Два фильма, в которых проблемы связаны с психикой. В одном прямо, в другом косвенно. И у обоих названия – обозначение недуга, возникшего в результате происков дьявола. Или не совсем дьявола. В первом метод описания проблемы – гиперреализм, во втором – боди-хоррор.
«Дьявольская баня»: как грех грехом вышибали
Австрийско-германское кино (в РФ – «Одержимая»), Вероники Франц и Северина Фиала было на 74-й Берлинале, приз взял оператор (светотень и композиция под Рембрандта и другие находки). Снято на основе уголовных дел Австрии 17-18 веков. Речь о том, как люди с душевными недугами творили злодеяния и сдавались властям, получая приговор и отпущение грехов.
В прологе – такой случай. Далее – история Агнес, вышедшей замуж за рыбака. Новая жизнь связана с утомительной работой и ворчанием свекрови, а муж устает и мало интересуется женой. Не сказать, что невыносимо, но тоскливо. Агнес впадает в депрессию. Недуг, который называют «баней дьявола, ведет к тому, что уже было в прологе... Фильм недоволен суровостью нравов и быта, но не следует фем-повестке. Строгий и давящий персонаж тут женщина (свекровь), а не муж. Психический и экзистенциальный кризис – не гендерный, он касается и мужиков, один такой несчастный показан в паре эпизодов.
В главной роли музыкант Аня Плашг, испытавшая депрессию и отразившая ее в альбоме Narrow (2012). Также она отвечает за звуковую дорожку, исполняет старые песни. В кульминации драма, пение и ее харизма так гармонируют, что можно вспомнить о Бьорк в «Танцующей в темноте».
На счету семьи продюсера Ульриха Зайдля, зомби-фильм «Дети мертвых», чернуха с ужастиком «Люцифер», антология «Справочник зла», «сектантская» «Сторожка» (тоже обыгрывала работы художников прошлых эпох). В новом фильме нет мистики, лишь болезни общества, подавляющего одиночек. Можно было назвать постхоррором и не включать в подборку. Но все-таки атмосфера готик-хоррора и фолк-хоррора тут сильна и важна для сверхзадачи.
Саспенс обеспечен гиперреализмом повествования. Долгие планы с рыбьими головами и головой бедной женщины из пролога, с земляными червями, с забоем скота и разделкой туш, с ковырянием в грязной реке, отнявшей немало жизней. Тут же нелепые и жесткие манеры лечения, самонаказания героини, сцены с глотанием бабочки, ведущие на грань с магическим реализмом...
Все это провоцирует жуткую криминальную кульминацию, допрос с психологическим хоррором и макабрическую развязку. Пляска смерти на лобном месте рождает аллегорию, доказывающую, что историческая драма тут срослась с готическим хоррором. Кажется, нечисть победила, а замысел ее был шире: «дьявольская баня» не в голове героини, в ней плещется весь социум. И похоже, что с веками эта ситуация принципиально не изменилось.
«Демоническое расстройство»: все в отца пошли
Камерное кино дебютанта из Австралии Стивена Бойла (ему помогают продюсеры братья Спириг, авторы «Патруля времени» и «Воинов света») сочетает кинговскую душевность и кроненберговскую телесность. Если же говорить об одержимости бесами, то это про российских локализаторов. Фильм по привычке назвали «Реинкарнация. Пожиратель душ». Хотя лучше The Demon Disorder перевести как «Демоническое расстройство».
Австралийская сельская глубинка. После потери отца, который в последние дни был словно под властью нечистой силы или инопланетных паразитов, напуганный Грэм уехал с семейной фермы. А старший брат Джейк и младший Филлип остались. Грэму приходится вернуться, когда он узнает, что Филлип подцепил ту же одержимость, что и папа.
Зараза проявляется на теле и влияет на поведение. Одержимый устраивает облаву в курятнике с лихостью собаки динго, при попытке успокоить кусается. Филлипа приходится изолировать, но проблемы начинаются у других братьев.
Из тел стремится наружу нечто странное, анатомически изящное и свежее (режиссер Стивен Бойл теперь в списке мастеров практических спецэффектов), но заставляющее вспомнить обо всем хорошем: лавкрафтовское «Извне» (1982) Стюарта Гордона, Брайана Юзна и Денниса Паоли; кинговские серые «хорьки» из «Ловца снов»; «Нечто» Карпентера; «Судороги» и другой боди-хоррор раннего Кроненберга.
«Они напуганы. Посмотри на них. Может, они просто куры, но они не глупые. Ты не чувствуешь? Он все еще здесь...»
Сначала сюжет и атмосфера близки к пронзительной семейной хоррор-драме «Пустошь тьмы и зла» Брайана Бертино. Тут так же нет погодных аномалий, заваленных снегом дорог и прочих ограничителей свободы. Героев держат в проклятом месте семейные узы, братская и сыновья любовь и воспоминания.
Герои никого не впускают свой мир. Исключение – помощница по автосервису, она создает проблемы, которые опытные в несчастьях братья сами устроить бы не смогли. Или наоборот: женщины (еще есть полицейская) могут направить дела к здравому смыслу, но мужики хотят «как раньше», не вынося сор из избы... Фильм напоминает семейные ужастики Стивена Кинга, согревает сочными диалогами с подколками в адрес родственников.
«– Ситуация хуже с каждой минутой. И это разговорами не решить. – А ты пробовал? – А ты пробовал?»
«– Папа только что вылез у меня из-под мышки!»
Нет данных о происхождении беса, атакующего семью Рейли. Юмор про «кальмара на стероидах» и сцена после титров намекают на н/ф. Но почему бы нечисти не не сбивать человека с толку, притворяясь фантастическим мутантом? Зато есть метафоры. Отец говорит с детьми как маразматик, боясь, что здравый диалог – последний, и монстр скоро победит, это аллегория переживания деменции. Дальше сложнее. Зараза лучше передается родне.
Демон обманул братьев и наказывает за слабость, или это экранизация запроса в поисковиках «Альцгеймер переходит по наследству?»... На иносказательном уровне, как и на событийном, возможны разные трактовки. В итоге – умный и красивый хоррор, после которого стоит следить за работой Стивена Бойла.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 39) / Самые умные и крутые... (часть 38) / часть 37 / часть 36 / часть 35 /часть 34 / часть 33 / часть 32 / ч. 31/ ч. 30 /ч. 29 / ч. 28 / ч. 27 / ч. 26/ ч. 25 / ч. 24 / ч. 23/ ч. 22/ ч. 21/ч. 20/ ч. 19/ ч. 18/ч. 17 / ч. 16/ ч. 15/ ч. 14/ ч. 13 / ч. 12 / ч. 11 / ч. 10 / ч. 9/ ч. 8/ ч. 7/ ч. 6/ ч. 5/ч. 4 / ч. 3/ ч. 2 /ч. 1