы. Затем он обучался в Голдсмитс-колледже в Лондоне до 1943. Вдохновленные Гроссом и сюрреализмом, ранние работы Фрейда включали элементы фантазии. Он стал частью свободной группы художников, известных как «Лондонская школа».
Хотя сама королева Елизавета II позировала ему для небольшого портрета в 2001, обычно Фрейд изображал в своей студии друзей, соседей, моделей и членов семьи. В 2008 картина, изображающая спящую чиновницу была продана на аукционе в Нью-Йорке за 33,6 миллиона долларов (17 миллионов фунтов), что было рекордной прижизненной ценой для художника.
Фрейд написал эту картину, когда ему было 63. Лицо с преувеличенно огрубленными чертами изображено при сильном одностороннем освещении, с упором на плоскости, углы и акцентированные мазки.
Детали
Голова
Фрейда познакомил с моделью Сью Тилли содержатель ночного клуба и артист Ли Боуэри (1961-1994), еще один из его обычных персонажей. Помимо работы в качестве менеджера Департамента труда и пособий британского правительства, Тилли работала в «Табу», лондонском клубе Боуэри. Кисть Фрейда хорошо передает ее конституцию. Здесь ее лицо, поникшее в дремоте, изображено взволнованными мазками, толстыми слоями краски.
Тело
Обнаженная натура — одно из основных направлений работы Фрейда. Модель завораживала его своей полнотой и изгибами. Он передал трехмерность рельефной краской, изображая формы скульптурно, сильно подчеркивая контуры. Живописец использовал ограниченный тональный диапазон, палитра включала в себя свинцовые белила, желтую охру, сырую и жженую умбру, сырую и жженую сиену, красочный лак, виридиан и ультрамарин.
Поза
Для этой картины Тилли начинала позировать рано по утрам, чтобы Фрейд мог поймать первый свет. Он рисовал стоя и смотрел на модель сверху. Яркие участки на ее лице и тени в складках вторят элементам узорчатой ткани на спинке неряшливого дивана, в то время как приглушенные цвета мягкого оливкового зеленого, темно-розового и серо-бежевого повторяются на участках ее кожи.
Преувеличение
В период с 1993 по 1996 Фрейд написал 4 изображения Тилли. Это была 3-я картина. Сохранившиеся фотографии показывают, как он увеличивал на картинах формы модели, придавая ей более тяжелый живот, более широкие колени и более пышные груди. Это был не лестный парадный портрет, а глубокое исследование и выражение наготы. Мощную наружность Тилли можно сравнить с изображением Венеры Тицианом, Рембрандтом или Рубенсом, но без какой-либо идеализации.
Метод
Тилли вспоминала: «Когда он рисовал, мы оба были перед холстом, так что он смотрел на меня, а затем разворачивался, чтобы рисовать». С 1950-х Фрейд всегда рисовал стоя и использовал грубые кисти. Работа кистью делалась тщательно, эта картина заняла у него 9 месяцев. Портрет отражает личность и Тилли, и Фрейда. Он применял мозаику кистей, чтобы создать ощущение физической поверхности, а также передать внутреннюю жизнь работницы.
Наложение краски
Фрейд начинал с белого грунта, а затем рисовал контур Тилли углем. Впоследствии он добавил детали тона кожи направленными мазками и текстурной краской. Его жесткие кисти расчесывали поверхность нанесенной краски, постепенно формируя изображение по всему холсту. Он подчеркивал массу тела и все элементы плоти на картине, используя пестрые мазки, а также слои цвета и тени. Фрейд говорил: «Я хочу, чтобы краска работала, как плоть».
Культурные связи
Это одна из 7 картин, изображающих сцены из «Метаморфоз» Овидия. «Диана и Каллисто» была написана для короля Испании Филиппа II. Изображен момент, когда Диана обнаруживает, что ее служанка Каллисто забеременела от Юпитера. Драма и полные фигуры особенно воздействовали на Фрейда, и он изучал картину, анализируя метод Тициана. Фрейд признавал, что Тициан во многом научил его композиции, в частности, тому, как передавать драматизм, и необычная, несколько неуклюжая поза его «Работницы» появилась отчасти благодаря его восхищению Тицианом. В 70-х Фрейд регулярно посещал Национальную галерею Шотландии в Эдинбурге, где изучал картины Тициана «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон» (1556-1559). Захваченный обволакивающими тканями и обилием плоти, заполняющими эти холсты, он назвал их «двумя самыми красивыми картинами в мире».
Поддержать канал автору на мечту:
dzen.ru/vita_brevis_ars_longa?donate=true
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: