Найти в Дзене

Сотворение Адама, Микеланджело: Рождение человека

Добрый день, уважаемые читатели! «Сотворение Адама» (около 1511 года) - фреска размером приблизительно 2,8 х 5,7 метра, находится в Сикстинской капелле, Ватикан. Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джорджо Вазари описывал Адама Микеланджело, как образ, "чье тело и сама поза будто бы созданы рукой самого Творца, а не кистью смертного художника". Совершенный Адам безжизненен, недвижимо застыл, ожидая одухотворения, а в небесах, нисходя к нему, в окружении ангелов являет себя Бог-Отец. Длань Адама бессильно покоится на его колене. Творец же простер руку, чтобы даровать своему творению искру божественного Духа, почти соприкасаясь своим пальцем с пальцем Адама. Именно "почти" – это ключевое слово. Между протянутыми пальцами Адама и Творца сохраняется микроскопический разрыв, который наделяет всю композицию ощущением предельного напряжения. Визуальный эффект, который возникает в этой точке, можно сопоставить с искрой электричества. Зритель с
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

«Сотворение Адама» (около 1511 года) - фреска размером приблизительно 2,8 х 5,7 метра, находится в Сикстинской капелле, Ватикан. Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства.

Микеланджело, Сотворение Адама, около 1511 года
Микеланджело, Сотворение Адама, около 1511 года

Джорджо Вазари описывал Адама Микеланджело, как образ, "чье тело и сама поза будто бы созданы рукой самого Творца, а не кистью смертного художника". Совершенный Адам безжизненен, недвижимо застыл, ожидая одухотворения, а в небесах, нисходя к нему, в окружении ангелов являет себя Бог-Отец. Длань Адама бессильно покоится на его колене. Творец же простер руку, чтобы даровать своему творению искру божественного Духа, почти соприкасаясь своим пальцем с пальцем Адама.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Именно "почти" – это ключевое слово. Между протянутыми пальцами Адама и Творца сохраняется микроскопический разрыв, который наделяет всю композицию ощущением предельного напряжения. Визуальный эффект, который возникает в этой точке, можно сопоставить с искрой электричества. Зритель словно чувствует, как божественная энергия вот-вот прорвется сквозь пустоту, чтобы мгновенно оживить первого человека.

Место «Сотворения Адама» в Сикстинской капелле
Место «Сотворения Адама» в Сикстинской капелле

Потолочные росписи

Роспись потолков имела долгую историю, уходящую корнями в глубокую древность. Однако новый виток популярности пришелся на закат XV столетия. В момент, когда Микеланджело получил заказ от папы Юлия II на оформление фрески в Сикстинской капелле, ее потолок не выделялся оригинальностью и практически ничем не отличался от потолков преобладающего числа церквей того времени. Он представлял собой небо, усыпанное сияющими звездами. Юлий II хотел, чтобы Микеланджело изобразил между арками фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок украсил "надлежащим орнаментом". Но Микеланджело принял иное решение.

Потолок Сикстинской капеллы
Потолок Сикстинской капеллы

Искусство украшения потолков имеет долгую историю, однако со временем оно было незаслуженно предано забвению. Подлинное возрождение интереса к этому виду творчества случилось лишь на рубеже XV столетия. Пионером в этой области стал Андреа Мантенья, выполнивший роспись в Мантуе. Его работа словно расширила границы внутреннего пространства, делая его более объемным. Мантенья применил новаторский прием "sotto in su" (вид снизу вверх), благодаря которому фигуры казались парящими в воздухе, над головами зрителей.

Андреа Мантенья, Живописный плафон («окулюс»), Камера дельи Спози в Мантуе, 1473
Андреа Мантенья, Живописный плафон («окулюс»), Камера дельи Спози в Мантуе, 1473

Спустя сто лет в похожей технике работал Аннибале Каррачи во дворце Фарнезе (Рим).

Аннибале Карраччи, Триумф Бахуса и Ариадны, 1602
Аннибале Карраччи, Триумф Бахуса и Ариадны, 1602

В XVIII столетии Джованни Баттиста Тьеполо оставил богатое наследие в виде потолочных и настенных росписей, созданных в технике фрески и маслом. С его работами традиция монументальной фрески в западно-европейском искусстве подошла к концу.

Джованни Баттиста Тьеполо, Аллегория с Венерой и Временем, 1758
Джованни Баттиста Тьеполо, Аллегория с Венерой и Временем, 1758

Линия в творчестве Микеланджело служит ярким отражением ренессансной идеи рисунка как фундамента предстоящей работы. Нельзя сказать, что данная практика была универсальной: скажем, венецианцы предпочитали "колорито", подразумевавшее создание полотна непосредственно красками. Однако для флорентийца Микеланджело, наброски с натуры, а также с древнеримских изваяний всегда были ключевым элементом его художественной техники. Он придерживался убеждения, что рисунок дает художнику свободу, высвобождает его воображение, позволяя передавать чувства и реализовывать сложные композиции, вроде тех, что можно видеть на потолке Сикстинской капеллы. Таким образом, мастерство в рисовании приобретало статус важнейшего компонента, неотъемлемой части искусства фрески.

Эскиз к «Сотворению Адама»
Эскиз к «Сотворению Адама»

Сикстинская капелла украшена росписями, выполненными в технике «буон фреско». Сам процесс происходит следующим образом: сначала наносится подготовительный рисунок, а затем его перекрывают красками, которые накладывают прямо на сырую штукатурку.

Ливийская сивилла
Ливийская сивилла

Перед тем, как приступить к живописи, к влажной штукатурке прикладывали картоны, то есть эскизы в натуральную величину. Таким способом изображение переносили на рабочую поверхность. Картон либо прокалывали по контуру рисунка, чтобы затем соединить получившиеся точки темным мелом, либо обводили контуры рисунка стилусом.

Изгнание из рая
Изгнание из рая

«Сотворение Адама», входящее в состав росписи потолка Сикстинской капеллы, было создано всего за пару лет, с 1508 по 1512 год, при незначительном содействии помощников. Первоначальный план предусматривал изображение фигур апостолов, восседающих на тронах. Однако, как с гордостью сообщал Микеланджело в письме 1523 года, он смог переубедить папу Юлия II, доказав ему несостоятельность первоначального замысла, и получил полную свободу для реализации собственного видения.

Пророк Исайя
Пророк Исайя

Если боковые стены капеллы раскрывают перед нами эпохи Закона (в лице Моисея) и Благодати (где предстает Христос), то роспись потолка погружает зрителя в колыбель человечества, описанную в Книге Бытия. Сцены из этой книги разделены на три группы, или триады. Первая группа повествует о сотворении мира. Далее следует триада, посвящённая Адаму и Еве: от их сотворения до искушения и изгнания из райского сада. Завершает цикл рассказ о Ное. Толкования смысла этих росписей могли бы заполнить внушительную библиотеку. Размещенная в папской капелле, она обязана была нести в себе ортодоксальное послание, но вместе с тем бесспорно отображает дух эпохи Возрождения.

Схема Сикстинской капеллы
Схема Сикстинской капеллы
Схема Сикстинской капеллы
Схема Сикстинской капеллы

Детали

Границы участков

Фрагмент работы
Фрагмент работы

При работе над монументальной фреской, ежедневно наносили свежий слой штукатурки, предназначенный для росписи «по сырому». В результате возникали едва различимые, неброские линии, разграничивающие участки, оштукатуренные в разные дни (таких фрагментов в "Сотворении Адама" – шестнадцать). Одна из этих границ, например, проходит по очертаниям шеи Адама.

Идеальный человек

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Тело Адама, взиравшего на Творца, было безукоризненным. Физическая красота в данном случае выступает символом духовной чистоты первого человека, сотворенного по образу и подобию Божьему, еще не испытавшего на себе бремя греха. Этот образ Адама находит явный отклик в образе Христа.

Желуди и дубовые листья

Фрагмент работы
Фрагмент работы

У бедра Адама расположена рука юноши, обнаженного, одного из тех, кто сидит в углах потолочных панелей. Эта рука крепко держит рог изобилия, наполненный желудями и дубовыми листьями. Данный рог, встречающийся неоднократно на своде Капеллы, является аллюзией на фамилию Папы Юлия II, которая на итальянском языке звучит как «дуб».

Бог-Творец

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Бог-Творец предстает в профиль, с развевающимися седыми волосами и бородой, как бы запечатлевая величие Создателя. Его взгляд устремлен вперед, словно усиливаясь многократным повтором - ангелы вторят Его направлению взглядами. Рука Бога обнажена, новаторски для европейского искусства, подчеркивая Его близость к человеку. Эта деталь имеет глубокое библейское обоснование: «Кому открыта рука Господня?». Эти слова относятся к Христу, прообразом которого является безгрешный Адам. Крайне популярной остается теория, что в изображении Бога-Творца Микеланджело зашифровал анатомическое точное изображение человеческого мозга.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Что думаете, действительно похоже?

Восстановленный цвет

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Стопы Творца, Бога, ясно предстают на свежевыкрашенном, небесно-голубом фоне неба. До проведения реставрационных работ, всё великолепие цветовых нюансов, воплощенных Микеланджело, скрывала многовековая копоть.

Динамика

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Длань не очнувшегося Адама бессильно повисла, к ней тянется перст Создателя. В случае касания пальцев картина потеряла бы динамику и внутреннее, сценическое, напряжение.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: