Найти тему

Афинская школа, Рафаэль: Классическая гармония

Добрый день, уважаемые читатели! Мы продолжаем разговор о великом итальянском художнике Рафаэле и сегодня разберем один из главных шедевров мастера, «Афинская школа» 1509-1511 годов.

Рафаэль Санти, Афинская школа, 1510-1511
Рафаэль Санти, Афинская школа, 1510-1511

Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.

Фрагмент работы: Страбон или Заратустра, Клавдий Птолемей, Рафаэль в образе Апеллеса и Пьетро Перуджино в образе Протогена
Фрагмент работы: Страбон или Заратустра, Клавдий Птолемей, Рафаэль в образе Апеллеса и Пьетро Перуджино в образе Протогена

«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но тем не менее художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж. А то, что изображенное на фреске здание по своей архитектуре ближе к классическому римскому, чем к греческому стилю, подчеркивает слияние двух культур, которое произошло в итальянском Ренессансе под влиянием философских идей Древней Греции.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображенные на ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя на самом деле высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

Афинская школа, 1510-1511 в Станца делла Сеньятура Ватиканского дворца
Афинская школа, 1510-1511 в Станца делла Сеньятура Ватиканского дворца

В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Одним из них был «Запрестольный образ Монтефельтро» работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода.

Пьеро делла Франческа, Алтарь Монтефельтро, 1472-1474
Пьеро делла Франческа, Алтарь Монтефельтро, 1472-1474

Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы «Христос вручает ключи апостолу Петру» точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем « Поклонении волхвов».

Пьетро Перуджино, Вручение ключей апостолу Петру, 1482
Пьетро Перуджино, Вручение ключей апостолу Петру, 1482
Сандро Боттичелли, Поклонение волхвов, 1470-1474
Сандро Боттичелли, Поклонение волхвов, 1470-1474

Однако в своей работе Рафаэль идет дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и человеческими фигурами, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля.

Рафаэль, Мадонна Ансидеи, 1505-1507
Рафаэль, Мадонна Ансидеи, 1505-1507

Центральные арки здания усиливают и подчеркивают основные фигуры - Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.

Детали

Статуя Аполлона

Фрагмент работы
Фрагмент работы

В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применен контраст, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплощение мужской красоты и разума, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках. В противоположном нефе в стенной нише стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Платон и Аристотель

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля - вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи - у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные.

Математика и музыка

Фрагмент работы
Фрагмент работы

В своих работах Пифагор (около 580-около 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске.

Автопортрет с древними греками

Фрагмент работы
Фрагмент работы

На Фреске Рафаэль нарисовал самого себя, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Заратустре.

Киник Диоген

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Полуобнаженная, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура - это греческий киник Диоген (около 400-325 гг. до н.э.), философия которого была основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожженной глины.

Евклид и ученики

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.

Кто изображен на работе
Кто изображен на работе

О других работах Рафаэля читайте в скором продолжении.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также:

и другие материалы