Найти в Дзене

История искусства: Скульптура в XVII веке. Торжество религии и власти

Добрый день, уважаемые читатели! В XVII веке искусство скульптуры достигает апогея. Скульпторы стремятся теперь не воплотить мировую гармонию, а выразить величие власти. Изломанность контуров - отражение метаний века - благоприятствует передаче движения и изменения, в чем скульпторы видят отныне главную свою задачу. Контрреформация заставила церковь задуматься над желательным для нее смыслом религиозного искусства и образов. В то же время наука разрушает представление о всемирной гармонии как отражении Божества. Микроскоп и математика открывают вещи, лежащие за пределами чувственного восприятия. Искусство барокко, возникшее в Риме, отражает как метафизические сомнения, так и озабоченность церковных властей. Во Франции «большой стиль» выражает уверенность абсолютной монархии и господство картезианства. Но атмосфера садов Версаля благоприятствует излиянию «душевных страстей». Церковь стремится вновь привлечь верующих к своим алтарям и часовням. Она хочет вновь, как в Средние века, создат
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

В XVII веке искусство скульптуры достигает апогея. Скульпторы стремятся теперь не воплотить мировую гармонию, а выразить величие власти. Изломанность контуров - отражение метаний века - благоприятствует передаче движения и изменения, в чем скульпторы видят отныне главную свою задачу.

Джованни Лоренцо Бернини, Давид, 1623-1624
Джованни Лоренцо Бернини, Давид, 1623-1624

Контрреформация заставила церковь задуматься над желательным для нее смыслом религиозного искусства и образов. В то же время наука разрушает представление о всемирной гармонии как отражении Божества. Микроскоп и математика открывают вещи, лежащие за пределами чувственного восприятия. Искусство барокко, возникшее в Риме, отражает как метафизические сомнения, так и озабоченность церковных властей. Во Франции «большой стиль» выражает уверенность абсолютной монархии и господство картезианства. Но атмосфера садов Версаля благоприятствует излиянию «душевных страстей».

Джованни Лоренцо Бернини, Кафедра Святого Петра в соборе Святого Петра, XVII век
Джованни Лоренцо Бернини, Кафедра Святого Петра в соборе Святого Петра, XVII век

Поучать и убеждать

Церковь стремится вновь привлечь верующих к своим алтарям и часовням. Она хочет вновь, как в Средние века, создать пространство, где народу предстают основные элементы обновленного вероучения. Художник должен отныне хорошо разбираться в догматике, создавая внятные образы, возвышающие душу и ведущие к благочестию. Для священных изображений устанавливается общепонятный канон, фиксируемый в специальных трактатах, как, например, «Иконография» Чезаре Рипы, опубликованная на итальянском в 1593 году, а на французском в 1643. Церковь показывает светской власти образцы представительства, которым следуют в Париже, Риме и Мадриде.

Маттиас Штайнль, Леопольд I как победитель турок, 1690-1693
Маттиас Штайнль, Леопольд I как победитель турок, 1690-1693

Создаются просторные помещения для торжественных выходов монарха, конные статуи государей становятся центрами парадных площадей. Этим монументальным аллегориям власти поклоняются во время торжественных церемоний вступления на престол.

Якоба Ауэра, Аполлон и Дафна, 1688-1690
Якоба Ауэра, Аполлон и Дафна, 1688-1690

Движение

В эту эпоху, когда художники перемещаются с севера на юг по оси Амстердам - Антверпен - Париж - Рим - Неаполь, в движении находится все. Фламандец Ван дер Богарт работает в Риме под псевдонимом Дежарден, Француз Дюкенуа некоторое время соперничает с Бернини, кумиром своего века, триумфально въехавшим в Париж в 1665 году, в возрасте 67 лет.

Франсуа Дюкенуа, Святой Андрей, 1629–1635
Франсуа Дюкенуа, Святой Андрей, 1629–1635

Небольшие бронзовые отливки, изготовляемые во Флоренции, главным образом в мастерской Жана де Булоня, быстро тиражируют знаменитые произведения современной скульптуры.

Купающаяся Венера, мастерская Жана де Булоня, XVII век
Купающаяся Венера, мастерская Жана де Булоня, XVII век

В Испании, в процессии на Пасхальной неделе, несут реалистические многофигурные композиции из раскрашенного дерева, так называемые «палос».

Работа Грегорио Фернандеса
Работа Грегорио Фернандеса

Их изготовляют знаменитейшие скульпторы Грегорио Фернандес и Хосе Бенито де Хурригвера.

Работа Грегорио Фернандеса
Работа Грегорио Фернандеса

Но и неподвижные статуи словно плывут по церкви, где материалы (камень, бронза, стекло, полихромный мрамор) с помощью освещения соединяются в единое текучее и переливающееся целое. Скульптуры Альгарди и Бернини дышат, мраморные изображения Пьера Пюже трепещут. Динамика летящей одежды увлекает барочную скульптуру в занебесные области.

Алессандро Альгарди, Надгробие папы Льва XI. Собор Святого Петра, Ватикан
Алессандро Альгарди, Надгробие папы Льва XI. Собор Святого Петра, Ватикан

Известные произведения

ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ

Джованни Лоренцо Бернини, 1647-1652

Джованни Лоренцо Бернини, Экстаз Святой Терезы, 1647-1652
Джованни Лоренцо Бернини, Экстаз Святой Терезы, 1647-1652

Святая Тереза на фоне зеленого мрамора и позолоченной бронзы словно парит в невесомости. Уступы скалы поддерживают текучую массу складок платья, в своем падении увлекающих за собой святую.

Джованни Лоренцо Бернини, Экстаз Святой Терезы, 1647-1652
Джованни Лоренцо Бернини, Экстаз Святой Терезы, 1647-1652

Святая Тереза изображена в состоянии полной прострации. Духовная эротика, проявляющаяся в движениях души и тела, выходит за рамки условного приличия и создает новую концепцию личности, для которой важно уже не владение собой или общественное положение, как в эпоху Возрождения, а способность отдаваться мистическим силам или силе страсти.

Джованни Лоренцо Бернини, Экстаз Святой Терезы, 1647-1652
Джованни Лоренцо Бернини, Экстаз Святой Терезы, 1647-1652

ФОНТАН ЧЕТЫРЕХ РЕК

Джованни Лоренцо Бернини, 1648-1651

Джованни Лоренцо Бернини, Фонтан четырех рек, 1648-1651
Джованни Лоренцо Бернини, Фонтан четырех рек, 1648-1651

Скульптура в XVII веке, наряду с архитектурой и градостроительством, - наиболее эффективная форма воплощения абсолютной власти. Эта скульптура создана по заказу Папы Урбана VIII как символ всемирного господства церкви: четыре реки: Дунай, Ганг, Нил, Рио де ла Плата символизируют четыре континента, на которые простирается власть церкви.

Джованни Лоренцо Бернини, Фонтан четырех рек, 1648-1651
Джованни Лоренцо Бернини, Фонтан четырех рек, 1648-1651

Бернини воздвигает вытянутую пирамиду, устремленную в небо и увенчанную крестом. Он искусно соединяет природные элементы, подражания природе и аллегории. В центре водного зеркала помещен утес из травертина, по уступам которого струится вода.

Джованни Лоренцо Бернини, Фонтан четырех рек, 1648-1651
Джованни Лоренцо Бернини, Фонтан четырех рек, 1648-1651

Свет укрощает экзотическую природу: пальму, гнущуюся под ветром, льва на водопое. Мраморные фигуры рек, застывшие в неправдоподобном равновесии, соединяют мощь и текучесть.

КОННАЯ СТАТУЯ ЛЮДОВИКА XIV В ОБРАЗЕ МАРКА КУРЦИЯ

Джованни Лоренцо Бернини и Франсуа Жирардон, 1685-1671

Джованни Лоренцо Бернини и Франсуа Жирардон, Конная статуя Людовика XIV в образе Марка Курция, 1685-1671
Джованни Лоренцо Бернини и Франсуа Жирардон, Конная статуя Людовика XIV в образе Марка Курция, 1685-1671

Когда Кольбер заказал Бернини в 1665 году эту конную статую для Лувра, канон изображения Людовика XIV еще не сложился. Скульптура была закончена лишь 20 лет спустя. Образ молодого порыва, запечатленный в ней, был к этому времени уже неуместен и вызвал раздражение короля. Жирардон добавил к статуе языки пламени, дал ей новое имя и сослал в Большие конюшни Версаля. Сейчас свинцовая копия произведения Бернини выставлена перед Луврской пирамидой.

КОРОЛЬ ФРАНЦИИ ЛЮДОВИК XIV НА КОНЕ

Франсуа Жирардон, 1692-1685

Франсуа Жирардон, Король Франции Людовик XIV, 1692-1685
Франсуа Жирардон, Король Франции Людовик XIV, 1692-1685

В том же 1685 году Жирардону была заказана конная статуя Людовика XIV в образе Марка Аврелия, представляющая собой противоположность произведению Бернини: сверкающая бронза из мастерской Келлера, четкие очертания, уравновешенность и достоинство позы. Здесь заметна адаптация барокко к французскому «большому стилю», удержавшему тем не менее его монументальные пропорции.

ПЕРСЕЙ, ОСВОБОЖДАЮЩИЙ АНДРОМЕДУ

Пьер Пюже, 1679-1684

Пьер Пюже, Персей, освобождающий Андромеду, 1679-1684
Пьер Пюже, Персей, освобождающий Андромеду, 1679-1684

Скульптор виртуозно обыгрывает античный сюжет в контрастах барочной динамики, но эпизод освобождения диктует более спокойный стиль. Скульптура была задумана для Версальского парка, где фигура женщины из полированного мрамора сияла бы на солнце на фоне мужской фигуры, устойчивой, как скала, и более шероховатой. Искусство Пюже создает необыкновенное равновесие между полетом воображения и необходимой дисциплиной.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: