Найти в Дзене
Две Войны

Велокросс: правила, особенности и история дисциплины

Оглавление

Несмотря на холод, снег и грязь, велокросс стремительно набирает популярность. А ведь это зимний вид велоспорта: гонки проходят с осени до конца зимы. Участники соревнуются на коротких трассах с крутыми подъемами, спусками и разными препятствиями, которые надо преодолевать в любую непогоду.

И этот вид спорта быстро развивается, притягивая все больше и больше народа. В чём секрет такой притягательности? Чтобы это понять, нужно узнать про правила, особенности и историю этой спортивной дисциплин.

1. История возникновения велокросса

Велокросс родился во Франции в 1902 году, когда бывший офицер Даниэль Гуссо организовал первую официальную гонку Велоклуба Парижа. Его идея была проста: проверить, кто быстрее доберётся до финиша по грязи, полям и холмам. С тех пор дисциплина росла и крепла. Наконец, состоялся первый чемпионат мира, прошедший в Париже в 1950 году. В 1993-м велокросс получил признание на самом высоком уровне, став частью престижного Кубка мира UCI.

От первых 7 смельчаков на старте всё дошло до десятков тысяч профессиональных спортсменов по всему миру к 2020 году. Но даже на фоне глобального роста одна страна неизменно держит марку – это Бельгия. Бельгийцы всегда доминируют и забрали 45% всех медалей на чемпионатах мира, начиная с 1950 года.

2. Основные правила и формат соревнований

2.1 Длина и структура трассы

Это на самом деле очень опасное соревнование, поэтому нужно строго соблюдать безопасность и технические нормы трассы. По требованиям UCI, ширина дороги должна составлять 3–4 метра на 90% дистанции, а каждый круг включает 6–8 технических секций с барьерами высотой до 40 см.

Покрытие делится на 70% участков, пригодных для езды, и 30% там, где велосипедисту приходится нести свой велосипед. Свои правила есть и по разметкам: зона передачи велосипедов составляет 60 метров, техническая зона 15×4 метра. Еще есть две зоны питания по 40 метров, которые в пути обеспечивают техническую помощь и питание, и дублируются с обеих сторон круга для удобства и безопасности.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

2.2 Типы препятствий

Трасса велокросса – это смесь природных ловушек и препятствий, которые были установлены специально. Барьеры, между которыми не меньше 4 метров, заставляют гонщика быстро спешиться, перепрыгнуть и вскочить обратно на велосипед: всё это происходит за 2,5-3 секунды.

Песчаные участки длиной от 40 до 80 метров сбивают ритм и требуют точного баланса. А грязевые секции с колеёй до 15 см превращают каждый поворот в борьбу за контроль. На крутых подъемах с уклоном до 20% скорость падает до 8–12 км/ч, но тут важна не скорость, а устойчивость.

Между сложными элементами должно быть минимум 10 метров – это время на передышку и набор скорости. Для юниоров и новичков обязательно делают обходные пути, чтобы обучались.

2.3 Время и продолжительность гонок

Велокросс проходит по чёткому расписанию: гонки для мужчин длятся около часа (60-65 мин), для женщин — чуть меньше (40-50 мин), а юниоры соревнуются примерно полчаса. Гонку за последний круг объявляют, когда время лидера составляет 7:30-7:45 на финишной прямой.

Старт тоже организован по правилам: сначала ставят тех, кто выше в рейтинге UCI, между рядами оставляют по 2,5 метра, а в каждом ряду не больше восьми человек. Это нужно, чтобы избежать толкучки и дать всем честный шанс на хороший старт.

На каких-то участках велосипедист идет, а не едет. Фото в свободном доступе.
На каких-то участках велосипедист идет, а не едет. Фото в свободном доступе.

3. Особенности велосипедов для велокросса

3.1 Конструкция и материалы

Современные велокроссовые рамы для велосипедов легкие и прочные, с весом карбоновых моделей от 850 до 950 г. Согласно правилам UCI, клиренс для покрышек не должен превышать 33 мм, а высота каретки в пределах 65-70 мм. Это обеспечивает стабильность и проходимость на различных покрытиях.

Для изготовления профессиональных велосипедов обычно используется карбон марок T800 и T1000 – это около 85% всех моделей. А оставшиеся делают из алюминиевых сплавов серии 6000 и 7000. Геометрия рам тоже отличается от шоссейных: угол рулевой трубы ставят на 71–72 градуса. Длина верхней трубы для велокроссного велосипеда на 10–15 мм короче. Все это повышает маневренность и контроль на сложных участках.

3.2 Отличия от других типов велосипедов

Велокроссовые велосипеды немного тяжелее шоссейных: их общий вес в сборе составляет 7,5–8,2 кг, что на 0,5–1 кг больше. Это связано с более широкими покрышками (32–33 мм, в отличие от 23–25 мм на шоссейных) и меньшим давлением в шинах (1,8–2,5 бара по сравнению с 6-8 барами на шоссейных). Это дает большую проходимость и сцепление с грунтом и помогает проезжать по грязным и песчаным трассам.

Компоненты велокроссовых велосипедов тоже отличаются от тех, что используются на шоссе или в горах. Для торможения используются либо кантилеверные, либо дисковые тормоза с ротором диаметром 140-160 мм. Просвет между перьями задней вилки небольшой – 42-45 мм, чтобы избежать забивания грязью. Кроме того, рама и компоненты имеют специальные грязезащитные уплотнения в каретке и рулевой колонке. Все это увеличивает срок службы велосипеда и защищает от загрязнений.

В ряду должно быть не больше 8 человек. Фото в свободном доступе.
В ряду должно быть не больше 8 человек. Фото в свободном доступе.

4. Подготовка и экипировка для велокросса

4.1 Необходимая одежда и защита

Экипировка для велокросса должна быть простой, удобной в использовании и практичной. Обычно приобретают комбинезон из материала с водоотталкивающей пропиткой DWR, который защищает от влаги, и обладает воздухопроницаемостью 15,000–20,000 г/м²/24ч для комфортной езды в любых погодных условиях.

Также нужны шипованные туфли с жесткой подошвой (8-9 по шкале производителей), которые обеспечивают отличное сцепление и поддержку ног. Еще необходимы перчатки с защитой от ударов на костяшках и ладонной части.

И самое главное – это шлемы с технологией MIPS, которая уменьшает риски при ударах, и защита колен с рейтингом CE Level 1, что гарантирует безопасность при падениях.

4.2 Тренировочные советы

Не бывает так, что сел на велосипед, поехал и ты уже спортсмен. Нужны тренировки, причем, довольно тщательные. Подготовка велокроссмена занимает 12-15 часов в неделю, с постоянным распределением нагрузки:

  • 60% времени уходит на специальную подготовку,
  • 30% на силовую работу,
  • 10% на восстановление.

Обязательно включаются упражнения для преодоления препятствий: спортсмен выполняет 200-300 повторений за одну тренировку. Также нужны упражнения на развитие взрывной силы, то есть интервальные тренировки 30/30 секунд (6-8 подходов).

Велокроссмены много тренируются на переноске велосипеда, выполняя серии по 50-100 метров. В процессе интенсивных тренировок спортсмены тратят от 800 до 1000 ккал в час, то есть эти занятия физически очень энергозатратны.

Заезд юниоров – экипировка соответствующая погоде. Фото в свободном доступе.
Заезд юниоров – экипировка соответствующая погоде. Фото в свободном доступе.

5. Популярные соревнования и известные спортсмены

Велокросс привлекает внимание фанатов, и это еще и серьёзные деньги. Главные соревнования проходят на мировом уровне. Это:

  • Кубок мира UCI с 9 этапами и призовым фондом 150000 евро.
  • Бельгийско-нидерландский Суперпрестиж с восьмиэтапной серией и аудиторией в 2,5 миллиона телезрителей.
  • DVV Trofee, где каждый этап собирает в среднем по 25000 зрителей.

На трассах блистают настоящие звёзды велокросса: Матье ван дер Пул выиграл 32 гонки за сезон 2023/24, Ваут ван Арт установил рекорд с 13 подряд победами в Кубке мира, а Люсинда Брэнд завоевала уже 5 титулов чемпионки мира.

Финансовая сторона спорта тоже впечатляет: топовые гонщики зарабатывают в среднем от 350000 до 500000 евро в год. Бюджеты ведущих команд достигают 2,5–3 миллионов евро. Велокросс давно вышел за рамки узкой ниши – это зрелищный бизнес с жёсткой конкуренцией и высоким темпом.

6. Заключение

Велокросс притягателен тем, что это пока еще развивающийся вид спорта. За последние 5 лет телевизионная аудитория выросла на 45%, призовые фонды на 67%, и соревнования теперь проходят уже в 18 странах вместо 12. Теперь используют электронные системы хронометража с точностью до тысячной секунды и другие технологии.

Быстро растут и любительские серии: число участников увеличивается на четверть каждый год. Не отстаёт и женский велокросс: в календаре UCI появилось сразу 15 новых гонок. Всё говорит о том, что дисциплина уверенно движется вперёд, и это только начало. А значит, и новые участники и новые деньги…

Подпишитесь, чтобы не потерять мои новые статьи. Поддержите статью лайком👍Пишите своё мнение. У меня есть Телеграмм-канал