Найти в Дзене

Метаморфозы красоты: КАРАВАДЖО. Часть третья: Стиль и техника. Свет и тень живой жизни

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о стиле и технике великого и драматичного Караваджо.

Караваджо обладал уникальным даром работы со светом, превзойдя, пожалуй, всех современников в этом искусстве. Он стремился к филигранной точности в изображении, делая акцент на каждой мелочи, что в итоге стало одним из ключевых факторов, повлиявших на последующую эволюцию живописного искусства.

Жертвоприношение Исаака, 1598
Жертвоприношение Исаака, 1598

Творчество Караваджо, увы, отличалось драматичной краткостью. Его наиболее ранние работы, дошедшие до нас, датируются примерно серединой девяностых годов XVI столетия, а значит, живописцем ему было отведено всего около пятнадцати лет. Признание же пришло к нему в последние десять лет этой жизни. Несмотря на столь короткий период, Караваджо сумел создать свой неповторимый стиль, который оказал сильнейшее воздействие на творчество многих его современников. Он, безусловно, был самым выдающимся итальянским художником XVII века, и, пожалуй, без преувеличения можно сказать, что первая четверть этого столетия в живописи прошла под его влиянием. На его работы ориентировались, ему подражали.

Экстаз святого Франциска, 1595
Экстаз святого Франциска, 1595

Творческое наследие художника резюмировал его биограф Джованни Беллори, отметив, что «Караваджо поднял искусство живописи на невиданную высоту, появившись в период, когда реализм не был в фаворе, и фигуры на полотнах, согласно негласному уговору, предназначались для удовлетворения утонченных эстетов, а не для отображения суровой действительности». В эпоху Караваджо в живописи царил маньеризм. Он характеризовался (цитата из Д. Бальоне) прежде всего предпочтением элегантных и утонченных, но вымышленных персонажей. Не реальные жизненные впечатления доминировали, а фантазия художника и ориентация на образцы из других видов искусства. Караваджо выступил первым художником, который решительно отошел от маньеризма и обратил свой взор к обычным людям, сотворенным не из грез, а из плоти и крови.

Давид и Голиаф, 1599
Давид и Голиаф, 1599

Помимо высокого реализма, свойственного творениям Караваджо, биографы художника подчеркивают его великое мастерство в использовании светотени. Об этом есть у Д. Беллори:

«Он (Караваджо) никогда не изображал свои фигуры в солнечном освещении, но всегда размещал их в полутемной атмосфере закрытой комнаты, направляя высоко расположенный источник света вертикально на наиболее значимые участки тел и оставляя другие части в темноте; тем самым Караваджо виртуозно усиливал контраст между светом и тенью».
Пишущий Святой Иероним, 1605
Пишущий Святой Иероним, 1605

Однако визитной карточкой Караваджо этот прием стал лишь к концу 1590-х годов. Его ранние работы Д. Беллори описывает как «гладкие, чистые, совершенно лишенные теней». То есть самобытный стиль Караваджо сформировался далеко не сразу. Его истоки определить довольно сложно.

Шулера, 1594
Шулера, 1594

Учитель Караваджо из Милана, Симоне Петерцано, был довольно посредственным художником. Обычно его творчество вообще не учитывают при рассмотрении формирования стиля Караваджо (особенно учитывая, что Петерцано специализировался на фресках, тогда как Караваджо работал преимущественно масляными красками). Однако стремление Петерцано к точности линий и внимание к реалистическим деталям могли оказать влияние на манеру письма Караваджо. Еще одним возможным источником вдохновения являются традиции миланской школы живописи, восходящие к Леонардо да Винчи, чьи работы Караваджо, безусловно, знал. Он также был знаком с произведениями венецианских мастеров и современными художниками, работавшими, например, в Бергамо. В частности, стоит отметить Джироламо Савольдо, известного своими эффектами игры света и тени в живописных ноктюрнах.

Симоне Петерцано, Пейзаж с Венерой и Купидоном и двумя сатирами, 1570
Симоне Петерцано, Пейзаж с Венерой и Купидоном и двумя сатирами, 1570
Джованни Джироламо Савольдо, Поклонение пастухов
Джованни Джироламо Савольдо, Поклонение пастухов

Согласно Беллори, ранний Караваджо проявлял выраженный интерес к портретному жанру. К сожалению, большинство таких работ не дошло до наших дней. Дошедшие до нас самые ранние портретные произведения мастера представляют собой небольшие по размеру полотна, выполненные на заказ. На них преимущественно изображены мужчины в поясном формате, часто в окружении музыкальных инструментов или предметов с аллегорическим значением. Эти картины производили сильное впечатление, отчасти благодаря мастерской игре художника со светом, а отчасти - благодаря способности Караваджо передать ощущение вот-вот готового вырваться из плоскости холста персонажа, обращенного непосредственно к зрителю. Необходимо также подчеркнуть еще одну особенность. Ранние работы Караваджо несли в себе отчетливый эротический подтекст. С них глядели чувственные, андрогинные юноши. Существует предположение, что сам Караваджо был бисексуален, с преобладанием гомосексуальных наклонностей.

Иоанн Креститель, 1600
Иоанн Креститель, 1600

Параллельно он трудился и над религиозными произведениями, однако на раннем этапе они не являлись приоритетными. Переломным моментом, ознаменовавшим изменение его творческих ориентиров, стало завершение в период с 1599 по 1600 год значительного заказа – создания полотен "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество апостола Матфея" для капеллы Контарелли. Это преобразование заключалось не только в смене центральной темы, но и демонстрировало трансформацию в мироощущении самого мастера. С этого времени он сконцентрировался на создании масштабных полотен, предназначенных для широкого зрителя, а не только для узкого круга ценителей изысканного искусства.

Христос у колонны, 1607
Христос у колонны, 1607

Это потребовало от Караваджо огромных трудов. Рентгенограммы картины "Мученичество апостола Матфея" служат убедительным тому свидетельством: они фиксируют многочисленные исправления и изменения. Художнику воздавали должное, но критики его метода работы тоже находились. Джованни Бальоне писал: "Многие уверены, что манера Караваджо крайне вредна, ведь молодые художники, подражая ему, просто перерисовывают головы с натуры, не вникая в основополагающие принципы живописи... Как следствие, не понимая основ высокого искусства, они не способны даже две фигуры органично скомпоновать".

Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1609
Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1609

Юный Караваджо тоже сталкивался с композиционными сложностями, однако к периоду создания полотен для церквей Сан-Луиджи деи Франчески и Санта-Мария дель Пополо он в полной мере овладел как искусством композиции, так и техникой светотени. Вскоре это принесло ему заслуженное признание.

Двусмысленная эротика

На множестве из первых работ Караваджо предстают симпатичные юноши, музицирующие (музыка издавна ассоциируется с любовными утехами) или держащие плоды (аллегория чувственной вседозволенности). Примеры подобного - "Музыканты", примерно 1595 год,

Музыканты, 1595
Музыканты, 1595

демонстрирующие гомосексуальные наклонности и Караваджо, и его заказчиков. В частности, покровителем художника был кардинал Франческо дель Монте, на застолья которого, согласно описаниям современников, «женщин не приглашали, но молодые юноши, переодетые в женские наряды, танцевали». «Юноша с лютней», созданный примерно в 1595 году, по заказу кардинала, скорее напоминает очаровательную молодую женщину, нежели юношу. Перед ним разложены ноты мадригала, начинающегося фразой: «Ты знаешь, что я люблю тебя». Как сообщает Д. Беллори, Караваджо считал эту картину своим наиболее удачным произведением.

Юноша с лютней, 1595
Юноша с лютней, 1595

Натюрморт

В ранних работах Караваджо неизменно присутствуют элементы натюрморта. При этом сохранился единственный «чистый» натюрморт, достоверно принадлежащий кисти художника, - это «Корзина с фруктами».

Корзина с фруктами, 1596
Корзина с фруктами, 1596

Картина поражает своей безупречной проработкой деталей, глубоким проникновением в суть природной красоты и виртуозным владением кистью. Во времена, когда творил Караваджо, жанр натюрморта воспринимался как нечто второсортное в живописи. Но Караваджо, будучи противником общепринятых взглядов, как-то заметил: "Для натюрморта требуется мастерство не меньшее, чем для картины, и написать один-единственный цветок ничуть не легче, чем человеческую фигуру". Другие примеры этого направления, такие как "Натюрморт с цветами и фруктами", вызывают интерес как своим тщательным подбором объектов, так и выраженным в них аллегорическим смыслом.

Натюрморт с цветами и фруктами, 1600
Натюрморт с цветами и фруктами, 1600

«Натюрморт с птицами» также приписывают Караваджо или одному из его подражателей.

Натюрморт с птицами
Натюрморт с птицами

Капелла Контарелли

В 1599 году Караваджо удостоился своего первого масштабного заказа: ему предстояло создать два полотна для капеллы Контарелли, находящейся в храме Сан-Луиджи деи Франчески. Этот храм в Риме предназначался для французской общины (название "Сан-Луиджи" – итальянская интерпретация имени французского короля Людовика IX). Значительные пожертвования на строительство храма делал французский священник, М. Контре, предпочитавший на итальянский манер именовать себя Маттео Контарелли. Караваджо должен был запечатлеть его небесного заступника – апостола Матфея. Известно, что до призвания Матфей был сборщиком налогов, мытарем. На картине «Призвание апостола Матфея» Матфей,

Призвание апостола Матфея, 1600
Призвание апостола Матфея, 1600

указывая пальцем на себя, словно изумленно вопрошает в ответ на приглашающий жест Христа: «Это я?». Луч света здесь символизирует мгновенное духовное озарение, пришедшее к Матфею. Примечательно, что на другом полотне, составляющем пару – "Мученичество святого Матфея" - Караваджо увековечил себя в одном из эпизодов жестокой сцены. Это бородатый мужчина с опущенной головой, расположившийся на заднем плане чуть левее центра картины.

Мученичество святого Матфея
Мученичество святого Матфея

Святой Матфей и ангел

В феврале 1602 года Караваджо поручили написать картину «Святой Матфей и ангел». Ей предстояло занять место между уже существующими двумя произведениями в алтарной части капеллы Контарелли. Сюжет был связан с моментом, когда ангел являлся Матфею, чтобы вдохновить его на создание одного из Евангелий. Караваджо, придерживаясь своих взглядов на реализм, изобразил ангела, направляющего руку Матфея по пергаменту. При этом евангелист выглядел как человек, не умеющий читать и писать. Этот вариант картины был отвергнут церковью, поскольку изображение сочли непристойным, в первую очередь из-за "оскорбительно выставленных на всеобщее обозрение обнажённых ног святого".

Святой Матфей и ангел, 1602
Святой Матфей и ангел, 1602

Караваджо незамедлительно написал более традиционный вариант. Его сочли подходящим, и эта работа до сих пор украшает алтарь капеллы Контарелли. Отвергнутое же полотно приобрел один из покровителей Караваджо – маркиз Винченцо Джустиниани. В период Второй мировой войны оно погибло на территории Германии.

Святой Матфей и ангел, 1602
Святой Матфей и ангел, 1602

Портреты

Караваджо оставил немного портретных работ: их количество легко запомнить, пересчитав по пальцам. Известен факт гибели единственного портрета женщины, написанного им – полотно уничтожено в Берлине, во время войны. Наиболее признанным принято считать «Портрет Алофа де Виньякура». Величественный магистр Мальтийского ордена, фактически управлявший Мальтой, представлен во весь рост, в доспехах и с оружием в руках. Караваджо работал над этим произведением, находясь на острове, в период с 1607 по 1608 годы. Существует ещё один портрет рыцаря-госпитальера, изображенный по пояс, который долгое время считался предварительным наброском для портрета Виньякура. Однако, современные искусствоведы не пришли к единому мнению по этому поводу.

Портрет Алофа де Виньянкура, 1608
Портрет Алофа де Виньянкура, 1608

Алтарные образы для римских храмов

В период с 1602 по 1606 год Караваджо создал пять алтарных образов для римских храмов. Три из них были отклонены заказчиками из-за "непристойности". Речь идет о картинах "Святой Матфей и ангел", "Успение Богородицы", а также "Мадонна и младенец со святой Анной".

Мадонна и младенец со святой Анной, 1606
Мадонна и младенец со святой Анной, 1606

Последнюю картину можно было наблюдать в соборе святого Петра всего лишь пару дней, после чего ее убрали. Церковники посчитали оскорбительным изображение обнаженного Христа спереди, тем более, что его возраст был существенно старше, нежели предусматривала традиция. Две картины, чья судьба сложилась более удачно - "Погребение Христа", датируемое 1602-1604 годами,

Погребение Христа, 1603
Погребение Христа, 1603

и "Мадонна Лорето", известная также как "Мадонна пилигримов", написанная в 1604-1605 годах. Однако и второе полотно не избежало противоречий. Д. Бальоне писал о нем: "Пилигримы – мужчина с грязными ногами и женщина в неаккуратном чепце - вызвали возмущение, поскольку многие увидели в них оскорбление столь возвышенного полотна". Это, впрочем, не помешало "Мадонне Лорето" стать одним из самых известных творений Караваджо.

Мадонна ди Лорето, 1604
Мадонна ди Лорето, 1604

Святые

У Караваджо имеется обширный цикл картин, где главными героями выступают отдельные святые. Наиболее часто встречаются образы святого Франциска, святого Иеронима и святого Иоанна Крестителя. Святого Франциска художники привыкли представлять как аскета в молитвенной позе, но на полотне Караваджо «Экстаз святого Франциска» он запечатлен в момент, когда на его теле появляются стигматы. Иероним у Караваджо – это престарелый книжник, поглощенный писательством, а Иоанн Креститель предстает в виде прекрасного полуобнаженного юноши, расположившегося в пустынном пейзаже.

Иоанн Креститель, 1604
Иоанн Креститель, 1604

Кисти Караваджо принадлежат также образы женщин-святых, как, например, «Кающаяся Магдалина», созданная приблизительно в 1593-1594 годах.

Кающаяся Магдалина, 1597
Кающаяся Магдалина, 1597

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: