Добрый день, уважаемые читатели!
Музеи Ватикана, расположенные в Риме, представляют собой не просто место, где собраны выдающиеся творения кисти Микеланджело, но и масштабную сокровищницу, хранящую образцы искусства самых разных эпох: античности, современности, а также религиозного и языческого направлений.
Рисунки Микеланджело, общее число которых превышает пятьсот, разбросаны по крупнейшим музеям планеты. В Лондонской Национальной галерее хранятся два незаконченных живописных произведения мастера. Отдельные скульптуры можно увидеть в Брюгге, Лондоне, Париже и Санкт-Петербурге. Однако основная масса работ Микеланджело, будь то живопись или скульптура, по сей день находится на его родине, нередко оставаясь именно там, где они были изначально задуманы и созданы.
Превосходное собрание произведений Микеланджело расположено в Каса Буонарроти (Флоренция). Оно включает в себя три скульптуры раннего периода, внушительное количество рисунков, а также деревянный макет фасада церкви Сан-Лоренцо. Однако наиболее впечатляющим "собранием" творений Микеланджело, несомненно, является Сикстинская капелла в Ватикане. Роспись свода капеллы и настенная фреска "Страшный суд" по праву считаются шедеврами мирового масштаба.
Сикстинская капелла по сей день играет ключевую роль в жизни католической церкви. Именно здесь понтифики проводят важнейшие богослужения, здесь кардиналы избирают нового папу римского, а сама капелла, являясь частью музейного комплекса Ватикана, привлекает ценителей искусства со всего мира.
Музеи Ватикана обязаны своим появлением Юлию II, известному меценату, покровителю Микеланджело. Папа очень ценил античное наследие и современное искусство, прекрасно в нём разбирался, и начал формировать свою коллекцию ещё в бытность кардиналом. Практически сразу после того, как он стал Папой (в 1503 году), Юлий II выставил несколько скульптур во внутреннем дворе Бельведерского дворца в Ватикане, предоставив доступ к ним художникам и учащимся.
Сейчас все знают три этих произведения. Среди них - "Аполлон Бельведерский", служивший образцом мужской красоты на протяжении веков; "Бельведерский торс" (Микеланджело восхищался детализацией мускулатуры этой статуи); и "Лаокоон" - скульптурная композиция, найденная при раскопках в 1506 году. Безусловно, это шедевр искусства, поражающий мастерством древнегреческого скульптора, сумевшего передать в мраморе всю палитру живых и глубоких человеческих чувств.
Более решительные шаги по формированию музейного ансамбля предприняли в XVIII столетии. Собрание Ватикана формировалось из произведений, которые заказывали, покупали или получали в дар римские папы. В 1734 году папа Климент XII учредил новый музей, но уже вне Ватикана, в Риме, на Капитолийском холме, в строении, созданном по проекту великого Микеланджело. Дополнительно в Ватикане начали функционировать два небольших музея: религиозного искусства (в 1756 году) и языческого (в 1767 году).
Дальнейшее развитие музейного ансамбля связано с периодом папства Климента XIV (1769-1774) и Пия VII (1775-1799). Именно при них было осуществлено расширение Ватиканского дворца, предназначенное для размещения музея современной скульптуры. Новый музей, получивший имя Пио-Клементино, стал центральным элементом музейного комплекса. Само здание возведено в неоклассическом стиле, производя столь сильное впечатление, что впоследствии служило примером при создании многих музейных сооружений по всему миру.
Вскоре после открытия музей Пио-Клементино постигла трагическая участь. В 1796 году, в период французской оккупации Италии, значительное количество скульптур было вывезено в Париж. Среди похищенных шедевров оказались "Аполлон Бельведерский", "Бельведерский торс" и скульптурная группа "Лаокоон". Произведения искусства оставались во Франции до падения Наполеона, а затем, в 1815 году, были возвращены в Ватикан.
В состав музейного комплекса Ватикана на данный момент входит десять различных музеев. Помимо них, посетители могут познакомиться с Ватиканской библиотекой, многочисленными залами, где представлены фрески выдающихся мастеров, среди которых работы Рафаэля, а также, само собой разумеется, Сикстинской капеллой. Самым последним (в 1973 году) в комплекс вошел Музей современного религиозного искусства. Там экспонируются произведения искусства многих знаменитых художников ХХ столетия.
Ватиканские музеи поражают своими размерами. В дополнение к живописи и скульптуре, в них демонстрируются образцы оружия, гобелены, мозаики, античная керамика, ритуальные маски из Африки и множество других экспонатов. Но даже на фоне всего этого великолепия особо выделяется Сикстинская капелла, в которой хранятся бессмертные шедевры Микеланджело.
Пинакотека
Ватиканская пинакотека (картинная галерея) начала свою работу в 1909 году. Здание, в котором она расположена, можно назвать одним из самых "молодых" на территории Ватикана, будучи возведенным в 1932 году. Однако, произведения искусства из ватиканских коллекций экспонировались и раньше – первое такое мероприятие состоялось в эпоху понтификата Пия VI (годы правления: 1775-1799).
С течением времени, собрание формировалось, можно сказать, неспешно, и долгое время оставалось в тени шедевров Микеланджело и Рафаэля. Тем не менее, помимо произведений, появившихся в коллекции случайным образом, в ней можно найти целый ряд выдающихся работ. Среди них – незавершенная картина авторства Леонардо да Винчи, три монументальных алтарных образа, созданных Рафаэлем, а также полотна Караваджо, Пуссена и Тициана. Здесь можно встретить как религиозную живопись, так и портреты понтификов, соседствующие с вполне светскими произведениями, например, портретом короля Георга IV, кисти Томаса Лоренса (1769-1830).
Поддержать канал автору на мечту здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: