Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 34)

Оглавление

Еще три фильма на память. Хоррор на грани с чернухой; напоминание о видеосалонах 80-х; опасные игры в Тик-Токе. Можно спорить, насколько эта подборка отвечает концепции Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века. Но мне все эти три ужастика по разным причинам кажутся интересными.

«Расскажи мне страшилку»: как заесть стресс

Tell Me a Creepy Story авторов из Франции, США и Великобритании отличается от других антологий социальностью хоррора.

Кадр из к/ф Tell Me a Creepy Story.
Кадр из к/ф Tell Me a Creepy Story.

«Голодный Джо». Родители удивлены, что ребенок ненасытен... «Он ест и никогда не останавливается!» – говорит педиатру уже разведенная Лаура. Соседские пацаны зовут обжору Голодным Джо. Постепенно он расширяет территорию питания.

Короткий фокус в стиле треш-хорроров 80-х, бодихоррор, перекличка с прозой Ирвина Уэлша (и фильмом The Acid House), беспардонность на грани с панком украшают эту работу.

Во французской «Незабудке» немолодой муж по странной причине проявляет агрессию в отношении жены и встает перед классическим вопросом черной комедии: «Как спрятать...». В итоге устроенная в огороде могила дает интересный урожай...

Кадр из к/ф Tell Me a Creepy Story.
Кадр из к/ф Tell Me a Creepy Story.

Эта новелла интересна тем, что сыграна без слов. Сюжет сначала перекликается с рассказом «Мама» Джо Хилла, попавшим в «Калейдоскоп ужасов», а потом уходит по своей тропинке, оставляя неприятные следы в зарослях подсолнухов. Кульминация и развязка сочатся сплэттером и черным юмором, а также предлагают зрителю непростую игру: попробовать разглядеть дендромутанта на стоп-кадрах, что усложнено не только малым временем, но и стробоскопом.

«Красная вода». Девушка думает, удалить из друзей погибшего друга. И зачем-то среди ночи вызывает водопроводчика. Приезжают два ремонтника. Один из них точно самозванец. В итоге – слэшер в смеси с историей про призрака. Хорош прием с выделением инфернального струями воды. Заметно влияние J-хоррора. Но в целом без этой новеллы можно было обойтись.

Кадр из к/ф Tell Me a Creepy Story.
Кадр из к/ф Tell Me a Creepy Story.

«Доброе слово». Примерно в 30-е мужик в одежде проповедника уезжает из дома, украв деньги и оставив на кровати тела хозяев. Новое пристанище – в семье мясника. Тут возникнет конфликт интересов, гротескно иллюстрирующий борьбу за выживание и анархизм времен американской Великой депрессии.

Заметна попытка укрепить антологию акцентом на еде (с перерывом на воду): аллегория высасывания ребенком соков из родителя, заедание страха и вины... Виден интерес к жителям глубинки. Порой социальность зашкаливает, хоррор приближается к чернухе, как говорят в России, что добавляет «фестивальности».

V/H/S/85: зерна страха

Шестой фильм V/H/S/ забрался в 1985 год, в год торжества видеохорроров. Как всегда новеллы антологии как бы записаны на видеокассеты, и зернистость картинки дополнительно скребет по нервам.

Кадр из к/ф V/H/S/85.
Кадр из к/ф V/H/S/85.

No wake Майка П. Нельсона – про поездку молодежи на пикник. Фильм смешивает поджанры. Тут есть запретная зона, предполагающая эко-хоррор, одна из героинь не зря вспоминает кинговское «Кладбище домашних животных». С другой стороны, героям угрожает опасность другой природы, скорее из поджанра про загородных психопатов.

God of Death от Джиджи Сол Герреро смешивает катастрофу (рушится студия мексиканского телешоу) и невероятную жуть, что находят герои в подвалах при попытке выбраться из-под обломков здания.

Киберпанк-хоррор TKNOGO Наташи Кермани. Гик-проповедница проклинает «бога технологии», надев вирт-костюм и подключившись к программе с дизайном 80s stripes. Бог приходит и дарует еретичке откровение, с аллюзией на «Газонокосильщика» и лютым сплэттером.

Кадр из к/ф V/H/S/85.
Кадр из к/ф V/H/S/85.

В Ambrosia вечеринка в стиле мыльной оперы. Тут качество видео повыше, наверно, Betacam. Семья маньяков связана с сюжетом первой новеллы. Режиссер – тот же Майк П. Нельсон («Поворот не туда: Наследие»).

Dreamkill Скотта Дерриксона («Чёрный телефон», «Доктор Стрэндж», «Синистер», «Шесть демонов Эмили Роуз»). Злоумышленник в доме ищет острые предметы, идет по лестнице... Копы в шоке от того, что оставил маньяк... При этом кассету с записью преступления им прислали раньше преступления. Полиция готова поверить в происки Сатаны... Новелла, смешавшая стиль процедурала про копов 80-х с хоррором, настолько богата на события, что достойна быть полнометражкой.

Кадр из к/ф V/H/S/85.
Кадр из к/ф V/H/S/85.

Total Copy – сквозная история про найденного в пустыне мальчику, возможно, инопланетянина. Ученые пичкают его поп-культурой из телевизора. Это кончится плохо. Работа родоначальника франшизы Дэвида Брукнера («Восставший из ада», «Дом на другой стороне», «Монстры Юга»). Похоже на «Реаниматора», близко к фильмам Кроненберга.

«Поговори со мной»: хоррор-хайп для зумеров

В прологе Talk to Me психопат устроил слэшер на вечеринке. Далее Мия и Джейд с братом Райли приходят на встречу, где играют в модную игру. Нужно зажечь свечу, пожать гипсовую руку, словно из художественной школы, и сказать: «Поговори со мной» (в российском варианте «Два, три, демон, приди!»).

Кадр из к/ф Talk to Me.
Кадр из к/ф Talk to Me.

Говорят, так можно ненадолго... вот, уже интересно: не вызвать призрака, а впустить его в себя. По слухам, сгинувший в прологе парнишка играл в эту игру. Мия с ходу увидела призрака и устроила жуткое шоу, зрители со смартфонами взревели от восторга...

Следующая вечеринка в доме Джейд. И там такое... И страшно, и смешно, призраки же разные. Бывают с талантами или просто шутники. Проблемы начинаются, когда ритуал случайно потревожил маму Мии, с которой произошел несчастный случай.

Неровное кино с протагонисткой, которой трудно сочувствовать, стало хитом с дистрибуцией A24 и высоко оценено. Критики сильно перехвалили. Порой художественно средний хоррор становится любимчиком. Но почему так вышло?

Кадр из к/ф Talk to Me.
Кадр из к/ф Talk to Me.

Фильм по-хорошему традиционный. Классическое хлопанье дверями за спиной, в образах призраков и одержимых виден перфекционизм гримеров. В сценах путешествий в места с нежитью есть отголоски старых «Коматозников». И что?

Видимо, Talk to Me задел поколенческий нерв. Подкупает бесшабашенность: не заморачиваясь за саспенс, герои рубят хардкор. И тайны нет: отчеты о посиделках с мертвяками выкладывают в соцсеть. Хайп и монетизация отлично притупляют рефлекс самосохранения. Танцы с призраками – как повторение завирусившихся па под песню Кати Лель в Тик-Токе, встречи с рукой – как сюжеты блогеров-экспериментаторов, ограничение длительности встречи с духами подобно стандарту длины видео в TikTok.

В отличие от ужастика «Тела, тела, тела», работа австралийцев не позиционируется как высказывание об интернет-зависимых зумерах, но подспудно таковым является. Тут даже можно увидеть скрытую иронию: зумерский кошмар происходит когда героиня ищет контакт с матерью.

Кадр из к/ф Talk to Me.
Кадр из к/ф Talk to Me.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 33) /
часть 32 / часть 31/ часть 30 /часть 29 / часть 28 / часть 27 / часть 26/ часть 25 / часть 24 /часть 23/часть 22/часть 21/часть 20/часть 19/часть 18/часть 17 / часть 16/часть 15/часть 14/ часть 13 / часть 12 / часть 11 / часть 10 / часть 9/часть 8/часть 7/часть 6/часть 5/часть 4 /часть 3/часть 2асть 1