Найти в Дзене
Русский музей

«И лишь Ленинграда отдать нельзя!..»: художественная летопись города-героя в годы блокады

Оглавление

Советский поэт Эдуард Асадов в стихотворении «Ленинграду» выражает чувства, кажется, всех, чья судьба оказалась навеки связана с историей осажденного, но не покоренного врагом «города-красавца, города-героя», вопреки всему вновь раскинувшего свои крылья: «Мы с городом жили одной судьбою». Это особое чувство родства, ни с чем не сравнимое, сплотило ленинградцев осенью 1941 года.

История блокадного Ленинграда рассказана многократно: литературой и фильмами, военными песнями, школьными уроками, родными и близкими… Художники и скульпторы уже более 80 лет стараются осмыслить, понять и творчески прожить страшные 872 дня блокады. Многие из них – не только деятели искусств, но и обычные ленинградцы, фронтовики, труженики тыла. Жить и творить им приходилось в тех же лишениях: сначала город остался практически без хлеба, а затем – без чистой воды.

Сегодня в рубрике «Геология в живописи» Русский музей и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского рассказывают об истории блокады Ленинграда, о тех днях, когда до светлого утра в День Победы оставались еще долгие месяцы борьбы.

«Возвращение (Светлое утро)», Лидия Фролова-Багреева. 1948 г.
«Возвращение (Светлое утро)», Лидия Фролова-Багреева. 1948 г.

Ленинградцы и Ленинградки

На картине художницы Лидии Фроловой-Багреевой «Возвращение» все тяготы и лишения оставлены позади. С фронта домой вернулся отец, повесивший офицерский китель с боевыми орденами на спинку стула, в город вернулась мирная жизнь и вернулась прежняя панорама Ленинграда. Нева освобождена ото льда и залита мягким светом. Фролова-Багреева в значимый для каждого ленинградский сюжет вложила личную историю: художница всю блокаду оставалась в городе, ее муж служил в Балтийском флоте.

На живописном полотне уже не видны следы былой жизни в осажденном городе, еще несколько лет назад вздрагивавшего от авиационных тревог, от гула сирен. Начало 1940-х ярко представлено в творчестве скульптора Любови Холиной. Она изображает простых ленинградок. Героини находятся далеко от линии фронта, в их руках нет оружия – лишь предметы быта. Будто по Асадову, «словно как родственники» друг другу и городу, они стоят плечом к плечу, образуя вместе единое целое. Этот образ далек от канонических представлений о женской хрупкости и нежности: известняковая скульптура крепкая, прочная, нерушимая. Три ленинградки – как одна колонна – символ великой внутренней силы.

«Ленинградки», Любовь Холина. 1964 г.
«Ленинградки», Любовь Холина. 1964 г.

Невероятное мужество в годы блокады проявляют даже самые юные жители города. Их портреты писала художница Вера Зенькович, которая ни на один день не покинула охваченный вражеским кольцом город. В 1942 в Ленинграде вновь стал ходить трамвай: на нем, как и многие другие жители, ездила Зенькович и – вела собственный альбом «Блокадный трамвай», который сегодня хранится в Русском музее. Альбом состоит из более чем 230 листов внимательных наблюдений художницы за другими пассажирами. Среди работ Веры Зенькович — портреты мужчин, женщин, детей, в зимних одеждах или нарядных шляпках, ближе к лету — с прическами. Этот удивительный калейдоскоп лиц — уникальный памятник, воздвигнутый на бумаге согражданам-ленинградцам. В альбоме много и пейзажных зарисовок, запечатлевших будни во время блокады.

Зенькович предпочитала гуашь: эта краска обладает удивительным внутренним свечением, поэтому рисунки получаются насыщенными по цвету, точными и монументальными в своей сущности. После наступления долгожданной Победы художница пишет портрет девочки – юной Ленинградки – на груди которой уже блестит медаль за оборону города. Ей были награждены все защитники и мирные жители города. Среди них – 15 тысяч детей.

«Медаль за оборону Ленинграда», Вера Зенькович. 1945 г. (?)
«Медаль за оборону Ленинграда», Вера Зенькович. 1945 г. (?)

В результате бомбардировок и сильных морозов водоснабжение в городе почти полностью остановилось. Жители пытались делать проруби на Неве – главной артерии Ленинграда – но вокруг отверстий быстро вырастали ледяные горки. Чтобы добраться до воды, нужно было сначала преодолеть высокое препятствие. Ослабленные ленинградцы тратили последние силы, чтобы зачерпнуть хотя бы полведра… Полведра воды, которая не годилась для питья – только для бытовых целей.

Этот драматический сюжет не раз встречается в творчестве ленинградских художников. Запечатленное Николаем Рутковским – реально, каждодневно и вместе с тем до боли символично. Все озарено войной: высокое, словно полыхающее небо, снег, от отблесков кажущийся кровавым; темные силуэты людей и их изможденные лица. Произведение «За водой» входит в авторскую серию Рутковского «Блокада Ленинграда»: художник не оставил город и продолжал не только писать, но и экспонироваться, несмотря на ужас царящей вокруг войны.

«За водой», Николай Рутковский. 1942 г.
«За водой», Николай Рутковский. 1942 г.

«Вода, которая совсем не рядом…»

На помощь осажденному городу пришла геология. 13 июля 1941 года во Всероссийском научно-исследовательском геологическом институте (сейчас – Институт Карпинского) был создан Отдел военной геологии, который возглавил директор института Натан Быховер. В нём были созданы специализированные группы: инженерно-геологическая, гидротехническая и геофизическая. Отдел взял на учет 15 организаций Ленинграда, способных решать вопросы водоснабжения, а также все буровое и гидрогеологическое оборудование, производственные базы и специалистов. Такие меры ускорили обеспечение города водой.

Именной пропуск Натан Быховера на право прохода по городу Ленинграду в комендантский час / Институт Карпинского
Именной пропуск Натан Быховера на право прохода по городу Ленинграду в комендантский час / Институт Карпинского

В поэме «Блокада» советской поэтессы Зинаиды Шишовой вода, расположенная совсем не рядом, как никогда желанна и нужна. Вода необходима для всего живого – ничто не может существовать без неё. Скульптор Всеволод Лишев создавал объемные пластические портреты ленинградцев, изо всех сил стремящихся принести домой хотя бы половину ведра воды. В серию, посвященную жизни Ленинграда в годы блокады, входит и автопортрет Лишева – такого же жителя, который стоит в тех же очередях и преодолевает те же препятствия.

Сотрудники геологического института провели в июле 1941 года исследование и выяснили, что из 216 пробуренных на воду скважин работоспособны только 35. Силами Отдела военной геологии постепенно удалось восстановить 53 глубокие скважины и 20 мелких. Однако для обеспечения города водой этого явно было недостаточно: требовалось бурить и вводить в эксплуатацию все новые и новые источники, чтобы вернуть ленинградцам воду. За первые пять месяцев работы отделом были пробурены более 50 скважин и вырыто около 100 колодцев.

Работа по поиску перспективных участков для бурения осложнялась тем, что под Санкт-Петербургом залегают породы осадочного чехла, которые расположены на твёрдом кристаллическом фундаменте. Участки с повышенным уровнем воды скрыты под многочисленными слоями суглинков, песчаников и гравийно-галечной смеси, оставшейся еще с ледникового периода. Чтобы найти подземные воды, специально была собрана геофизическая группа, которую возглавил ученый, заведующий лабораторией электроразведки постоянным током Всероссийского научно-исследовательского геологического института Александр Семенов.

Александр Семенов (1907 – 1999) / Институт Карпинского
Александр Семенов (1907 – 1999) / Институт Карпинского

В 1920-е годы электроразведка применялась для поиска и изучения рудных залежей. В 1930 году Александр Семенов провел первые в мире электроразведочные исследования для решения задач в области гидрогеологии и инженерной геологии. Этот опыт, накопленный к началу войны, позволил ему успешно определять уровень водоупорного горизонта и точно указывать места для работы буровых бригад. Ремонт оборудования и изготовление новых деталей проводились непосредственно в мастерской института. В лаборатории – анализировали состав подземных вод и оценивали их пригодность для питья.

Для Ленинграда, оставшегося «без воды, без тепла, без света», где, по воспоминаниям поэтессы Елены Рывиной, день стал «похож на черную ночь», деятельность геологов имела критическую важность. В питьевой воде нуждались не только страдающие от голода и жажды жители. Непрерывное снабжение водой требовалось всем органам охваченного мором блокады города: промышленным предприятиям, хлебозаводам, госпиталям, войсковым частям, в том числе – на передовой линии обороны.

Пульс непокоренного города

Более 20 эксплуатационных скважин глубиной 200 и более метров были пробурены на территориях производственных объектов Ленинграда. Некоторые из источников даже фонтанировали, будто настоящие дальневосточные гейзеры. Благодаря бесперебойным поступлениям воды смог работать тыл, чей труд был необходим для успехов на поле боя. Ленинградцы сутками не выходили из заводских цехов. Героическая история тех дней нашла отражение в напряженном колорите и динамике композиции картины «Срочный заказ для фронта» кисти Николая Дормидонтова, на которой изображено рождение нового танка в ночной мастерской Кировского завода.

«Срочный заказ для фронта», Николай Дормидонтов. 1942 г.
«Срочный заказ для фронта», Николай Дормидонтов. 1942 г.

Дормидонтов бывал в творческих командировках на строительстве Днепрогэса, соляных и алебастровых шахтах Урала, на металлургических заводах Украины, но Великую Отечественную войну встретил в Ленинграде. Там художник видел, как в блокадные ночи, практически в абсолютной темноте, где вместо звездного неба – лишь лампочки-точки, освещающие будущий танк, рабочие продолжали трудится. Их лица и руки спрятаны от зрителей: в тусклом свете заметны лишь силуэты и общие очертания. Сила тыла – сперва невидимая и скрытая в сумраке – приближала Ленинград к заветной Победе.

Искусство тоже не замирало ни на миг. Все четыре блокадных сезона в Ленинградской филармонии звучала музыка. Один из 121 концертов изобразил Иосиф Серебряный. На переднем плане – некогда парадные ложи, в которых сидят и стоят несколько истощенных женщин и мужчин, одетых в пальто и шинели. Все они увлечены оркестром, и ничто не отвлекает их от восприятия прекрасной классики. Окружает героев картины полупустой, едва освещенный Большой зал. В августе 1942 года в нем прозвучала Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича – подлинный символ жизни и неотвратимой Победы.

«Концерт в ленинградской филармонии», Иосиф Серебряный. 1958 г.
«Концерт в ленинградской филармонии», Иосиф Серебряный. 1958 г.

На поле боя

На передовой звучал грохот снарядов и свист пуль, шли ожесточенные бои… Воины Ленинградского фронта стремились прорвать фашистское кольцо, сомкнувшееся вокруг города на Неве. За единым и часто монолитным героическим образом стоит множество глубоко личных историй. Художественная летопись – не абстрактная фраза, чтобы описать творчество живописцев-фронтовиков, а способ объяснить уникальное явление: находясь на передовой, мастера сумели осмыслить и творчески запечатлеть увиденное. Советский художник Евсей Моисеенко летом 1941 года добровольцем вступил в ополчение, участвовал в боях, под Гатчиной — захвачен в плен.

«Ополчение» — произведение, решенное мастером глубоко и многогранно. Картина художественно и исторически достоверна: «Я вспоминал ребят-ополченцев, страшно хотелось показать их реально, сделать психологическую вещь, углубиться в характеры», вспоминал Моисеенко. Сослуживцев художник пишет в краткой передышке между бесконечными боями. Их фигуры заполняют почти весь протяженный холст, оставляя лишь часть задымленного пространства. Так в правдивой картине возникает реальная метафора — они лишь часть тех, кто составляет понятие народ, поднявшийся на борьбу.

“Ополченцы”, Евсей Моисеенко. 1959 г.
“Ополченцы”, Евсей Моисеенко. 1959 г.

К схожей проблематике обращается художник Василий Власов, в творчестве которого большое место занимают фронтовые зарисовки. После начала Великой Отечественной войны Власов трудился над созданием патриотических плакатов и антифашистских листовок, а затем отправился в издательскую группу при штабе партизанского движения Ленинградского и Волховского фронтов. Великолепный рисовальщик, он в сложнейших условиях псиал портреты бойцов. Без каких-либо подготовительных наметок компоновал лист, очень точно передавал сходство и увековечил своих героических соратников.

Ленинградский художник Николай Рутковский, вдохновившись восторгом современников от увиденного в воздухе советского самолета, создал масштабное полотно «Наши летят». В характере работы сказалась предвоенная практика Рутковского в монументальном искусстве, особая патетическая нота и индивидуальная экспрессия. Это дань историческому времени, в котором пребывал мастер, когда работал над картиной.

Радостные эмоции героев произведения «Наши летят» понятны интуитивно и современному зрителю: город регулярно подвергался разрушительным авианалетам, над Невой раздавался рев вражеских бомбардировщиков. Некоторые из бомб, упавших на Ленинград, разрывались не сразу. Великий геолог Александр Семёнов занимался их поисками.

Многие снаряды были оснащены взрывателями замедленного действия, которые могли сработать лишь через несколько часов или даже дней. Поэтому жители тех мест, куда попадали такие снаряды, немедленно покидали свои дома. Первостепенная задача для сотрудников геологического института тех лет – как можно скорее обнаружить и обезвредить смертоносные предметы. Различные организации и научные коллективы пытались решить эту проблему, пока Александр Семенов и его коллега Олег Владимиров не предложили эффективное решение. Они разработали и сконструировали установку для обнаружения невзорвавшихся бомб и снарядов, с помощью которой можно было определить не только место, но и глубину залегания и калибр этих объектов.

При первом же испытании прибора на Съездовской линии (сегодня она носит название Кадетская) Васильевского острова они обнаружили стабилизатор на глубине 7 метров, а на 10,5 метров полуторатонную бомбу. В результате одного из «опытов» авиабомба, глубоко зарытая в землю, взорвалась через 15 минут после того, как группа покинула испытательную площадку. В конце 1943 года устройство поставили на вооружение армии.

Работа над бурением новых скважин, обеспечивающих тыл и фронт водой, также не останавливалась: в общей сложности за время блокады в Ленинграде и на его рубежах действовало более тысячи источников, из них около двух тысяч – на участках оборонительных рубежей. Общий пройденный метраж буровых работ только непосредственно в Ленинграде составил более 5 километров.

Плечом к плечу

Героическая оборона Ленинграда сплотила братьев не только по оружию, но и по кисти. Известны плакаты легендарного сатирического листка «Боевой карандаш», сыгравшего важнейшую роль в поддержке боевого духа защитников осажденного города. Новые произведения выпускались еженедельно. Тематика «Боевого карандаша» была очень широка: героически-призывные листы и инструктивный плакат, повествовательные народные картинки с эпизодами войны и злые сатиры на фашистских захватчиков. В 1943-м три знаменитых советских художника – Валентин Серов, Иосиф Серебряный, Анатолий Казанцев – из объединения «Боевой карандаш» стали авторами общей картины «Прорыв блокады 18 января 1943 года» об одноименном историческом событии.

«Прорыв блокады 18 января 1943 года», Валентин Серов, Иосиф Серебряный, Анатолий Казанцев. 1943 г.
«Прорыв блокады 18 января 1943 года», Валентин Серов, Иосиф Серебряный, Анатолий Казанцев. 1943 г.

На полотне запечатлен кульминационный эпизод операции под кодовым названием «Искра»: в 9 часов 30 минут в районе рабочих поселков № 1 и № 5 у южного побережья Ладожского озера, прорвав глубоко эшелонированную оборону противника, встретились батальоны Ленинградского фронта и Волховского фронта. Всего за один месяц Серов, Серебряный и Казанцев написали картину и показали ее 23 февраля 1943 года на выставке к 25-й годовщине Красной армии. Каждый из авторов имел большой опыт работы с многофигурными композициями, основанными на развернутом драматургическом сюжете. Творческую команду отличало предельное внимание к точности факта, достоверности места действия, изображения советских воинов, одержавших трудную победу, – ключу к полному освобождению Ленинграда.

Великая Победа

Для жителей Ленинграда–Петербурга 27 января было и остается днем, наполненным исключительным трепетом. Именно в этот день в 1944 году защитники освободили город от фашистской блокады. Художники, встретившие этот вестник Великой Победы над захватчиками, не могли не запечатлеть то торжество духа и мужества, которое царило в городе-герое.

«Салют», Анна Остроумова-Лебедева. 1944 г.
«Салют», Анна Остроумова-Лебедева. 1944 г.

В морозный и темный январский вечер над Ленинградом вспыхнул праздничный салют. Его Анна Остроумова-Лебедева описала не только при помощи масляных красок, но и словами – в собственном дневнике, ставшим подлинным документом эпохи. Подробно и взволнованно передана атмосфера «незабываемо радостного», «великого дня всей нашей страны» 27 января 1944 года: «Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили! 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда — орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была темная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо. Кругом раздавались крики “ура” обезумевших от радости людей». Россыпи желтых огней и лучи прожекторов, их неповторимый блеск и сияние – главное впечатление и воспоминание художницы, центр ее удивительно документальной работы.

Спустя один год, три месяца и 12 дней был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Наступила долгожданная Победа. Великая Победа. В Ленинград, Советский Союз и освобожденные от натиска фашистов страны вернулся мир. Жизнь победила.

«Невский в праздник 9 июля 1945 года», Вячеслав Пакулин. 1945 г.
«Невский в праздник 9 июля 1945 года», Вячеслав Пакулин. 1945 г.

Приглашаем увидеть шедевры отечественной живописи, рассказывающие о ратных подвигах воинов России, начиная со времен Александра Невского, продолжая Куликовской битвой, петровскими победами, антинаполеоновскими войнами, и завершая победоносными воинскими операциями в Великой Отечественной войне, на выставку «Страна побед».