Парочка изысканных ужастиков, корни которых глубоко в XX веке. Первый представляет собой почти политическую притчу о поколении 60-х, а второй дарит нам новую встречу с мастером экранизаций рассказов Лавкрафта. Такое пропускать нельзя.
«Тёмная жатва»: «молчаливые» избиратели Кеннеди пускают в расход беби-бумеров
Фильм «Тёмная жатва» снят по роману Нормана Партриджа (2006). В поселке есть традиция: в Хеллоуин молодежь охотится на мистического тыквоголового Пилозуба Джека, бегающего по цветущей кукурузе. Задача – разобраться с монстром до полуночи и не пустить его в церковь. Чаще всего это удается. При этом поверженное чудище оказывается с потрохами из праздничных сладостей.
Муниципалитет поддерживает культ Пилозуба Джека и ежегодно заставляет школьников охотиться на него. Победителю дарят тачку, например, Chevrolet Corvette, его семье – новый дом. Чемпиону можно покинуть деревню, что иначе запрещено. В 1962 году победителем турнира стал Джим Шепард. Через год его младший брат Ричи (Кэйси Лайкс) тоже хочет стать героем.
Британец Дэвид Слэйд снял великолепный фильм «30 дней ночи» и довольно жесткий «Сумерки. Сага. Затмение», «Леденец» участвовал в антологии «Кинотеатр кошмаров». Пилозуба сыграл Дастин Сейтамер с ростом 2,03 метра, Улыбающейся человек из «Новых мутантов».
«Тёмная жатва» – мясистый слэшер с большим количеством раскромсанных героев и просто ребят из массовки (внимательные люди делали список тел, получилось 25). Уже на 45-й минуте из игры выбывает потенциальный антагонист из числа школьников, а дальше усиливается жуткая антиутопия, смешивающаяся с элементами сектантского хоррора.
«Вы были готовы пожертвовать своими сыновьями ради большого дома и кадиллака?»
В фильме, как и в романе, не дается внятных объяснений возникновения такого изолированного от мира городка. Но это, видимо, и не нужно. Перед нами довольно простая «поколенческая» притча, в которой легко увидеть аллегорию еще только зарождающегося конфликта отцов и детей, представителей «молчаливого» поколения традиционалистов и многочисленных «беби-бумеров», которых целое десятилетие пускали в расход.
Всего один пример: «молчуны» выбрали на пост президента Джона Кеннеди, который к 1963 году, когда происходит действие фильма, отправил умирать во Вьетнам около двадцати тысяч американских парней.
При этом бунтарский дух «беби-бумеров» еще только зарождался. Еще не набрал силу, как это произойдет в 1967 году, когда юнцы выразили нежелание лететь на убой через океан, и будут массово отказываться от накопленных буржуа-родителями домов, газонокосилок и «Шевроле». Но пока Chevrolet Corvette, дающий призрачную надежду на обретение свободы, остается главным призом в ежегодном ритуале.
«Подходящая плоть» – Лавкрафт, как мы любим
Хоррор по мотивам рассказа Говарда Лавкрафта 1937 года «Тварь на пороге» рассказывает про вселение в тела людей сознания кудесников, связанных с Ктулху и прочими древними инопланетянами.
Психиатр Элизабет Дерби (отлично выглядит 53-летняя Хизер Грэм, «Из ада», «Мальчишник в Вегасе») принимает молодого Эйса Уэйта (Джуда Льюис), говорящего, что иногда его тело с помощью неведомой науки занимает отец, да и не отец это, а нечто более древнее и неземное.
У Элизабет есть подруга Даниэлла Аптон, тоже медик. Тут можно догадаться, что авторы не только заменили мужчин женщинами и наоборот (вместо жены господина Дерби появился молодой ухажер доктора Дерби), но и поменяли значимость героев, вывели вперед пострадавшую Дерби. Эта перемена несет массу сюрпризов.
Режиссер Джо Линч («Поворот не туда 2: Тупик», «Калейдоскоп ужасов») не новичок в жанре, но главное имя тут в строчке «сценарий» – рядом с именем Лавкрафта, и оно там уже далеко не впервые. Это Деннис Паоли, уважаемый классик, не утративший хватку в свои преклонные годы.
Можно было бы сказать, что это отличный метамодерн, с романтизмом воссоздающий хоррор-эстетику 70 – 80-х. Но никто ничего не реконструирует. Это просто классика, дожившая до того, что второй раз вошла в моду.
Во многом благодаря Паоли и его постоянному режиссеру Стюарту Гордону мы знаем киноварианты рассказов Лавкрафта именно такими – гротескными, слегка черно-юморными, очаровывающими приемами Б-кино («Реаниматор», «Извне», «Дагон», «Урод в замке»). Кстати, они вместе писали сценарий к «Похитителям тел», которые снял не Гордон, а Абель Феррара.
В книгах Лавкрафта мера условности другая: вспоминания, дневники ученого героя, свидетеля фантастических явлений, часто связанных с инопланетянами, населившими Землю задолго до человека. Изложение сухое, неторопливое, с описаниями ландшафта, архитектуры, состояния героя, с экскурсами в секретную историю жизни на планете. Эта проза – отличный образец не только страшной, но и серьезной научной фантастики.
В фильмах Паоли и Гордона гораздо больше треша и угара, там нет книжной научной рассудительности и усидчивости. Но мы их любим и удивительным образом ассоциируем с Лавкрафтом.
На радость фанатам Лавкрафта тут можно полистать «Некрономикон», где Ктулху светит со страницы недобрым взглядом.
«Демонический осьминог! супер!» – с сарказмом говорит напуганная Элизабет Дерби.
Также история обогащена типичной для 80-х «пентхаузовской» эротичностью, с провалами героини в грезы, где ветер колышет шторки на окнах спальни.
И, конечно, Паоли обогатил сухую и краткую кульминацию Лавкрафта мощным хоррор-месивом, достойными сравнения с «Реаниматором», инопланетный разум тут не такой простоватый как в рассказе, уничтожить его сложнее, поэтому в сюжете появятся твисты, захват тел станет более изощренным.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 32) /
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 31) /
часть 30 /часть 29 / часть 28 / часть 27 / часть 26/ часть 25 / часть 24 /часть 23/часть 22/часть 21/часть 20/часть 19/часть 18/часть 17 / часть 16/часть 15/часть 14/ часть 13 / часть 12 / часть 11 / часть 10 / часть 9/часть 8/часть 7/часть 6/часть 5/часть 4 /часть 3/часть 2/часть 1