Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 44)

Пара чудесных ужастиков о том, как смерть играет в куклы. Первый предлагает ощутить черную магию кукольной мультипликации классиков 20 века. Второй представляет собой одну из лучших постановок по Стивену Кингу. Элла (Эшлинг Франчози) помогает маме-режиссеру закончить её последний кукольный мультик. Когда мать попадает в больницу, Элла пытается доделать ее фильм, но потом берется за свою работу – по истории, которую рассказала девочка Полли, сестра её бойфренда. Мультяшная сказка про девочку, которая прячется в лесном домике от злодея Пепельника, начинает проникать в реальность. Элла страдает от мании преследования, ощущает себя куклой, которой манипулируют. Британский фильм Stopmotion («Покадровая анимация») в России назвали совершенно нелепым «Вуду. Шёпот тьмы». Режиссер и сценарист Роберт Морган ранее наделал немало мрачных кукольных мультиков, и в результате решил отрефлексировать это творчество в хоррор-полнометражке. Получилась жутко-красивая притча о родительском контроле и о
Оглавление

Пара чудесных ужастиков о том, как смерть играет в куклы. Первый предлагает ощутить черную магию кукольной мультипликации классиков 20 века. Второй представляет собой одну из лучших постановок по Стивену Кингу.

Stopmotion: пошаговый кошмар

Элла (Эшлинг Франчози) помогает маме-режиссеру закончить её последний кукольный мультик. Когда мать попадает в больницу, Элла пытается доделать ее фильм, но потом берется за свою работу – по истории, которую рассказала девочка Полли, сестра её бойфренда.

Мультяшная сказка про девочку, которая прячется в лесном домике от злодея Пепельника, начинает проникать в реальность. Элла страдает от мании преследования, ощущает себя куклой, которой манипулируют.

Британский фильм Stopmotion («Покадровая анимация») в России назвали совершенно нелепым «Вуду. Шёпот тьмы». Режиссер и сценарист Роберт Морган ранее наделал немало мрачных кукольных мультиков, и в результате решил отрефлексировать это творчество в хоррор-полнометражке. Получилась жутко-красивая притча о родительском контроле и о муках творчества, в процессе которого художник порой занимается самоуничтожением, да и других не жалеет.

Фильм Моргана роднится с творчеством другого мрачного мультипликатора и постановщика игровых ужастиков с анимацией Яна Шванкмайера, который тоже активно работал с боди-хоррором, подчеркивал хрупкость и тленность жизни, использовал в качестве материала и мясо и кости.

Также в числе родственников некоторые работы британцев братьев Квей, приятелей Питера Гринуэя, в фильмах которых немало экспериментов с плотью и прочей органикой. Да и сам Морган не новичок в такой эстетике. Свои творческие пристрастия он достаточно убедительно показал еще в веселой короткометражке «Кот с человеческими руками» (2004).

«Обезьяна» – один из лучших фильмов по Кингу

1999 год. Хэл и брат-близнец Билл после пропажи отца-моряка (Адам Скотт) находят его заморский сувенир. Обезьяна-шарманщик в коробке с надписью Like Life – безжалостная как жизнь игрушка. Если её заведешь, барабанную палочку и замрет, нагоняя жуть и саспенс. Когда лапа опустится, кто-то умрёт. Схема насколько четкая, словно обезьяна – органайзер ангела смерти.

Через полчаса детства действие переносится на 25 лет вперед. Во взрослой жизни Хэл (Тео Джеймс) живет отстраненно, видит сына раз в год, потому что считает себя опасным. У его сына Пита (Колин О’Брайен) есть отчим Тэд (Элайджа Вуд). Во время ежегодного недельного общения Хэла с сыном начинают происходить странные события. Похоже, обезьяна вернулась...

«Не знаю, все ли отцы оставляют детям в наследство зловещие кошмары. Но мой оставил...» Режиссёр Осгуд Перкинс («Собиратель душ», «Февраль», «Гретель и Гензел») через рассказ Стивена Кинга вновь прорабатывает печаль от потери родных. Его отца забрал СПИД в 1990-м, как и дядю – в 1985-м, для мамы роковая дата 11 сентября 2001 года. И дедушкам долго пожить не удавалось...

Наверно, иногда детям кажется, что это они повернули ключик в обезьяне, это они виноваты во всем плохом и страшном. Разве не правда, что детство – это такая ценная штука, ради которой порой не возвращаются из опасного плавания невыдуманные отцы-капитаны?

Сначала это история взросления с типичными для Кинга взрослыми шутками подростков, преследованием героя подростками-хулиганами (на этот раз – банда девчонок) и прочими атрибутами. Затем – осмысление детских страхов и кризисов, попытка повзрослеть, принять неизбежность смерти, пережить и простить ошибки и эгоизм детства, самому стать отцом. И понять, что в случае, когда музыку не остановить, лучше станцевать, чем просто сидеть у стенки.

Черноватый юмор помогает детям принимать неприятные сюрпризы взрослого мира. Первый несчастный случай комментируется так: «Есть ли у Бога великий замысел? Или да, или нет. Одно из двух. Энни тоже сегодня состоит из двух частей. Но это отдельный разговор...»

– Ты костюм свой снимешь?
– Если сниму, завтра придется снова надевать – на новые похороны. Если не сниму, пока новых похорон больше не будет, – отвечает внезапно ставший серьезным брат Билл.

«Дядя Чип и тетя Айда забрали нас к себе домой в Штат Мэн. Я надеялся, что всё худшее уже позади...» Конечно, нет. Родной и художественно любимый штат Стивена Кинга не даст спокойной жизни. По сути, метаюмор.

Экзистенциально горьким сарказмом заряжена каждая вторая фраза. Даже когда кажется нейтральной. И совершенно феерична развязка, когда обезьяна устраивает целый хеви-метал-концерт. Перкинс доводит текст и события книги до острого гротеска (отсюда повышенная экспрессия с расчлененкой, близкая к «Пункту назначения»). Удивительно, но этот деконструированный вариант рассказа Кинга выглядит не только достойно, но даже круче, чем было у Кинга.

Кадр из к/ф «Обезьяна».
Кадр из к/ф «Обезьяна».

Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 43) / 42/ 41/ 40 / 39/ 38/ 37/36/35/34/ 33/ 32/ 31/ 30/ 29/ 28/ 27/ 26/ 25/ 24/ 23/ 22/ 21/ 20/ 19/ 18/ 17/ 16/ 15/ 14/ 13/ 12/ 11/ 10/ 9/ 8/ 7/ 6/ 5/4 / 3/ 2/1