Найти в Дзене
Философия f/5.6

Смена-35 :: последняя из могикан эпохи раннего Ельцина

Эта модель была финальной в линейке Смен; выпускалась с 1990 года и, как я предполагаю, до 1993-го включительно. Две такие камеры я купил в 2013 году у продавца с большой коробкой этих фотоаппаратов. Цена была совсем смешная и я решил: «беру сразу две, разных цветов принта верхнего щитка». Одна камера была с синей полосой на щитке, вторая с зелёной. Всё было по полной программе – в коробках, чехлах и с инструкциями. «Синяя» (буду их так различать) с № 92818140 выпущена в 1992 году, «зелёная» № 92830975 уже 27.01.1993 года. Цена в инструкциях уже не указана, это понятно. Самое веселое – во всех практически инструкциях к советским фотоаппаратам есть фраза: «Название_аппарата» – современный фотоаппарат, предназначенный для широкого круга фотолюбителей». Поищите инструкцию к своему фотику; там это тоже будет. Не для начинающих, не для дебилов (с одной выдержкой и диафрагмой, например), не для квалифицированных потребителей… А вот для широкого круга и всё, без вариантов. Чехлы (их даже кофр

Эта модель была финальной в линейке Смен; выпускалась с 1990 года и, как я предполагаю, до 1993-го включительно. Две такие камеры я купил в 2013 году у продавца с большой коробкой этих фотоаппаратов. Цена была совсем смешная и я решил: «беру сразу две, разных цветов принта верхнего щитка». Одна камера была с синей полосой на щитке, вторая с зелёной.

Всё было по полной программе – в коробках, чехлах и с инструкциями. «Синяя» (буду их так различать) с № 92818140 выпущена в 1992 году, «зелёная» № 92830975 уже 27.01.1993 года. Цена в инструкциях уже не указана, это понятно. Самое веселое – во всех практически инструкциях к советским фотоаппаратам есть фраза: «Название_аппарата» – современный фотоаппарат, предназначенный для широкого круга фотолюбителей». Поищите инструкцию к своему фотику; там это тоже будет. Не для начинающих, не для дебилов (с одной выдержкой и диафрагмой, например), не для квалифицированных потребителей… А вот для широкого круга и всё, без вариантов.

Чехлы (их даже кофрами не назовёшь) пошиты из ткани категории «на тебе боже, что нам негоже». Один вообще сшит наизнанку – внутри он красивее, чем снаружи (видно на фото). Короче говоря, эти камеры даже чисто визуально сигналят о наступлении трудных времён. Конструкция корпуса в полный голос говорит: «А что вы хотели? Надо было максимально удешевить аппарат. Металл использован только там, где его нельзя заменить пластиком. Радуйтесь, что затвор ещё из тех времён – ряд выдержек 1/15” – 1/250” и линзы из оптического стекла в латунном стакане, а не в пластиковом». Так оно и есть. Смена-8М против 35-ой просто роскошный аппарат. Хотя, дизайн Смена-35 очень неплох; аппарат выглядит, не побоюсь этого слова, инновационно для тех лет.

У камеры полистироловый корпус – наименее колкий из всех Смен. В видоискатель виден красный колпачок рычага затвора – сразу видно, когда он не взведён и теперь рычаг не попадает под палец правой руки. Видоискатель лучше, чем у Смена-8М – он двухлинзовый, а не рамочный; угол обзора соответствует объективу 50мм. Отличный захват хвоста плёнки приёмной катушкой при зарядке камеры. Интересно выполненный механизм включения обратной перемотки позволяет делать ночные кадры на длительной выдержке без необходимости удерживать кнопку пальцем (резьбы под тросик нет). Есть крышка на объектив. Наплыв на корпусе улучшает хват.

Теперь о недостатках, которые есть у Смена-35. Ведомая кадровой перфорацией звёздочка одета на вал ограничительной шестерни без натяга и болтается. Это приводит к проскальзыванию плёнки и огромным межкадровым промежуткам шириной в 3-4 перфорации. Пришлось посадить звёздочку на фольгу внатяг. Из-за смазанного сборщиками (вероятно, прикола ради) фрикциона барабана счётчика кадров, он показывает (в неведомом порядке) температуру воздуха городов мира. Смазку надо удалить. Вместо бесконечности (на обеих камерах) фокусер в положении «бесконечность» сфокусирован на 10 метров. Иными словами, на дистанции один метр получим фронтфокус.

Теперь собственно о фотографировании. Хороший объектив схемы Триплет даёт достаточно резкое изображение. Ярко выраженных «зайцев» не ловит, но световые потоки иногда ложатся на кадр совершенно непредсказуемо, хотя шахту объектива я оклеил чёрной бархотной бумагой. Контровый свет заметно роняет сочность цвета. Светосила объектива не высокая, но f/2.8 шкальнику не показана – на коротких дистанциях можно не попасть резкостью в нужное место. Для повседневного использования Смена-35, самой правильной чувствительностью плёнки для лета будет 100 единиц. Тогда, на улице, самыми ходовыми выдержками станут 1/125" и 1/250", а диафрагма f/5.6 - f/11 (зимой – 200 единиц). Угол обзора объектива с фокусным расстоянием 40 мм достаточно широк для фотографирования людей и пейзажей. Для архитектурной съёмки он, конечно, узковат. Смена-35 подходит для Стрита – люди не воспринимают камеру всерьёз или вообще не замечают – на улице спуск затвора еле слышен самому фотографирующему.

На цветной негатив я снимал давно, а на Ч/Б буквально вчера. Чтобы хоть как-то сделать Т-43 поинтереснее, я спилил на затворе шпенёк стопора фокусера и получил МДФ 0,4 метра. Но, так как на 0,4м фокусер уже почти вываливается из нарезов, снимал на 0,5м. Заметная и на одном метре закрутка фона, на 0,5м стала более выраженной. Объектив Т-43 хороший; во всяком случае, более характерный, чем Индустар-61. И резкость на f/4 неплохая, просто я частенько получал шевеленку на 1/15”, так как с плёнкой КН-1, при её ISO 9 единиц да ещё в пасмурную погоду, проходил по нижней кромке экспочисел.

Вы знаете, что я фотолюбитель непритязательный, и без снобизма снимаю пластмассовыми камерами: Эликон-535, Эликон 35СМ и Агат-18, но со Сменой-35 всё плёнку не проходило ощущение, что это игрушка. Знаете, были такие маленькие детские швейные машинки; они шили одной ниткой мешочным швом. Если потянуть за хвостик нитки, то сшитые детали легко разъединяются. И с 35-ой было ощущение, что при перемотки плёнки все кадры «высыпятся». Не повезло этой, вполне серьёзной (по сравнению с Sunpet) камере с годом рождения и с тогдашней обстановкой в нашей стране.

Статья написана без использования нейросетей.
Автор текста: Елизаров Сергей [necster].
Фотографии автора.