Сначала – спасибо гостям канала за интерес к теме авторского хоррора, за чтение и оценки моих текстов. Также еще раз благодарю тех, кто в комментариях напоминает о классных фильмах . Недавно рекомендовали «Одержимость Майкла Кинга» (2014) и «Гретель и Гензель» (2020), которые я не смотрел. Фильмы оказались крутыми.
Майкл Кинг дает уроки безумия Джеку Торренсу
«Одержимость Майкла Кинга» – история режиссера, отрицающего мистику, но находящегося в депрессии из-за гибели жены, которой медиум незадолго до ее смерти пророчила уникальный актерский опыт. Пытаясь разоблачить магов-шарлатанов, Майкл берется за фильм про ритуалы. В результате сталкивается с демоном, а его жена, как и предсказывалось, получает роль в адской документалке.
Фильм не вызвал восторгов критиков. Они сочли, что после «Паранормального явления», много раз показывавшего в стиле found footage ночную жуть на камерах наблюдения, а также с отставанием от «Последнего изгнания Дьявола», главными референсами к которому стали «Ведьма из Блэр» и «Экзорцист», уже сложно сказать что-то новое. Публика решила иначе, сделав фильм хитом в прокате.
Все-таки зритель обнаружил новое и завораживающее. Да, это снова «найденная пленка». Да, демонизм и экзорцизм. Но ситуация, когда сам протагонист является носителем нечистой силы и под ее воздействием слетает с катушек, действительно ценный момент.
Режиссер Дэвид Юнг считал, что опирается на «Сияние» Кубрика, в котором, на его взгляд, процесс одержимости Джеком Торренсом (Джек Николсон) разложен по полочкам недостаточно тщательно.
Зато уж актер Шэйн Джонсон выкладывается по полной. Наблюдать деградацию его героя (не плавную, кстати, а как на качелях) интересно и жутко. По сути, это фильм одного актера. И это одиночество перед лицом неведомой жести выделяет картину из числа прочих, как и тот факт, что все зло тут творится руками протагониста.
Наверно, это кино интересно и тем, кто увлекается психологией, ведь кроме одержимости демоном герой сам по себе упертый, и нечистая сила тут пришла явно не на пустое место.
Гретель и Гензель говорят с мухоморами
Оз Перкинс, режиссер «Гретель и Гензель» (2020) уже заработал похвалы за стиль и атмосферу хоррора после фильмов «Февраль» (2015), «Я прелесть, живущая в доме» (2016). Также он успел поработать в сериальном проекте Джордана Пила «Сумеречная зона». И на этот раз его работа не прошла незамеченной.
Имя Гретель неспроста стоит впереди. Она старше Гензеля и проживает «последнее лето детства». И тут кстати приходится классная актриса. Оза Перкинса и раньше хвалили за работу с Эммой Роббертс (AHS) и Рут Уилсон («Темная река»). На этот раз в главной роли великолепна София Лиллис, уже игравшая хоррор-драму взросления в кинговском «Оно».
Сюжет отличается от канонического. Домой к отцу дети не придут, да и нет у них отца. Каждый встанет на свой путь. Не исключено, когда Гензель повзрослеет, Гретель уже не будет прежней милой сестренкой. Все решит баланс темной и светлой силы, потому что фильм похож на первую часть франшизы или может стать одной из самостоятельных историй из готичной лесной Вселенной, о чем рассуждал сам режиссер.
Кроме драмы взросления тут фолк-хоррор, доля психоделики и сюрреалистического ужаса. Работает Перкинс на саспенсе (хотя может и зомбак напасть внезапно), деликатно нагнетая атмосферу, делая ее все более вязкой. Новая сказка про пряничный домик, оказалась изысканно мрачной, с эстетской картинкой и отличный звуком.
В адрес фильма звучат упреки за феминизм. Его агрессивно провозглашает ведьма Хольда. Гретель декларирует, что принцев тут не видно, отфутболивает работодателя, похожего на режиссера типа Вайнштейна, и так далее. Но я бы сюда все смыслы не поворачивал. Ведьмы-феминистки – это жуть, конечно. Но за этим – на фильм «Амулет» (я немного писал про него). А тут есть более завораживающие моменты.
Интереснее наблюдать за треугольниками, гадать, почему глаз Гретель в превращается во «всевидящее око», а на теле ведьмы образуется гексаграма. Также стоит обратить внимание на закольцованность истории. Свяжите сцену с матерью в проклятой как Сайлет Хилл деревне, разговор с мухоморами в лесу, а также финальный твист с участием Гензеля, и окажется, что сказка мрачнее, чем при линейном восприятии.
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 1) Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 2)
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 3)
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 4)