Добрый день, уважаемые читатели!
«Сотворение Адама» (около 1511 года) - фреска размером приблизительно 2,8 х 5,7 метра, находится в Сикстинской капелле, Ватикан. Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства.
Джорджо Вазари описывал Адама Микеланджело, как образ, "чье тело и сама поза будто бы созданы рукой самого Творца, а не кистью смертного художника". Совершенный Адам безжизненен, недвижимо застыл, ожидая одухотворения, а в небесах, нисходя к нему, в окружении ангелов являет себя Бог-Отец. Длань Адама бессильно покоится на его колене. Творец же простер руку, чтобы даровать своему творению искру божественного Духа, почти соприкасаясь своим пальцем с пальцем Адама.
Именно "почти" – это ключевое слово. Между протянутыми пальцами Адама и Творца сохраняется микроскопический разрыв, который наделяет всю композицию ощущением предельного напряжения. Визуальный эффект, который возникает в этой точке, можно сопоставить с искрой электричества. Зритель словно чувствует, как божественная энергия вот-вот прорвется сквозь пустоту, чтобы мгновенно оживить первого человека.
Потолочные росписи
Роспись потолков имела долгую историю, уходящую корнями в глубокую древность. Однако новый виток популярности пришелся на закат XV столетия. В момент, когда Микеланджело получил заказ от папы Юлия II на оформление фрески в Сикстинской капелле, ее потолок не выделялся оригинальностью и практически ничем не отличался от потолков преобладающего числа церквей того времени. Он представлял собой небо, усыпанное сияющими звездами. Юлий II хотел, чтобы Микеланджело изобразил между арками фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок украсил "надлежащим орнаментом". Но Микеланджело принял иное решение.
Искусство украшения потолков имеет долгую историю, однако со временем оно было незаслуженно предано забвению. Подлинное возрождение интереса к этому виду творчества случилось лишь на рубеже XV столетия. Пионером в этой области стал Андреа Мантенья, выполнивший роспись в Мантуе. Его работа словно расширила границы внутреннего пространства, делая его более объемным. Мантенья применил новаторский прием "sotto in su" (вид снизу вверх), благодаря которому фигуры казались парящими в воздухе, над головами зрителей.
Спустя сто лет в похожей технике работал Аннибале Каррачи во дворце Фарнезе (Рим).
В XVIII столетии Джованни Баттиста Тьеполо оставил богатое наследие в виде потолочных и настенных росписей, созданных в технике фрески и маслом. С его работами традиция монументальной фрески в западно-европейском искусстве подошла к концу.
Линия в творчестве Микеланджело служит ярким отражением ренессансной идеи рисунка как фундамента предстоящей работы. Нельзя сказать, что данная практика была универсальной: скажем, венецианцы предпочитали "колорито", подразумевавшее создание полотна непосредственно красками. Однако для флорентийца Микеланджело, наброски с натуры, а также с древнеримских изваяний всегда были ключевым элементом его художественной техники. Он придерживался убеждения, что рисунок дает художнику свободу, высвобождает его воображение, позволяя передавать чувства и реализовывать сложные композиции, вроде тех, что можно видеть на потолке Сикстинской капеллы. Таким образом, мастерство в рисовании приобретало статус важнейшего компонента, неотъемлемой части искусства фрески.
Сикстинская капелла украшена росписями, выполненными в технике «буон фреско». Сам процесс происходит следующим образом: сначала наносится подготовительный рисунок, а затем его перекрывают красками, которые накладывают прямо на сырую штукатурку.
Перед тем, как приступить к живописи, к влажной штукатурке прикладывали картоны, то есть эскизы в натуральную величину. Таким способом изображение переносили на рабочую поверхность. Картон либо прокалывали по контуру рисунка, чтобы затем соединить получившиеся точки темным мелом, либо обводили контуры рисунка стилусом.
«Сотворение Адама», входящее в состав росписи потолка Сикстинской капеллы, было создано всего за пару лет, с 1508 по 1512 год, при незначительном содействии помощников. Первоначальный план предусматривал изображение фигур апостолов, восседающих на тронах. Однако, как с гордостью сообщал Микеланджело в письме 1523 года, он смог переубедить папу Юлия II, доказав ему несостоятельность первоначального замысла, и получил полную свободу для реализации собственного видения.
Если боковые стены капеллы раскрывают перед нами эпохи Закона (в лице Моисея) и Благодати (где предстает Христос), то роспись потолка погружает зрителя в колыбель человечества, описанную в Книге Бытия. Сцены из этой книги разделены на три группы, или триады. Первая группа повествует о сотворении мира. Далее следует триада, посвящённая Адаму и Еве: от их сотворения до искушения и изгнания из райского сада. Завершает цикл рассказ о Ное. Толкования смысла этих росписей могли бы заполнить внушительную библиотеку. Размещенная в папской капелле, она обязана была нести в себе ортодоксальное послание, но вместе с тем бесспорно отображает дух эпохи Возрождения.
Детали
Границы участков
При работе над монументальной фреской, ежедневно наносили свежий слой штукатурки, предназначенный для росписи «по сырому». В результате возникали едва различимые, неброские линии, разграничивающие участки, оштукатуренные в разные дни (таких фрагментов в "Сотворении Адама" – шестнадцать). Одна из этих границ, например, проходит по очертаниям шеи Адама.
Идеальный человек
Тело Адама, взиравшего на Творца, было безукоризненным. Физическая красота в данном случае выступает символом духовной чистоты первого человека, сотворенного по образу и подобию Божьему, еще не испытавшего на себе бремя греха. Этот образ Адама находит явный отклик в образе Христа.
Желуди и дубовые листья
У бедра Адама расположена рука юноши, обнаженного, одного из тех, кто сидит в углах потолочных панелей. Эта рука крепко держит рог изобилия, наполненный желудями и дубовыми листьями. Данный рог, встречающийся неоднократно на своде Капеллы, является аллюзией на фамилию Папы Юлия II, которая на итальянском языке звучит как «дуб».
Бог-Творец
Бог-Творец предстает в профиль, с развевающимися седыми волосами и бородой, как бы запечатлевая величие Создателя. Его взгляд устремлен вперед, словно усиливаясь многократным повтором - ангелы вторят Его направлению взглядами. Рука Бога обнажена, новаторски для европейского искусства, подчеркивая Его близость к человеку. Эта деталь имеет глубокое библейское обоснование: «Кому открыта рука Господня?». Эти слова относятся к Христу, прообразом которого является безгрешный Адам. Крайне популярной остается теория, что в изображении Бога-Творца Микеланджело зашифровал анатомическое точное изображение человеческого мозга.
Что думаете, действительно похоже?
Восстановленный цвет
Стопы Творца, Бога, ясно предстают на свежевыкрашенном, небесно-голубом фоне неба. До проведения реставрационных работ, всё великолепие цветовых нюансов, воплощенных Микеланджело, скрывала многовековая копоть.
Динамика
Длань не очнувшегося Адама бессильно повисла, к ней тянется перст Создателя. В случае касания пальцев картина потеряла бы динамику и внутреннее, сценическое, напряжение.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: